картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
картотека (старшая группа) по теме

Галина Михайловна Кузьминых

 21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает ребёнка в электронике? Какую пользу он может извлечь, играя с этими устройствами? Всегда ли эти игры полезны для ребёнка?  

Последнее время перед нами встаёт вопрос: что делать если у дошкольников снизиласлсь познавательная активность? Да, конечно, игры с реальными предметами стали заменяться на виртульные, тем самым лишая ребёнка тактильных ощущений.  Для развития познавательной активности старших дошкольников в нашей группе мы стали широко использовать три вида дидактических игр: игры с предметами: «Описываем различные свойства предметов», «Ищем одинаковые свойства предметов», «Сравнение предметов», «Почему овал не катится?», «Какой?», «Угадай, где?», «Угадай, где?» и др., словесные игры: «Бывает - не бывает», «Назови одним словом», «Встань на место», «Вчера, сегодня, завтра», «Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок», «Летает - не летает», «Назови мамину профессию», «Угадай профессию» и т.п. Настольно-печатные: «Подбери предметы», «Обобщение-исключение», «Посчитай птичек», «Найди пару», «Профессии» и др. Все игры находятся в свободном для детей доступе.

Изначально мы предлагаем детям интересную игру, знакомим с правилами и игровым материалом. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Так же дидактические игры способствуют расширению круга представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде, воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.

В последствии ребята имеют возможность самостоятельно выбирать игру. С этой целью в группе предусмотрено просторное место, чтобы дети не были стеснены пространством при выборе той или другой игры.

Важно регулировать продолжительность дидактических игр, так как излишняя продолжительность игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, чтобы вместо ожидаемой пользы не получится вред.

Для удобства нами разработаны картотеки дидактических игр по познавательному развитию (по ознакомлению с окружающим миром, по формированию экологических представлений, по формированию математических представлений) по речевому развитию и подобран необходимый игровой материал.

Таким образом, дидактические игры способствуют развитию познавательной активности старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_i_o_profes.docx56.83 КБ
Файл d_i_po_ekolog.docx985.75 КБ
Файл kartoteka_d_i_poznav._razvitie.docx143.94 КБ
Файл kart_d_i_po_femp.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

Картотека дидактических игр

по ознакомлению с миром профессий.

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»

Кузьминых Галина Михайловна

                           Источник: «http://nsportal.ru/»

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

 «Профессии».

Цель: уточнить представления детей о труде взрослого, опираясь на «модели труда». Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий, карточки с «орудиями труда».

Инструкция: педагог обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные карточки, и раздаёт детям карточки с изображениями символов труда. Затем предлагает рассмотреть их и сказать, какие предметы изображены на карточках, обобщив эти предметы «орудия труда». Воспитатель спрашивает у детей о людях, которые используют изображённые орудия труда. Детям предлагается найти сюжетную картинку, на которой изображён человек, пользующийся этими предметами. Игровое задание считается выполненным, когда все дети правильно

                  соотнесли все карточки «моделей труда» и сюжетные картинки.

                           В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать о профессии,

                            которую они выбрали, о том, как человек этой профессии использует

                               орудия труда.

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Не пропусти профессию»

Цель: Развить способности к переключению внимания, расширение кругозора. Обогащать словарный запас детей.

Инструкция: педагог предлагает детям внимательно слушать слова, которые он начнёт произносить и когда среди слов будет встречаться название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов: Лампа, водитель, ножницы, шахтёр, яблоко, болтун, доктор, ананас,

                         фабрика, карандаш, ветеринар, тетрадь, чайник, бутерброд, учитель,

                           гроза, обруч, тракторист, ложка, полянка, библиотека, мама, человек,

                            продавец, птица, река, очки, попугай, парикмахер, стул, огород,

                              строитель, окно, милиционер, пожарный, скамья, ребёнок,

                                     воспитатель и т. д.

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Угадай профессию»

Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Оборудование: картинки с изображением предметов профессиональной деятельности.

Инструкция: педагог предлагает детям отгадать к какой профессии относятся эти предметы.

                            Весы, прилавок, товар (Продавец).

                            Каска, шланг, вода (Пожарный).

