Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

 

Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.

Любознательность это хорошо, а вот любопытство иногда приводит к неприятным последствиям.

 

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

 

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях. Задача взрослых – предоставить детям возможность самим анализировать поступки героев и получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления, не причиняя вреда себе и окружающим. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_zadanie-dlya_otpravki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое задание

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Персонажи из произведений детской художественной литературы дают возможность домыслить, "пофантазировать". Они учат размышлять над новой информацией, развивают способность принимать нестандартные решения, умение думать самостоятельно.

Нильс, Незнайка, Алиса.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Нильс герой произведения С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия. Совсем обыкновенный мальчишка, не самый добрый и достаточно ленивый, он поставлен в условия необыкновенные: превращенный Домовым за грубость и лень в гнома, Нильс совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки - на гусе. Вместе с дикими гусями он облетает всю Швецию на домашнем гусе своей семьи Мортоне. Во время путешествия он проникает и исследует закрытые для него раньше миры: леса, поля, поднебесье, а также города и деревни. Он соприкасается с миром фольклора и мифа. И, конечно, с миром знаний о национальной истории и географии. При этом Н.Х. легко мигрирует из одной сюжетной плоскости в другую, оказываясь то в будничном, реальном мире, то в волшебном, сказочном. «Одушевленное пространство» его путешествия - птицы и звери, способные иногда на вполне человеческие подлости, но прежде всего - на самоотверженную помощь друг другу. Сказка странствий оборачивается для героя яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. К концу путешествия Нильс не только обрел свой прежний облик, но и узнал много нового и интересного.

Николай Носов «Приключения Незнайки».

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Незнайка - самый известный коротышка сказочного Цветочного города. Фантазер и хвастун, непоседа и забияка, Он в центре всех увлекательных, а порой опасных приключений и происшествий на Земле с ее городами-утопиями и на Луне, где царят жестокие законы капиталистического мира. Незнайка наделён неугомонной жаждой деятельности, любознательностью и в то же время неусидчив, со всеми хорошими задатками и недостатками. Незнайка беззаботен и чудаковат в первой части, а благодаря своей любознательности, поисковой активности, склонностью к экспериментированию и принятию решений в разных ситуациях - во второй части. В третьей проявляет дружеское самопожертвование и ностальгию по земному счастью. Благодаря этому Незнайка-малыш становится «взрослым» человечком. Образ Незнайки продолжают литературно-сказочные персонажи - Чиполлино, Пиноккио, Буратино.

Л.Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес».

Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.

В этом приключении Алиса видит пробегающего мимо белого кролика с часами, которые он вынимает из жилетного кармана, и вслед за ним прыгает в нору, откуда длинный туннель приводит ее в Страну Чудес. Там девочку ждут невероятные встречи со зверями, умеющими логически мыслить; с пирожками и грибами, отведав которые можно увеличиться или уменьшиться в росте; с королем, королевой и их придворными, которые окажутся только колодой карт; с чеширским котом, умеющим исчезать, но оставлять после себя улыбку, медленно тающую в воздухе. «Всё страньше и страньше», — говорит ошеломлённая Алиса, и с ней приходится согласиться. Но и сама героиня вызывает восхищенное удивление читателя. Её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером. Алиса выказывает необыкновенное присутствие духа, здравый смысл и способность критического суждения. Кроме того, она любознательна и может принимать окружающее таким, каково оно есть, пусть даже это окружающее перевернуто вверх ногами. Идеальная сказочная героиня! 

Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Для полноценной исследовательской деятельности недостаточно целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.

Любознательность это хорошо, а вот любопытство иногда приводит к неприятным последствиям.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях. Задача взрослых – предоставить детям возможность самим анализировать поступки героев и получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления, не причиняя вреда себе и окружающим. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. 

Творческое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"

Квест - игра поможет уточнить,  систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...

Развитие речевой активности дошкольников через приобщение к произведениям детской художественной литературе

Развитие речевой активности дошкольников  через приобщение к произведениям детской художественной литературе...