Доклад "Использование технологий проектной деятельности в старшей группе"(из опыта работы)
материал (старшая группа) на тему

Сулейманова Нурият Юсуповна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в старшей группе» (из опыта работы)

Сулейманова Нурият Ю.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Е. С. Полат)

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта:

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы:

Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

III этап работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы

Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Работая первый год по этой теме, в группе реализовали три  краткосрочных проекта: «Родные люди», «Моя малая Родина» - приуроченный к празднованию юбилея нашего района, «Книжкина неделя» и один долгосрочный: «Овощи и фрукты –витаминные продукты» (рассчитанный на 5 месяцев).

 « Родные люди»,

Цель проекта:

Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья».

Задачи:

  • развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость,
  • формировать коммуникативную компетентность путем развития навыков общения детей со взрослыми,
  • адекватно вести себя в обществе детей и взрослых,
  • воспитывать любовь и уважение к старшему поколению,
  • учить вежливости и доброте к окружающим.

 «Моя малая Родина».

Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.

2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн

3. Познакомить с историей родного села.

4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;

5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.

6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе.

7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему селу.

8. Побудить желание узнать большее о родном селе.

9. Пробуждать желания сделать для своего села, что-нибудь полезное.

10. Заучивание с детьми домашних адресов.

11. Формировать элементарные исследовательские навыки.

12. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.

 Проектная деятельность, развивая творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Я не ожидала от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но в ходе реализации проекта они приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, начали проявлять интерес к малой родине, поэтому можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 «Овощи и фрукты».

Цели проекта: Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи. 

Задачи обучающие:

-учить детей делать выбор в питании в пользу фруктов и овощей;

-познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека;

-обогащать личный опыт детей знаниями о фруктах и овощах, их способе произрастания

(сад, огород) .

Развивающие:

-развивать устойчивый интерес к окружающему миру;

-развивать словарный запас;

-развивать кругозор детей; развивать моторику.

Воспитательные:

-воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

-дать возможность проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость.

-воспитывать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.

-объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.

Проблема: Недостаток витаминов в детском организм в зимне-весенний  период.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

  1. Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получили практические навыки по приготовлению салатов. Все дети научились красиво накрывать стол для чайной церемонии.
  2. Дети умеют классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.
  3. Родители грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.

Воспитательные:

  1. Дети стали более выносливыми, жизнерадостными, здоровыми.
  2. Дети знают и правильно придумывают названия салатов из овощей и фруктов.

«Книжкина неделя».

Цель проекта: привить детям любовь к книге.

Задачи проекта:

-Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека

-Познакомить детей с различными жанрами книг

-Дать детям знания о роли библиотек

-Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге

Особенности проекта: Метод трех вопросов:
Что знаем?
 
Знаем ,что есть книги
Знаем, что они бывают разные .
Что хотим узнать?
Как появилась книга?
Где хранятся книги?
Какие, бывают книги?
Что такое библиотека? 
И многое – многое другое…
Где и как найдем ответы на вопросы?
Поход в библиотеку;
спросим ответ у взрослых; 
будем читать литературу.
Опора на личный опыт родителей.                                                                                                                     Взаимодействие с социумом.
                                                                                   Предполагаемый результат:                                                                                                      Знать о значении книги в жизни человека                                                                                            Владеть понятием библиотек                                                                                                            Знать о том, что книгу нужно беречь                                                                                         Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-самоделки   

Результаты проекта обсуждались вместе со всей группой, что позволило детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствовало повышению самооценки. Задавала детям следующие вопросы: «Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Что же надо делать, чтобы быть здоровыми , умными , красивыми?

Ответы детей были следующими: «Да, надо обязательно соблюдать чистоту, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом, знать свое тело, любить и беречь его».

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что не маловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

СовремеСовременные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).нные технологии организации игровой деятельности детей старшей гру...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....