                            Сцена, роль, костюм (Актёр).

                             Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея).

                             Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар).

                            Доска, мел, учебник (учитель).

                            Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель).

                            Болезнь, таблетки, белый халат (Врач).

                            Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер).

                             Корабль, море, штурвал (Моряк).

                           Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь).

                     Примечание: можно играть без картинок, дети на слух определяют о

                                           какой профессии говорит педагог.

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Что лишнее?»

Цель: Побуждать детей группировать предметы по назначению и функциям.

Оборудование: картинки с изображением предметов рукотворного и природному миров.

Инструкция: Педагог предлагает детям помочь ему разобрать перепутанные картинки: необходимо найти все картинки, с изображением предметов, созданные человеком. В ходе игры уточнить из чего они сделаны, для чего нужны эти предметы.

Для чего и как помогают нам предметы природного происхождения.

                             Примечание: можно предложить детям описать предметы.

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Будем мы трудиться».

Цель: формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование: картинки с изображением: бабушки, огорода, кухни, комнаты, орудий труда и игрушками.

        

Инструкция: педагог предлагает детям помочь бабушке: посадить на огороде овощи и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате. Для этого необходимо уточнить что нам нужно для работы на городе, на кухне, в комнате. Дети должны

                       назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он

                      нужен, затем положить картинку к соответствующему рисунку.

                         Примечание: задание считается выполненным, если все картинки

                                                 разложены правильно.

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Осваиваем профессии».

Цель: формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению, закрепить название профессий.

Оборудование: картинки предметов профессиональной деятельности.

Инструкция: педагог предлагает детям выбрать себе профессию, затем подобрать

                    картинки с изображением необходимых для своей работы предметов и

                      рассказать, что они будут делать с помощью этих предметов.

                            Примечание: можно предложить рассказать из чего сделаны эти

                                                  предметы.

 

http://s014.radikal.ru/i329/1105/71/79273df23ad4.jpg

«Мастерская по ремонту».

Цель: формировать умение сопоставлять в предмете часть и целое; устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и строением.

Оборудование: целые картинки с изображением предметов профессиональной деятельности, и такие же, но разделенные на части.

Инструкция: педагог предлагает детям рассмотреть изображённый на картинке предмет, а затем предлагает ребёнку собрать такой же предмет, предварительно убрав

                       одну из частей. Необходимо уточнить, какой части не хватает, можно ли

                        обойтись без неё и почему. Если ребёнок ответил на вопросы, он

                                     доделывает предмет, установив на место недостающую часть.



Предварительный просмотр:

                     F:\Для ГМО февраль 16\фон през\75979-pticy.jpg

                Картотека

            дидактических игр

                  по формированию

                   экологических

                представлений

                                                            Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»

                                                                            Кузьминых Галина Михайловна

                              Источник: «http://nsportal.ru/»

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Съедобное – несъедобное»

 

Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование: корзинка, предметные картинки с

изображение съедобных и несъедобных грибов.

Инструкция: на столе перед каждым ребенком

 лежат картинки отгадки. педагог загадывает

загадку о грибах, дети отыскивают и кладут

картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

«Назови три предмета.http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

Цель: формировать умение классифицировать.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог, бросая кому-нибудь из детей мяч,

называет одно слово, например, птицы, а поймавший

мяч, должен назвать трёх птиц.

Примечание: далее игру можно продолжать называя

диких или домашних животных, цветы, деревья,

 овощи и фрукты.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Полезные – неполезные»

Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах.

Оборудование: карточки с изображением продуктов.

Инструкция: педагог предлагает выбрать из предложенных

продуктов только полезные.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки,

капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные

конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Примечание: предложить детям объяснить,

 чем вредны не выбранные ими продукты.

«Узнай и назови»http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

Цель: закрепить знания о лекарственных растений.

Оборудование: картинки лекарственных растений.

Инструкция: педагог предлагает детям помочь уточнить

названия лекарственных растений, где они растут,

когда и где их собирают.

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом,

подорожник (собирают только листики без ножек)

весной и в начале лета, крапиву – весной,

когда она только – только вырастет.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Оборудование: картинки растения, птиц, зверей, человека,

 солнца, воды и т.д.

