Создание условий в рамках проекта в старшей группе «Осень – чудная пора»
статья (старшая группа) на тему

Данная  статья  раскрывает  использование метода проектов  и организацию детской деятельности

 в старшей группе  в рамках  проекта "Осень -чудная пора".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухаметшина К.И.

Воспитатель

г.Челябинск, МБДОУ ДС №366

Для пед.совета

Создание условий в рамках проекта в старшей группе «Осень – чудная пора»

Что на свете может быть важнее воспитания детей? Каждый ребенок – это целый мир. И неважно кем он станет, гораздоважнее, каким он будет. Чем заинтересовать малышей? Как покорить детские сердца? Как заставить гореть глазки любопытством? Ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Известный ученый А.Энштейнсказал: «Сами дети любят искать, сами находить.В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто нагружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы,возможности понять себя».

Современный дошкольник - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Он получает много информации из разных источников. Взрослый человек, будь то педагог в детском саду или родитель, уже не являются для наших детей единственными источниками информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность.Они знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.Одним из перспективных методов, способствующих решению этих проблем, является метод проектной деятельности.

Технология   проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития детей дошкольного возраста, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает развивать творческую активность дошкольников, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи.

Так во время наблюдения на прогулке за осенними изменениями в природе, возник проблемный вопрос: почему осень такая яркая, разноцветная?Детистаршего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. Как же в этом случае сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивания материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством? На вопрос педагога как нам узнать отчего же осень разноцветная, детьми были высказаны идеи – рассмотреть осенние листочки под лупой,найти информацию в книгах, энциклопедиях, спросить у родителей.В результате беседы и возник проект в старшей группе «Осень- чудная пора».Моей задачей, как воспитателя стало создание условий в группе для осуществления всех детских замыслов. Организация предметно-пространственной среды группы стала первым шагом в реализации проекта.

Так в центре продуктивной деятельности были собраны материалы для изготовления гербария,коллажа,шаблоны и трафаретыдля росписи осенних листьев, раскраски на тему «Осень».В совместной деятельности с детьми была создана композиция «Осень подарки принесла», что способствовало развитию у детей творческих способностей, мелкой моторики,формированию у детей умения группировать предметы по цвету, величине,форме. В самостоятельной художественной деятельности для создания рисунков красками дети использовали трафареты листьев разного размера. Здесь они проявляли выдумку, творчество, закрепляли коммуникативные качества.Дети все больше стремятся выполнить оригинальные творческие работы: аппликации«Ваза с осенними листьями», «Корзина с фруктами»;рисование «Осенний лес»; пластилинография «Осенний лист». Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое.  

Для поддержания интереса к проектной деятельностив группе оборудован и оснащен «Центр экспериментирования» (или «Детская лаборатория») включающий в себя следующее оборудование:приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал: листья и спилдеревьев, шишки, ракушки, птичьи перья, мох, семенарастений и т.д.В центреэкспериментирования с детьми проводилисьопыты«Изучаем кору и ствол»(где ствол самый широкий,где – узкий; определить какаякора – холодная, теплая, шершавая, гладкая, твердая, мокрая,сухая?  Чем пахнет кора?) На прогулке во время игры «Найди ствол дерева по описанию», дети закрепляли знания,полученные при проведении опытов. Вовремя проведения опыта «Почему лист зеленый» дети сравнивали зеленый лист и желтый,закрепляли знания, почему листья осенью приобретают желтыйцвет.Эксперимент«Исследование строения листа с помощью лупы» позволилдетям закрепить строения листьевразных деревьев.Проведен эксперимент «Как листья опадают». Перед проведением эксперимента воспитатель предлагает вспомнить, что листья с деревьев падают по-разному. Предлагает детям подумать, как узнать какие листочки падают быстро, а какие медленно. После обсуждения разных вариантов предложений, дети самостоятельно выбирают для себя разного размера листочки и проводят эксперимент. После окончания эксперимента делают выводы: крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Наблюдения за явлениями живой и неживой природой продолжаются и на прогулке:за солнцем, небом, ветром, осенним дождем, листопадом, клумбой, деревьями и т.д. Во время наблюдения за солнцем мы с детьми сравнивали, как солнце грело летом, и как оно греет осенью. Наблюдали за красотой и богатством окружающих осенних деревьев во время листопада.Все эти наблюдения обогащают словарь детей,вызывают интерес к окружающему миру, воспитывают любовь к родной природе.

Для развития познавательной активности детей в группе появились новые дидактические игры: «Назови плод» (указать плод растения), «Определи дерево по листочку» (назвать дерево по листочку), «Скажи по – другому» (лист клена - кленовый, осины - осиновый), «Найди свое дерево по описанию». «Живая природа», «Закономерности», «Часть и целое», «Свойства».Для расширения знаний детей об осенних явлениях помогают дидактические игры:«Что лишнее?»   (дуб, осина, береза, ромашка), ». Все игры оформлены в картотеки для удобства пользования детьми и воспитателем.

В «Полочке умных книг»подобрана художественная литература, устное народное творчество, различные энциклопедии: «Растительный мир», «Эти удивительные цветы», Е.Серов «Зеленая страна», А. Лопатина «Жизнь дерева», Г. Скребицкий«Осень», А. Лопатина «Липкины дары», Бианки «Синичкин календарь» и др. Все эти произведения помогли детям научиться выразительно читать стихотворения, упражнятьсяв подборе эпитетов, сравнений, обогатить словарь.Итогом работы в данном направлении стало создание альбома речевого творчества детей.

Собраны и разработаны презентации для закрепления детьми знаний об осенних изменениях в природе: «Ласковый сентябрь», «Дождливый октябрь», «Хмурый ноябрь»,«Жизнь растений». Презентации помогли детям закрепить знания о ранней и поздней осени, о том какие явления свойственны определенному месяцу.

     На основе нашего проекта мы разнообразили и сюжетно-ролевый уголок нашей группы. Была организована игра «Семья. Едем на дачу». Дети самостоятельно из подручных материалов изготовили различные атрибуты: накидки из ткани, разнообразный природный материал. Во время игры дети делились полученными знаниями друг с другом, закрепляли коммуникативные навыки. В сюжетно-ролевых играх существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

        Проводимая работа в рамках проекта предусматривает и активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи. Была организованна выставка поделок «Дары Осени», где были представлены совместно выполненные с родителями поделки детей из природного материала. Родители с интересом приняли участие в создании папки «Копилка народных мудростей», где родители   совместно с детьми занимались поиском пословиц, поговорок и примет об осени. Подбирали соответствующие к приметам осени иллюстрации. Совместная деятельность по изготовлению поделок, участие в творческих играх родителей и детей развивает не только творческие способности ребенка, но необходима и для достижения эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

В завершение работы по проекту было организовано развлечение «Закружила осень золотая», где обобщение знаний об осени обыгрывалось на музыкальном материале.У детей пополнились и систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о красоте этого времени года и о многообразии осенних даров. Проект «Осень-чудная пора» помог связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Он позволил объединить педагогов, детей, родителей, научил работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, у него появилась уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект в старшей группе "Осенний лес"

Проект,  который объединил детей, педагогов, родителей и познакомил с особенностями жизни осеннего леса....

познавательно-творческий проект в старшей группе "Осень золото роняет"

В проекте предоставлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Осень"...

Педагогический проект в старшей группе "Осенняя ярмарка"

Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.Сила возд...

Проект в старшей группе "Осень"

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря это...

Проект в старшей группе «Осень, осень в гости просим»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».Совместные работы детей и родителей....

Проект в старшей группе «Осенняя пора!»

  Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие осенних даров природы, деревьев, трав, ч...