Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка ( группа) на тему

Земледельцева Светлана Михайловна

     Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

     Принцип  деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

     При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

     Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей.

     Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов, - всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Поэтому, когда мы говорим о преемственности в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно понимать, какое значение имеет эта деятельность в жизни ребёнка и его всестороннем развитии.

     Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально – положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования и лепки развиваются эстетическое восприятие и представление.    

     В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребёнок создаёт изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений.

     Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельности зависит от того, во-первых, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка), и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества.

    Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирование потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

     В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

     Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изобразительного искусства) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.

  Преемственность в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     

 Проблема преемственности детского сада и начальной школы издавна волновала педагогов. Уже Я.А. Коменский, создавая систему школ, охватывающую все периоды становления личности и развития человека, начиная с дошкольного детства, в руководстве для матерей («Материнская школа») последнюю главу назвал «Как подготовить ребёнка к школе». В ней он подчёркивает, что необходимо сформировать положительное отношение к школе и учителю. Затем он рассматривает содержание фактически всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста как фактор его подготовки к школе.

     Сегодня имеется ряд исследований по различным вопросам преемственности в работе детского сада и школы, включая фундаментальные исследования Лыковой, но вопросы преемственности изучены далеко не достаточно.

     Занятия по изобразительной деятельности, являющейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.

     Концепция преемственности в осуществлении эстетического воспитания, развития детского творчества и формирования художественно – творческих способностей у детей основывается на следующих позициях и принципах, являющихся общими для всех учреждений, в каком бы направлении ни осуществлялась преемственность:

-Методология разных видов искусства (изобразительного, музыкального, художественно – речевого, театрального, литературного и др.), лежащих в основе художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения и развития художественно – творческих способностей детей и учащихся. Задачи, решаемые в процессе ознакомления с произведениями искусства и различных видах художественно – творческой деятельности в детском саду, находят своё продолжение на уроках эстетического цикла в школе. И их решение имеет более широкий эффект, способствуя не только эстетическому, но и интеллектуальному, нравственному воспитанию ребёнка.

-Единство и преемственность задач воспитательно – образовательного и тематического содержания художественных деятельностей, которые постепенно усложняются.

-Широкое использование искусства, разных его видов (изобразительного, музыкального, литературы и др.), как классического, так и народного во взаимосвязи; оно рассматривается в качестве основы художественно – эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирования у них художественного творчества и художественно – творческих способностей.

-Преемственность методов и приёмов обучения изобразительной деятельности, музыке, изучения художественной литературы, фольклора, развития творчества у дошкольников и младших школьников, которые во многом сходны в силу близости психофизиологических особенностей детей этих возрастных периодов. Так, преобладание наглядно – образного мышления у детей делает необходимым широкое использование наглядных приёмов обучения. Живость, яркая эмоциональная отзывчивость, интерес детей к игре требуют широкого включения в педагогический процесс игровых приёмов, ситуаций, разнообразных художественно – дидактических игр как в детском саду, так и начальной школе.

     Установление преемственности в обучении и развитии детского творчества требует учёта специфики той или иной художественно – творческой деятельности, не терпящей однообразия, шаблона, формализма. Большое значение имеет эстетически оформленная среда, в которой занимаются дети и которая формирует у них эстетическое отношение к окружающему, а также к деятельности и её продуктам. Это относится к форме организации и проведения занятий в детском саду и уроков в школе, которая не должна быть одинаковой для занятий и уроков на разные темы. Тематика изображения должна быть интересной детям и разнообразной. Вместе с тем тематика школьных уроков не может буквально повторять пусть даже интересно сформулированные темы занятий в детском саду. Тематика предлагаемых детям уроков, занятий должна быть разнообразной, предусматривать развитие и усложнение образного решения. Разнообразить важно и формы выполнения изображений (индивидуальные, коллективные композиции) как в рисовании, так и в лепке, аппликации и бумажной пластике. Многообразие необходимо в предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует их эстетическому развитию.

