Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста
статья по теме

Долинина Светлана Николаевна

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их влияние на свойства внимания. От этого зависят правильность понимания и выполнения детьми заданий, а также, характер взаимоотношений между взрослыми и детьми. Статья будет полезна не только педагогам, но и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimosvyaz_temperamenta_i_vnimaniya_u_d.d.v._.odt75.02 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста

        В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

        Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение И. П. Павлова о четырёх типах высшей нервной деятельности, или четырёх типах темперамента:

  • Сангвинический /сильный, уравновешенный, подвижный./
  • Флегматический /сильный, уравновешенный, инертный./
  • Холерический /сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения./
  • Меланхолический /слабый тип./

При этом важно помнить “в чистом” виде темперамент обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.

        Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой “невнимательности” лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать их в своей педагогической деятельности.

        Отдельные сведения по проблеме взаимосвязи внимания и особенностей темперамента у дошкольников можно встретить в трудах некоторых педагогов /Н.И. Красногорского, Я. Стреляу, Н.В. Симонова, П.М.Ершова/. Но более полное представление о влиянии темперамента на свойства внимания может дать лишь глубокий анализ педагогической и психологической литературы. Проведённая теоретическая и практическая работа позволила сделать определённые выводы, с которыми хотела бы вас познакомить.

        У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться.

        Для повышения сосредоточенности и устойчивости внимания в младших и средних группах мы играли в игру “Что изменилось?”, распределяли большее количество цветных полосок по цвету, считали кружки разных цветов; в старшей группе – играли в игру “Что получилось?”, раскладывали геометрические фигуры по цвету и форме.

        В ходе эксперимента установлено: приступая к выполнению задания, дети-холерики отвлекаются на различные посторонние раздражители, затем их внимание – в зависимости от вида деятельности – более или менее сосредоточенным. Если задание им не интересно, /например монотонная работа/ они не будут его выполнять. Так, в играх, которые предлагались детям, их внимание было устойчивым и сосредоточенным, а задание на раскладывание цветных полосок с интересом выполняли только двое, остальные сначала отвлеклись, а потом и вовсе отказались его выполнять.

        Вообще холерикам свойственно равномерное распределение внимания: например, при раскладывании кружков разного цвета на группы большинство детей отбирали сразу несколько кругов одного цвета, при этом фиксировали внимание лишь на одном свойстве, в данном случае - на определённом цвете.

        С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно – лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.

        Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.

        Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в ходе эксперимента все дети флегматики до конца сосредоточенно выполняли задание по раскладыванию цветных полосок. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Если холерики и сангвиники распределяли по группам цветные кружки в течение 20 – 55 секунд, то флегматики – 75 – 90 секунд. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли ребёнок понял задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматики правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

        Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием, либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.

        Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним педагога, здесь не допустимы резкость, иронии, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давя ему высказаться, поощрять за инициативу.

        Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.

        Для выявления типа темперамента ребёнка целесообразно использовать характеристики, данные К. фон Гейдебранд в статье «О душевной сущности ребёнка» (см.: Дошкольное воспитание. — 1994. — №6. — С. 32-39), и метод наблюдения, предложенный Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике «Задачи и упражнения по детской психологии». Его суть такова: ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а/ легко включается в работу;
б/ активно действует;
в/ действует спокойно, без лишних слов;
г/ действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечание взрослого?

а/ говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает, то же самое;
б/ не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания;
в/ выслушивает молча;
г/ молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а/ быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б/ быстро, со страстью других не слушает;
в/ медленно, спокойно, но уверенно;
г/ с большой уверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке /в кабинете врача, заведующей и др. /?

а/ легко ориентируется, проявляет активность;
б/ активен, проявляет повышенную возбудимость;
в/ спокойно рассматривает окружающее;
г/ робок, растерян.

ВЫВОДЫ. Если преобладают ответы:

  • “а” - вы имеете дело с сангвиническим типом;
  • “б” - с холерическим;
  • “в” - с флегматически;
  • « » - с меланхолическим типом темперамента.

        Источник:  Дошкольное воспитание. — 1997. — №4. — С. 24-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития речи и личности детей дошкольного возраста.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи нахо...

Взаимосвязь полового и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Взаимосвязь полового и нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание – это особое свойство психики человека, оно связано с потребностями личности, устремлениями и желаниями, с ее общей направленностью и целями, которые она себе ставит....

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...