Индивидуальный план профессионального развития педагога - психолога МБДОУ
рабочая программа на тему

Я работаю по  теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».

Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов.

          Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idividualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya_psihologa.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ» ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Индивидуальный план

профессионального развития  педагога - психолога МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №76»

Хисматуллиной Риммы Рафаиловны

на 2015-2020 года

Методическая тема: «Подготовка детей к школе через

 познавательные процессы»

ГОРОД НИЖНЕКАМСК

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТА

Структура плана

        Я работаю по  теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».

Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов.

        Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

        Психологическая готовность к школе понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

        Именно новообразования задают для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным".

        Хотя психологическая готовность к школе включает в себя множество характеристик, основными из которых, являются интеллектуальная и личностная готовности. Но психологическую готовность к школьному обучению можно рассматривать только с точки зрения ее комплексности.

        К началу школьного обучения должен быть и достаточный уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, ребенок должен быть готов в волевом и эмоциональном плане принять новую для него ситуацию, войти в новый коллектив.

        Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

        Использую психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее).
Говоря о психологическом здоровье личности дошкольника, можно выделить психологическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т. е. удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им .
        Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением (родители, воспитатели). Но каждый из взрослых по-своему и реально строит взаимоотношения с ребенком. Очень важно понять, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей. Взрослым необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с ними у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он так же нуждается в признании окружающих людей. Поэтому особое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с ребенком.

        Актуальность: Подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. Попадая в условия современной школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может встать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребенок не берется за решение даже посильных ему задач, и как результат этого, получает стойкую репутацию «слабого» ученика. Т.о определение готовности  ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе.

 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  2. Психологическая диагностика - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была  бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
  3. Применение исследуемых значений для составления коррекционных  занятий с детьми.
  4. Формирование познавательной активности и учебной мотивации у детей.
  5. Проводить динамику развития познавательных способностей, коммуникативной сферы и обобщать опыт работы.
  6. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей.
  7. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

Разделы плана

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС (темы опыта работы)

В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов  будут прочитаны учителем  (называются основные труды).

Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа

Конституция РФ, ст.43 - Содержание и гарантии права на образование.

Знакомство с основополагающим документом

2015 - 2020

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)

Знакомство с основополагающим документом

2015 - 2020

Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении.

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об образовании».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ).

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО

В течение года

Доклад  и обсуждение на педагогическом совете

Изучение нормативного документа

ФГОС

Знакомство с основополагающим документом

2015 - 2020

Изучение нормативного документа

Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов)

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной  программы

2015 - 2020

Изучение нормативного документа

Оценка достижений планируемых результатов в ДОУ

Изучить систему заданий по мониторингу для воспитанников от 3-х до 7 лет.

2015 - 2020

Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении

Изучение научно-методической литературы

Освоение методов, приемов, технологий проектной деятельности

Изучение совокупности требований

2015 - 2020

Обсуждение на заседаниях педагогических советов

                                                                                                           

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию введения ФГОС  (темы опыта работы)

Здесь предполагается то, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы ДОУ, авторские (откорректированные) программы, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты проектов. Сюда могут войти  подборки упражнений, дидактического материала, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.

 В качестве отчета могут быть  представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.

 

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Методическая разработка «Использование метода мнемотехники в обучении пересказа детей подготовительной к школе группы»

2015-2016

Представление рабочей программы

Заседание педагогического   совета

Изменение календарно- тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы

Сентябрь-октябрь   2015-2020г.

Представление календарно- тематического планирования

Заседание педагогического   совета

Корректировка и уточнение рабочих программ по возрастам

2015-2016

Представление проекта

Заседание педагогического   совета

Методические рекомендации по содержанию и проведению мониторинга

2016-2017 гг.

Представление проекта

Заседание педагогического   совета

Составление (выбор) комплексных, тематических, интегрированных занятий по образовательным областям ФГОС ДО

2015-2020 гг.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию конспектов занятий

Заседание педагогического   совета

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Третий раздел предлагает педагогу обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу  опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.

Обобщенный опыт также может быть  представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытые занятия

2015-2016г.

2017-2018 гг.

2018-2019 гг

1. «Представление пакета диагностического материала для коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника»

2. Открытый просмотр занятия по индивидуальной коррекционной работе с детьми, тема: «Застенчивый, замкнутый, ребенок. Работа педагога-психолога по коррекции трудностей в общении»

3.Разработка и осуществление проекта «Роль отца в формировании личности ребенка»

 Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

 Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

Участие в общественной жизни детского сада

2016

   

2016

 

 2017

2017

 

 2018

 2019

2020

Выступление на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №76  на тему «Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка и проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ».

Выступление на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №76  на тему «ФДББС, дәүләт кануннарында  балаларның физик һәм психик сәламәтлеген саклау. 2016 нче ел нәтиҗәләре буенча балаларның сәламәтлек күрсәткечләренә чагыштырма анализ, эш юнәлешләре.».

Выступление на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №76  на тему «Профилактика нарушений поведения, развитие способностей и творческого потенциала детей. Снятие эмоциональной напряженности,снижение тревожности, агрессивности.»

 Выступление на родительском собрании в МБДОУ №76 на тему «В детский сад: Адаптация без слез.”».

Выступление на методическом объединении для воспитателей  МБДОУ №76 по теме «Современный подход при подготовке детей к школьному обучению по ФГОС ».

