Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет в современных условиях ДОУ.
статья по теме

Жиженкова Светлана Геннадьевна

Для детей дошкольного возраста  образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений  предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:  

-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

-наличие в Организации или Группе полифунциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употреблении) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

-Вариативность среды предполагает:

·        наличие я Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

·        периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

-Доступность среды предполагает:

·        доступность для воспитанников,  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

·        свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

·        исправность и сохранность материалов и оборудования.

- Безопасность развивающей предметно-пространственной срезы предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Для того, чтобы  правильно подойти к организации развивающей предметно-пространственной  среды для детей, необходимо учитывать то, что пространство  должно быть достаточно  в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Так чтоб это позволяло  каждому ребёнку найти деятельность  по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizhenkova_orga_raz_sredy.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

1278922048_1263565845_3Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет  в современных условиях дошкольного образования.

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. В соответствии с ФГОС ДО содержание дошкольного образования предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении.     Именно поэтому все зоны развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми ООП:                                 - удовлетворять потребность  в движении;

- формировать положительный эмоциональный настрой;

- побуждать детей к активной речи.

      В период раннего детства ребенок активно познает окружающий мир. Поэтому следует  сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Предметно-развивающая среда в нашей группе  представлена следующим образом:

1. В приемной оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по изобразительной деятельности,  где  выставляются детские работы.  

2. Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зону двигательной активности» в соответствии с режимными моментами выставляются  «дорожки здоровья»,   массажные коврики, мячи,  обручи, кольца,  атрибуты  (погремушки, флажки, маски) для проведения подвижных и малоподвижных  игр  по мере необходимости .  Для проведения и организации игр, утренней гимнастики, минуток шалости, подвижных и малоподвижных игр, музыкальной паузы (это грамзапись детских мелодий, песен, звуков природы)  разрабатывается  картотека.   Предметное наполнение игровой зоны применяется при организации подвижных игр, как  в группе, так и на улице, а так же в индивидуальной, совместной  и свободной самостоятельной  деятельности.

            3.Уголок ИЗО.

         Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому уголок изобразительной деятельности  организуется в виде панно-панорамы на стене, которая меняется в зависимости от темы,  месяца, сюжета.  Для организации творческой деятельности  уголок ИЗО оборудуется  мелками, наборами карандашей, пластилином, восковыми мелками, штампиками, трафаретами, раскрасками,   бумагой для рисования, гуашью и кистями и т.д.  Дети могут рисовать пальчиками, ладошкой. Такого рода деятельность позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.

        4. Книжный уголок.

        Так как развитие активной речи является одной из основных задач развития детей, большое внимание должно уделяться созданию книжного уголка. Где подобраны книги, наборы предметных и сюжетных картинок, игры на познавательное и речевое развитие. Дети любят, когда мы читаем книги и с интересом рассматривают иллюстрации.

        5. Для развития мелкой моторики создаётся зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки, неваляшки, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.

        6.Музыкально-театральный центр.

        С особым интересом дети занимаются в музыкально-театральном уголке. Здесь можно расположить музыкальные инструменты, которые, помимо радостных эмоций у детей, развивают фонематический слух и чувство ритма,  шумовые инструменты и различные виды театра, созданные по мотивам русских народных сказок: как пальчиковый, кукольный, настольный театр, бумажный театр. Ещё в театральном уголке размещается  фланелеграф, маски для игр-драматизаций, ширмы и т.д. Всё это мы используем для проведения театрализованных представлений.

          7. Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Совместно с родителями  можно сшить разноцветные платья, фартучки и. др. Из соленого теста сделаны бусы. Здесь дети с удовольствием наряжаются и играют в сюжетно-ролевые игры.

         8. Игровая зона «Жилая комната».

 Игровая зона создаются  условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, что формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Здесь дети могут  не только знакомиться с новыми для них предметами, но и учиться действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: подвижные мягкие модули для конструирования, куклы, кроватки, одежда для кукол и посуда. Все игрушки и атрибуты размещаются  так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.

        9.Уголок природы можно расположить  у окна.  В уголке находится мини-огород, где высаживается  лук, рассада цветов для клумб. Здесь дети имеют возможность наблюдать за ростом данных растений и принимать участие в уходе за ними. Здесь  же  размещаются  наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.).

              10.  Место для уединения.

Для места уединения выставляется переносная палатка. Это место, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....