Инструкция: педагог предлагает детям рассмотреть

предложенные на столе картинки, изображающие

растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.

Затем, убирая одну из картинок, уточняет, что произойдёт

с оставшимися живыми объектами, если на Земле

не будет спрятанного объекта.

Например: убирает птицу – что будет с остальными

 животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Четвертый лишний»http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Инструкция: педагог, называя четыре слова, предлагает детям  

сказать какое лишнее.

1) таракан, муха, пчела, майский жук;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) стрекоза, мотылек, шмель, воробей;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) заяц, еж, лиса, шмель;

7) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) кузнечик, божья коровка, воробей, комар.

Примечание: в игре можно использовать

печатный материал.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Цепочка»

Цель: формировать знания детей об объектах живой и неживой природы.

Оборудование: картинки с изображением объектов живой

и неживой природы.

Инструкция: педагог предлагает, передавая картинку

с изображением объекта живой или неживой природы,

 по очереди называть по одному признаку данного

объекта, так, чтобы не повториться.

Например, «лиса» - животное, дикое, лесное, рыжее,

пушистое, ищет добычу, живёт в норе и т.д.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Кто где живёт»

Цель: формировать знания о животных и местах их обитания.

Оборудование: картинки с изображением животных

и мест обитания различных животных (нора, берлога,

река, дупло, гнездо и т.д.)

Инструкция: педагог предлагает детям помочь

животных, показывая картинку с изображением животного,

ребёнок должен назвать, где оно обитает, и если совпадает

с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Летает, плавает, бегает»

Цель: формировать знания об объектах живой природы.

Оборудование: картинки с изображением объектов живой природы.

Инструкция: педагог предлагает детям изобразить

способ передвижения объекта живой природы,

который он показывает или называет.

Например: при слове «медведь» дети начинают

двигаться на месте как медведь;

при слове «синица» - изображают полёт птицы.

 

«Что это такое?»http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

Цель: формировать знания о живой и неживой природе.

Инструкция: педагог, перечисляя признаки предмета

живой или неживой природы, предлагает детям отгадать

 что или кто это. Если дети его отгадали, загадывается

следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

 

Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое,

сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное,

можно встретить на крестьянском дворе, в лесу,

даже в городе, из него вылупляются птенцы.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Я знаю»

Цель: формировать знания о природе.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог, бросая мяч называет класс объектов

 природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы).

Ребёнок, поймавший мяч, говорит:

«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет

(например, лось, лиса, волк, заяц, олень)

и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

 

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Живое – неживое»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Оборудование: картинки с изображением объектов живой

и неживой природы.

Инструкция: педагог называет предметы живой и

неживой природы. Если это предмет живой природы,

дети - машут руками, если предмет

неживой природы - приседают.

Примечание: игру можно проводить с помощью

картинок с изображением объектов живой

и неживой природы.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/Leto-romashki-shablon-prevyu-2.png

«Узнай птицу по силуэту»

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Оборудование: силуэты птиц, цветные картинки птиц.

Инструкция: педагог предлагает детям узнать и назвать

птицу по силуэту. И уточнить: перелетная или зимующая птица.

Примечание: можно предложить второй

вариант игры: найти пару к силуэту.



Предварительный просмотр:

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Картотека дидактических игр

по познавательному развитию

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»

Кузьминых Галина Михайловна

Источник: «http://nsportal.ru/»

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Летает-не летает». (с мячом).

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например: стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

«Описываем различные свойства предметов».http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: развивать умение описывать любой предмет или игрушку.

Оборудование: игрушки, предметы по тематике, выбранной педагогом.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы взрослого.

Инструкция: Ребята, внимательно посмотрите на эту игрушку и ответьте на вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение 1: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Усложнение 2: предложить детям самим задавать вопросы

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок»

Цель: развивать умение отгадывать предмет по описанию.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог предлагает детям отгадать загадки, отвечает тот ребёнок, которому бросят мяч.

Описание. Ребята внимательно слушайте загадки, отвечает тот, у кого мячик. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать,

когда работу начинать».  

«Голубой платок, алый   колобок, по   платку   катается,

людям улыбается».   