Выступление на методическом объединении для воспитателей  МБДОУ №76 по теме «Простые правила, которые помогут быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом.»

Выступление на родительском собрании в МБДОУ №76 на тему «Ребенок кусается: причины и советы по воспитанию.»

МО воспитателей ДОУ    

 МО воспитателей ДОУ  

 

       

 МО воспитателей ДОУ    

Родители ДОУ

     

МО воспитателей ДОУ    

МО воспитателей ДОУ    

Родители ДОУ

Выступление на семинарах разного уровня

   2017

2017

   2018

- семинар- практикум на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №76на тему «Устремим ум на радость творчества. Интеллектуальная игра КВН».

- региональный семинар- практикум педагогов- психологов ДОУ на тему: «Арт – Терапия: теория и практика.»

- семинар-практикум на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №76 на тему «Диагностика агрессивности и гиперактивности  ребенка. Ознакомление с тестами и проективными методиками.»

МО воспитателей ДОУ    

Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

МО воспитателей ДОУ    

Публикация

   2015

Публикация в международной научно-практической конференции  «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт,проблемы, переспективы»Тема: «Индивидуальные особенности памяти.»

2016

2017

2018

Образовательный портал Prodlenka.org «Влияние родительских установок на развитие детей.»

Образовательный портал Prodlenka.org размещение из опыта работы «Ночные «Плавания».

Образовательный портал Prodlenka.org размещение из опыта работы «Домашняя игротека- развивающих игр с детьми».

4. Участие в системе  методической работы ДОУ

В данном разделе указываются  методические мероприятия ДОУ, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать педагог, и выполняемые им задачи.

Мероприятие ДОУ

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Заседание педсоветов ДОУ

  По плану           работы ДОУ

методическая взаимопомощь,представление опыта работы

Выступление

Теоретический семинар

 В течение года

«Новые подходы к образовательному процессу в условиях введения ФГОС. Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ. »

    Анализ

Дошкольная методическая выставка

В течение 2015-2020

Участие в выставке в качестве представляющего материал

Представление опыта

работы (статьи, разработки занятий)

 Педсовет

По плану работы ДОУ.

 Выступление на тему «Психодиагностическое обследование психического и эмоцианально- волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.»

 Презентация с использованием ИКТ.

 Посещение открытых мероприятий в ДОУ

В течение года

 Анализ открытого мероприятия

Анализ открытого мероприятия

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС (программ, модулей), которые хотел бы окончить педагог.

Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, выполненные задания и др.

Темы курсов

Место  прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Вебинар «Методы промежуточного обследования речевого статуса детей с помощью интерактивных и предметных игр»

Мерсибо

Онлайн

февраль

Сертификат

Изучения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности дошкольников в соответствии с новыми требованиями ФГОС к результатам образования

МБДОУ №67

Очное

25марта

2015года

Сертификат

Курс повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций педагога- психолога дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО.»

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИЭУиП

Очное

30 апреля 2015года

Удостоверение

6. Руководство повышением квалификации других педагогов

Данный раздел поможет в работе по подготовке  других педагогов к введению ФГОС, за которые отвечает конкретный педагог. Руководит ли стажировкой молодых специалистов, ведет ли мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС,  проводит ли консультации, работает ли с информационными ресурсами Интернета либо готовит подборки методической литературы.

Отчетом о работе служит число подготовленных педагогов и методические разработки проведенных с ними мероприятий.

Организационные формы работы  с педагогами ДОУ

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество педагогов

Консультации, семинар- практикумы, изучение психолого- педагогической литературы.

 Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях введения ФГОС

2015 –2020г.г.

            30

Открытые мероприятия

Представление опыта  работы в соответствии с требованием ФГОС

2015 –2020г.г.

30

7. Работа в составе органов управления ДОУ и  рабочей группы проекта введения ФГОС (темы опыта работы)

В разделе указываются органы управления ДОУ, в составе которых работает педагог, виды выполняемых им работ, сроки выполнения и результаты.

Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы, рекомендации и др., обеспечивающие работу всей команды педагогов ДОУ

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки исполнения работ

Результаты

Методическое

объединение «Предшкольное образование»

Организация предшкольной подготовки детей, в условиях ФГОС ДО

2015 –2020 г.г

Высокий / хороший уровень подготовленности к школьному обучения

 

    Оценка результатов подготовленности педагога к реализации  ФГОС (опыта работы)

_____ Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ

Цель профессионального развития: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи:1. Изучить нормативно-правовые документы и литературу ФГОС2. Разработать и ...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ

Цели  профессионального  развитияОбеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО. ЗадачиРазвитие профессиональных компетенций воспитателя в с...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Большеатнинский детский сад» на межаттестационный период. Ибрагимова Лилия Наилевна.

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МБДОУ  «Большеатнинский детский сад» на межаттестационный период.Ибрагимова Лилия Наилевна....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ " Большеатнинский детский сад" на межаттестационный период

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ " Большеатнинский детский сад" на межаттестационный период .Тухфатуллина Роза Раифовна....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ №42 «Аленький цветочек» на 2015г-2016г.

в данном материалле представлен план воспитателя на 2015-2016 учебный год...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Большеатнинский детский сад» на межаттестационный период (2013 - 2016)

Цели  профессионального  развития          1. Совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному...