педагогический проект "Послушный ветер-ветерок"
проект (старшая группа) на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Предстаалена работа по реализации 2-недельного проекта на развитие у детей правильного дыхания, в ходе проекта были привлечены родители к созданию пособий и дыхательных тренажеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_proekt_na_dyhanie.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный логопедический проект «Послушный ветер - ветерок»

(ознакомление детей  с дыхательными  упражнениями  и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания)

Паспорт проекта

Название проекта:

Логопедический проект «Послушный ветер – ветерок»

Тип проекта:

 практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный, игровой

Название учреждения

МКДОУ детский сад «Рябинка»

Адрес учреждения

г. Тайшет, Пахотищева 5.

Телефон учреждения

 8 (39563)2-64-26

Электронный адрес ОУ

ryabinka.sad@mail.ru

ФИО руководителя ОУ

 Досенцова Оксана Владимировна

Руководитель проекта

 Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед, высшая квалификационная категория

Соавтор

Воспитатель группы компенсирующей направленности – Ознобихина Наталья Владимировна

Срок осуществления проекта

 2 недели октября

Образовательная область – «Речевое развитие».

Участники  проекта 
1.Дети.
2.Педагоги.
3.Специалисты: учитель-логопед.

4.Родители.

Место реализации - МКДОУ д/с «Рябинка», старшая группа

 Цель:  обучение  детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания.

Задачи:

  Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни  и правильном дыхании.  Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у  детей  навык дифференциации носового  и  ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание. Формировать  силу,  плавность и направленность       выдыхаемой воздушной струи. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

       Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат: дети  научатся правильному дыханию  «животиком», глубокому вдоху и  удлиненному выдоху. Будет разработан план – схема на 2 недели, собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей, изготовлены     специальные  пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.

Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

 

Практический результат проекта:  Оформление выставки «Послушный ветерок». Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней   коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и     непосредственно образовательной деятельности в группе.

Актуальность

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков.  Как известно,  произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,  длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.               Этапы реализации проекта 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап  Организационный

 

 

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

сентябрь

2.

Составление плана - схемы проекта  

сентябрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажеров».

сентябрь

2 этап Внедренческий

 

 

 

Работа с детьми:

 

1.

Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания

3.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

4.

Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха

5.

Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров

6.

Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья

 

Работа с родителями:

 

1.

Консультация  в родительский уголок  «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»

1 неделя  проекта

2.

Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

3.

Привлечение родителей  к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание

3.

Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать»

2 неделя проекта

4.

Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования

5.

Анкетирование о результатах проекта

 

Работа с педагогами ДОУ:

 

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

октябрь

 

2.

Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей

3 этап Итоговый

 

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики

Тематический  план  реализации проекта:

 Дата

Тема

12.10. 2015

Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха  и выдоха.  УПРАЖНЕНИЕ 1. В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка), расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.

«Подуем на листочки» Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».

Мы листочки, мы листочки,Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь,  затем глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Повторить 3-4 раза.Игра на задувание на дыхательном тренажере «Осенние листочки»

 13.10.2015

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»

 «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

 «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

 «Ныряльщики»

 Цель: выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая    себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге

 14.10.2015

Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе. «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

 «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с  утрированной артикуляцией. Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх). «Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Звуки вокруг нас» Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

 15.10.2015

  1. Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно»
  2. День воздушных шаров и мыльных пузырей.

Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шары

16.10.2015

Гимнастика оздоровления   Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.

«Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы». Оборудование:  Дудочки. Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно

 19.10.2015

Игры с водой. «Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу). Соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем  пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Буль-бульки.  Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем  ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду.

 20.10.2015

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

«Произнеси чистоговорки» Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ».

 21.10.2015

 Памятки и буклеты для родителей.

Игры с детьми: Рисование на песке и крупе через соломинку.

22.10.2015

Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров  самостоятельно детьми (по выбору)

 23.10.2015

Выставка результатов детско-родительского творчества «Послушный ветер –ветерок» (презентация изготовленного оборудования). Анкетирование родителей и отзывы о проекте.

С детьми:  Праздник в группе « Играй! Танцуй! Дыши!» Проигрывание динамических физкультурных минуток, анимационных песенок, конкурсы для детей.

 

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Литература:  

 1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

 2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Ветер, ветер, ветерок

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы...

Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г

Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности...

НОД - экспериментирование в средней группе "Ветер, ветер, ветерок"

Подготовила: воспитатель Кузнецова Д.А.Тема: «Ветер, ветер, ветерок».Цель: Расширять представления о многообразии неживой природы....

Конспект прогулки во второй младшей группе "Ветер, ветер, ветерок"

Цель: Закреплять знание о ветре.Задачи.1. Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.2. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.развивать интересы детей, их любознатель...

НОД "Ветер, ветер, ветерок"

Познавательно-исследовательское занятие для детей первой младшей группы...