 «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

«По новым местам».http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик.

Кто займет новый домик последним — считается проигравшим.

Начинаем игру».

Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное

сопровождение или песню

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Ищем одинаковые свойства предметов».

Цель: развивать тактильные ощущения.

Оборудование: мешочек, набор предметов по усмотрению педагога.

Инструкция: предложить детям поочерёдно опускать руку в мешочек, выбрать один предмет и назвать его.

Описание.1. Определить на ощупь, что это за вещи.

2. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.

«Вчера, сегодня, завтра» http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». 

Оборудование: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра». 

Инструкция: по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра».

Описание. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог

 громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»

Дети бегут к домику под названием «вчера».

Затем возвращаются в круг, игра продолжается. 

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

 

«Сравнение предметов».

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Оборудование: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

Инструкция: педагог предлагает детям подобрать фигуры,

отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

Описание. Ребята, рассмотрите эти фигуры.

Как называются эти фигуры?

Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками.

Подбери самые непохожие.

«Сравнение слов»http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, находить сходства и различия.

Инструкция: педагог предлагает детям найти сходства и различия между предметами. Для сравнения предлагаются пары слов (картинок):

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Описание. Ребята, скажите, вы видели муху? А бабочку? Похожи муха

и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

И т.д.

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и

фигуру овальной формы 
Оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры.
Инструкция: На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг.

Описание. Ребята, скажите: «Чем отличается круг от остальных фигур?»

(На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы

разного цвета и размера). «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди

них круги?» «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Выяснить, почему круг катится, а фигура овальной формы нет. Затем выяснить, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивнить путем приложения и наложения круга на овал. 

«Подбери предметы»http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

  Цель: развивать умение группировать предметы по признакам.

 

Оборудование: картинки различных предметов.

(чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш).

  Инструкция: педагог предлагает детям подобрать:

  • металлические предметы,
  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,
  • которые можно повесить за нитку.


http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Встань на место» 


Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. 

Инструкция: педагог по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.

Описание. «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, педагог

просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.

Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит. 

«Обобщение-исключение».http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: развивать умение находить лишнюю картинку

Оборудование: наборы картинок:

1.  Стол, стул, кровать, чайник.

2.  Лошадь, собака, кошка, щука.

3.  Елка, береза, дуб, земляника.

4.  Огурец, репа, морковь, заяц,

5.  Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6.  Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7.  Волк, лиса, медведь, кошка.

8.  Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9.  Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Инструкция: педагог последовательно предлагает варианты игры:

«3 лишний» (с картинками);

 «4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале).

Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

«Посчитай птичек» 

Цель: показать образование чисел, научить детей вести счет в пределах 10. 
Оборудование: наборы предметных картинок.
Инструкция: педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (на некотором расстоянии одну от другой) и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» «Сколько стало синичек? Как получилось синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну
http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Назови одним словом».

Цель: развивать умение классифицировать предметы на слух:

Инструкция: педагог перечисляет несколько предметов, предлагает сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом

Описание. Ребята, внимательно, прослушайте слова и назовите всё это одним словом.

1.  суп, каша, гуляш, кисель;

2.  лошадь, корова, овца, свинья;

3.  курица, гусь, утка, индейка;

4.  волк, лиса, медведь, заяц;

5.  капуста, картофель, лук, свекла;

6.  пальто, шарф, куртка, костюм;

7.  туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8.  шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9.  липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

«Бывает - не бывает»http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

Цель: развивать умение

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. 

Описание. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает» я буду называть какую-нибудь ситуацию и бросать мяч, поймать мяч надо в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно

1.  Папа ушел на работу.

2.  Поезд летит по небу.

3.  Кошка хочет есть.

4.  Человек вьет гнездо.

5.  Почтальон принес письмо.

6.  Зайчик пошел в школу.

7.  Яблоко соленое.

8.  Бегемот залез на дерево.

9.  Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

12.На березе выросли шишки13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_4/10/d-9168/9168_html_aef98b4.jpg

«Найди пару».

Цель: развивать внимание

Оборудование: Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два или более участников.

Инструкция: Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все

последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за

один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко).

