статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."
статья на тему

Штыкова Наталия Дмитриевна

В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе детского сада  Красносельского района города Санкт-Петербурга. Для обследования нами были составлены две группы детей по десять человек каждая, дети 5,5-6 лет.

В первую (экспериментальную) группу вошли дети с общим недоразвитием речи; во вторую (контрольную) группу вошли дети с нормальным речевым развитием.

При отборе детей в экспериментальную группу учитывался уровень речевого недоразвития (III уровень), изучался анамнез, состояние речевых, неречевых функций, звукопроизношение, состояние импрессивной, экспрессивной речи.

В анамнезе были этих детей обнаружены различные неблагоприятные факторы, воздействующие в пренатальный, натальный период развития детей.                                                                                                  - у 60 % матерей угроза прерывания беременности;                                             - у 40 %матерей наблюдался токсикоз первой половины беременности ,  а у 30 % матерей токсикоз второй половины беременности;                                 - 40 % матерей во время беременности наблюдалась анемия;                         - 20 % детей родились недоношенными, с дефицитом массы тела;                 - в 70 % случаях присутствовала механическая и химическая стимуляция родов        ;                                                                                                 - у 10 % детей зафиксирована синяя асфиксия.                                                 Неврологические исследования специалистов (невропатолог, психоневролог) показали, что у 30 % детей экспериментальной группы наблюдался астено-невротический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром.                 У 40 % детей отмечались невротические состояния, синдром гипервозбудимости.                                                                                        В сентябре было проведено обследование речи, психической сферы и познавательной деятельности детей, которое показало, что у 20 % детей наблюдался гипертензионно-гидроцефальный синдром, при котором нарушается произвольная регуляция деятельности и поведения, наблюдается острая истощаемость при любом виде деятельности, повышенная возбудимость и двигательная расторможенность.                                                - у 10 % детей зафиксирован астено-невротический синдром, проявляющийся в повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости.                                                                        - у 70 % детей отмечены различные нарушения моторной сферы, нарушения равновесия и координации движения; снижение скорости выполнения движений, нарушение точности движений, затруднение выполнения движений по словесной инструкции; недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, несформированность в полной мере общего и орального праксиса.                                                                                  У детей отсутствуют локальные поражения нервной системы. В психологическом облике этих детей отмечаются отдельные черты эмоциональной незрелости и слабой регуляции произвольной деятельности. У одних детей они проявляются в виде вялости, инертности психических процессов, (у других) в сочетании с двигательной расторможенностью. У других детей наблюдаются: повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность. Эти дети вялы и бездеятельны.                                                У детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень основных свойств внимания: устойчивости, длительности, распределения и переключаемости внимания, что сказывается на развитии памяти, её продуктивности и точности запоминания. Мышление можно охаректеризовать следующим: нарушением установления причинно-следственных отношений, снижением познавательной активности.                        Наблюдается несформированность звуко-слоговой структуры слов, недостатки в грамматическом оформлении высказывания. Для этих детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, ошибки при построении предложений, нарушение синтаксической связи между фразами, лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.                                Игровая деятельность детей экспериментальной группы характеризуется частой потерей возможности совместной деятельности со сверстниками в игре, чаще всего из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны, быстро утомляются в игре.

                                                                                                                     

    Приведем пример: Алена Ш. (03.07.97).

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, полиморфное нарушение звукопроизношения, шипящий сигматизм, ротацизм, ламбдацизм.

Общий анамнез: ребенок от первой беременности; токсикоз II половины беременности; угроза выкидыша; роды в срок, обезвоженные; кесарево сечение. Рост ребенка при рождении 50 см; вес 3450 г. Первый год жизни: беспокойный сон, плаксивость. С 2 месяцев девочка находилась на искусственном вскармливании; в 1г, 6 месяцев – вирусная инфекция.

Психомоторное развитие: моторика сформирована не достаточно.

Общая моторика: нарушение осанки, скованность движений; при выполнении заданий объем движений не полный, движения не точные, не координированные, двигательная активность снижена.

Нарушений в строении артикуляторного аппарата нет.

Индивидуальные особенности ребенка: девочка не контактна, малообщительна, наблюдается снижение объема запоминания, нарушение произвольного внимания. В игре малоподвижна, малообщительна, активность речи – снижена. Преобладает подавленное настроение, обидчивость.

Таким образом, для детей экспериментальной группы характерны нарушения познавательной и эмоциональной сферы различного характера, системное недоразвитие всех сторон речи, что требовало в ходе констатирующего эксперимента индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В  статье  представлено  описание  нарушения  основных   компонентов  речевой  системы  детей  с  общим  недоразвитием  речи   раз...

Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Нарушено  формирование  всех  компонентов  речевой  системы......

«Характеристика детей с общим недоразвитием речи».

В консультации описаны особенности словаря, лексико - грамматического строя речи детей с ОНР....

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...