     Работа в детском саду и начальных классах школы должна строиться на следующих основных положениях:

- изобразительная деятельность рассматривается как средство художественно – эстетического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка;

- изобразительная деятельность является аккумулирующей весь жизненный опыт ребёнка, отсюда чем богаче этот опыт, тем интереснее и содержательнее образы, создаваемые детьми в рисовании, лепке, аппликации;

- изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всей образовательно – воспитательной работой дошкольного учреждения и начальной школы, особенно с разнообразными играми;

- изобразительная деятельность – специфическая художественно – творческая  деятельность, в связи с чем в её основе лежит изобразительное искусство, и она должна быть тесно связана с разными видами искусства и разными художественными деятельностями.

     В основе художественно – творческой деятельности лежат непосредственное эстетически окрашенное восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально - положительное отношение к деятельности.

     Произведения детей в области изобразительного творчества (как и других художественных деятельностей) должны широко включаться в жизнь ребёнка, использоваться в оформлении помещений, где живут, учатся дети, где проводят праздники и досуги. Следует проявлять уважение к творчеству детей. Такое отношение к результатам деятельности стимулирует творчество. Работа дошкольного учреждения и начальной школы должна осуществляться в тесной взаимосвязи с семьёй.

     Овладение детьми в дошкольный период различными художественно – творческими деятельностями, знания о разных видах искусства (как классического, так и народного), а также навыки и умения в области художественной деятельности, приобретённые ими в детском саду, являются фундаментом как для успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития.

Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     Анализ практики преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста показывает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форсировании темпов психического развития детей дошкольного возраста, в стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из начальной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как ведущего вида деятельности. Всё это плохо скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребёнка. Главная причина такого явления – непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритетности определённых сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте.

     В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приёмы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребёнком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей сохранять и развивать при последующем обучении в начальной школе.    

Методическая работа должна включать в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1. Взаимопосещение открытых занятий ДОУ и уроков в начальной школе;

2. Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4. Участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5. Участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6. Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы.

     Работа с детьми состоит из:

      - организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

      - организация выставок детских работ, вернисажей;

      - посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

      Работа с родителями предполагает:

     - встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

    -  организация работы «педагогической гостиной» для родителе по вопросам подготовки детей к школе

   - организацию дня открытых дверей.

Памятка «Рекомендации родителям».

  1. Чтобы ребёнок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
  2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного.
  3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
  4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребёнка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
  5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску.
  6. Лепите из пластилина, конструируйте из бумаги, играйте с мелкими предметами и т.д. – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

Рекомендации для воспитателей:

Для развития графического навыка следует использовать:

1.Графический диктант.

2.Рисование

-по точкам,

-по контурам,

-по клеточкам.

3.Рисование линий:

-Прямые дорожки,

-Фигурные дорожки.

4.Выполнение штриховок:

-с различным направлением движения руки,

-силуэтных штриховок,

-элементов картинки.

Литература:

1.Белова Т.В., Солнцева В.А. «Готовимся к школе», Москва, Астрель, 2007 год.

2.Журнал «Дошкольное воспитание», №3 2004 год.

3. Журнал «Дошкольное воспитание», №1 2005 год.

4. Журнал «Дошкольное воспитание», №3 2007 год.

5.Журнал «Цветной мир», №5 2012 год.

6.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы», Москва, Педагогическое общество России, 2000 год.

7.Лыкова И.А. «Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»», Москва, Цветной мир, 2014 год.

8.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2 – 7 лет», Москва, Цветной мир, 2013 год.

9.Лыкова И.А., Буренина А.И. «Талантливые дети», Москва, Цветной мир, 2012 год.

10.Лыкова И.А., Рыжова Н.А. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду», Москва, Цветной мир, 2012 год.

11.Петерсон Л.Г., Лыкова И.А., Буренина А.И. «Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»», Москва, Цветной мир, 2012 год.

12.Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Преемственность в реализации регионального компонента на этапе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Проблема социализации детей с ОВЗ является одной из актуальных проблем, стоящих перед государством. Необходимо создать специальные условия для успешной социальной и образовательной интеграции детей да...

Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способ...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»

В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни....

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018

Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...