При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.



Предварительный просмотр:

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

Картотека дидактических игр

по формированию элементарных математических представлений

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»

Кузьминых Галина Михайловна

Источник: «http://nsportal.ru/»

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом

Оборудование: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Инструкция: педагог предлагает детям с помощью счётных палочек составить геометрические фигуры.

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек;

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники;

9. Составить квадрат и треугольник маленького размера;

10. Составить маленький и большой квадраты;

11. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

12. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники и четырёхугольники.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Только одно свойство»

     Цель: развивать умение быстро выбрать нужную геометрическую

    фигуру, охарактеризовать её.

Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

   Инструкция: педагог предлагает детям по порядку положить на стол

   фигуры, отличающиеся друг от друга только одним признаком.

          Например, если первый положил красный большой круг,

     то второй кладёт, например, жёлтый большой круг или красный

          большой треугольник. Игра строится по типу домино

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Найди и назови»

     

       Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру

       определённого размера и цвета.

   Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

    Инструкция: педагог предлагает детям, среди разложенных в

  беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера

  найти и показать различные геометрические фигуры.

   Например, большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

 «Какой?»

    Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине

     (длине, ширине, по толщине.

     

    Оборудование: ленты разной длины и ширины, кубики.

     Инструкция: педагог предлагает детям найти ленты одинаковой

      длины, длиннее-короче, шире-уже.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Назови соседей числа»

         

        Цель: закреплять знания детей о последовательности чисел в

           пределах 10.

     

          Оборудование: мяч.

        Инструкция: педагог, бросая мяч ребёнку, просит назвать

       «соседей числа».

       Например, 6, ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные

          числа – 5 и 7 (сначала меньшее), затем вернуть мяч.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Найди игрушку»

 Цель: формировать умение определять пространственные направления

от себя.

 

Оборудование: игрушки или предметы по усмотрению педагога.

 

Инструкция: педагог предлагает детям найти игрушку, следуя

указаниям, например, «Ира, тебе нужно найти зайчика. Сначала

сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Сложи квадрат»

Цель: формировать логическое мышление и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Оборудование: 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм., заметно отличающиеся друг от друга оттенками цветов. Квадраты разрезать,

написать на каждой части его номер (на тыльной стороне).

     Инструкция: педагог предлагает детям выполнить задания

      1.        Разложить кусочки квадратов по цвету.

      2.        По номерам.

      3.        Сложить из кусочков целый квадрат.

      4.        Придумать новые квадратики.

 

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

 

«Режим дня»

 Цель: формировать представление о частях суток, закреплять умение правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

 

 Оборудование: карточки с изображением частей суток

 Инструкция: педагог предлагает детям карточку назвать части суток,

   а затем разложить карточки в правильной последовательности

       при этом, уточнять, когда это бывает.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Геометрические фигуры»

 

Цель: формировать представления о геометрических фигурах

 

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник) и с изображением предметов разной формы.

 

            Инструкция: педагог предлагает детям найти и назвать

                              предмет такой же формы.

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

 

«Опиши свой узор»

       Цель: формировать умение владеть пространственными

           представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

   Оборудование: картинки ковриков с узором.

   Инструкция: педагог предлагает детям рассказать, как расположены

    на ковриках элементы узора.

        Например, в правом верхнем углу - овал, в левом верхнем углу - круг.

          В левом нижнем углу - квадрат, в правом нижнем углу –

            прямоугольник, в середине – треугольник.

                 

             Примечание: дети должны называть цвет и размер

              геометрической фигуры.

 

http://w88w4.com/pics/5622f522dee86.jpg

«Найди фигуру»

       Цель: формировать умение соотносить предметы по форме с

              геометрическими образцами.

   Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и

         предметов разной формы, подставки.

     Инструкция: педагог предлагает детям по очереди найти карточку с

    предметом, который похож на квадрат и поместить его рядом с этой

     геометрической фигурой.

                   Примечание: можно задать вопросы:

                           Какие предметы стоят рядом с квадратом?

                           Сколько всего предметов?

                           Какой формы эти предметы?

                           Чем все они похожи?

                           Сколько их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе

Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте

КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста...