Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.
статья на тему

Шейкина Ирина Александровна

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным ситуациям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_pedagog_v_sisteme_obrazovaniya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог в системе образования.

 Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Работа социального педагога в системе образования – важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию – развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества. Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальная работа  призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

Социальный педагог образовательного учреждения – это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста. Он не похож на школьного учителя или другого работника образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, – общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Работа социального педагога с ребенком отличается и, по сути, и по технологии, в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Но успешно использовать средства социально-педагогической работы можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает.

Если процесс социализации, адаптации учащегося проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, когда ни семья, ни училище не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие».

В  любой учебной организации   востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. В психологических исследованиях особое место занимают направления, связанные с развитием креативности - свойства личности учащегося, определяющего успешность решения творческих задач, принятия нестандартных решений. Особое значение развитие креативности приобретает в подростковом возрасте. В ряде исследований показано, что подростковый возраст занимает основное место в развитии креативности человека как период осознания собственной индивидуальности и ее свойств (Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, и др.).

Изучению креативности подросткового возраста уделено внимание в исследованиях по психологии творчества (Л. М. Азариянц, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Н.С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, С.О. Раевский, А.З.Рахимова, Н.П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, Е.Л. Солдатова, Е.А. Флерина, Б. П. Юсов, Е.Л.Яковлева, Дж. Гилфорд, Ф. Барон, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие). В подростковом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности (В.Н.Дружинин). Однако исследований, в которых бы раскрывалось воздействие разнообразных средств, форм и методов развития креативности у подростков, в психолого-педагогической литературе недостаточно.

По мнению ряда авторов, в общеобразовательных учреждениях существует тенденция не столько развивать творческую личность, сколько формировать инструментальные навыки, необходимые для репродуктивной деятельности, – это подчеркивается в работах отечественных ученых (Д. Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.М. Матюшкин и др.). Психологических исследований изучения методов, способов, видов работ, обеспечивающих творческую деятельность подростков, недостаточно. Поэтому  должна всегда стоять задача помочь учащимся воспользоваться их собственными творческими возможностями для решения стоящих перед ними задач и для достижений их целей.

Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима. И реализация индивидуальности – т.е. предъявления ее другим людям с помощью социально выработанных средств – уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего). Помочь учащемуся  лучше осознать свою индивидуальность, проявить эту индивидуальность, таким образом, который соответствует  его личностным особенностям  и требованиям будущей профессии – это значит способствовать развитию его креативности.

В процессе решения задач должны  использоваться комплексы методов исследования, предусматривающий изучение теоретических источников, изучение, анализ и обобщение опытной и экспериментальной практики социально-педагогической деятельности образовательной структуры. В процессе исследования должны всегда применяться такие  методы наблюдения как: анкетирования, беседы; анализ рабочих, нормативных, инструктивных и методических документов и материалов, а также результатов деятельности учащихся, методы математической обработки результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Консультация "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"

Познавательная активность  выступает движущей  силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего мира....

Выступление. Культура речи как фактор развития личности ребенка.

Выступление. "Культура речи как фактор развития речи ребенка"....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Советы родителям. Общение как фактор развития личности ребенка.

Консультативный материал для родителей дошкольников. Можно использовать этот текст для размещения на стенде или как основу для подготовки буклета....

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...