Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему

Мухомадеева Надежда Сергеевна

Проект "«Формирование основ этикета у детей

 старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etiket_avtosohranennyy.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска«Детский сад   № 199 присмотра и оздоровления «Сказка»

Педагогический проект

«Формирование основ этикета у детей

 старшего дошкольного возраста»

Авторы проекта:

Мухомадеева Н.С.

Паршукова А.В.

Г. Новосибирск

2016г.

Педагогический проект

«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

Типология проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей группы.

Актуальность:

«… Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. »

К.А. Абульханова-Славская

Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Применительно к современной ситуации человеческий мир стоит на грани глубокого кризиса, который грозит глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь на земле. Нарастающая напряженность в современном обществе порождает проявление агрессии, нетерпимости. среди молодежи, что может привести к необратимым последствиям в будущем. Основной причиной данного кризисом является неумение слушать и слышать, неумение находить различные формы контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, с окружающим миром и людьми.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема «Это умение ребенка решать некоторые трудности, связанные с созданием эмоционально-благоприятной атмосферы с детьми более старшего возраста, обучение правилам общения и поведения. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для вхождение ребенка в социальный мир и обеспечивает непрерывность социально-нравственного становления личности. Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению, сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают: «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот безобидный на первый взгляд совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа: «Око за око».

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? – задаем мы себе вопрос. Детские психологи Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина считают, что способность к общению включает в себя :

- желание вступить в контакт с / «Я хочу»/

- умение общаться / «Я умею»/, включающее умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации.

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим.

/ «Я знаю»./

Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим., сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Дети должны понятья. Что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение. Это является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Мир детского сознания сложен и строится из других миров.

Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Когда и как становится независимым? Как возникает и развивается его личность?

Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Как решает для себя проблемы истины существования?

Мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями, культурой, мышлением.

Прав был А. С. Макаренко, говоря : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цель проекта:  расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета.

 Задачи: 1. создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в разных ситуациях общения.

2. формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.

3. Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание уважения, взаимодоверия.

4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

5. Развитие творческих способностей и соображения в процессе игрового общения.

Ожидаемый результат

 1.Опираясь на методическую литературу систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

 2.Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков (умение соблюдать необходимые правила поведения).

3.   заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.

Сроки реализации проекта: 8 дней

Формы реализации проекта:

- развивающие игры (с/р игры, драматизация)

- упражнения (подражательно – исполнительного характера)

- этюды

- импровизация

- наблюдения, экскурсии, прогулки

- рассматривание альбомов, фотографий

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- свободное и тематическое рисование

- изодеятельность

- чтение художественной литературы

- рассказ педагога и детей

- сочинение историй

- беседы

- мини конкурсы, игры-соревнования

- встречи с родителями

- консультации

- развлечения

-психогимнастика

-пальчиковая гимнастика

Материально – техническое обеспечение:

Видеозаписи, аудио и видео аппаратура, атрибуты к дидактическим играм (модули, с-р игры, художественная и детская литература, настольные игры, оборудование для продуктивной деятельности, двигательной деятельности, и т. д.)

Этапы проведения

Подготовительный

Мероприятия

1. Сбор и анализ литературы по теме

2. Создание развивающей среды

3.Родительское собрание «Участие в проекте»

Основной этап.

Реализуемые образовательные

области

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Развивающая среда

1 день

С-К.Р.

П.Р.

Р.Р.

ф.р.

С-к-р.

р.р.

-Прием пищи (кгн)

-Психогимнастика «Ловкие пальцы» к.5

-Труд в природе- рыхление земли

-Час подвижной игры — по желанию детей

-Игра-импровизация - «Мы в цирке»

-Сказкотерапия. Чтение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

«Мы в цирке» 1;211

«Фрукты» 1;208

-Д/и с палочками Кюизинера по замыслу детей

-Обогащение словаря- этикет, благодарю, будьте любезны.

-Заучивание стихотворения «Вежливая песенка» Б.Заходер к.35

-Самообслуживание (одевание)

инструменты для рыхления земли,

палочки Кьюзенера

2 день

С-К.Р.

Р.Р.

П.Р.

ф.р.

С-к.р.

р.р.

-Прием пищи (самообслуживание)

-Поручение по столовой- накрыть на стол

-Развлечение «Ежели вы вежливы» к.17

-П/и «Баба сеяла горох» к.3

-Музыкотерапия Прослушивание П.И. Чайковский «Времена года. Март»

-С/р/и «Мы пришли в гости» к.60

«Винни Пух и его друзья» 1;209

«Как вести себя в гостях» 1;207

-Чтение потешки «Как на масляной неделе» К.35

-Д/и с блоками Дьенеша «3 обруча» к.11

-Артикуляционная гимнастика к.6

-Пальчиковая игра «5 рыбок» к.5

Атрибуты к развлечению, музыка Чайковского, атрибуты к с/р игре, блоки Дьенеша

3 день

р.р.

С-к.р.

Х-э.р.

п.р.

С-к.р.

ф.р.

Х-э.р

п.р.

р.р.

-Прием пищи (познание)

-Строительная игра «Дом, который построил Джек»

-Поручение по бытовому хоз. труду- разобрать карандаши

-П/и (хороводная) «Бусы»к.3

-Танцевальная терапия Танец «Если весело живется…» 59

«Введение понятия «мягкий согласный звук» 3;132

-Рассматривание  иллюстраций «Уроки вежливости» к.38

-Чтение рассказа «Косточка» Л.Н.Толстой к.35

-Чтение загадок о этикете к.35

-Самообслуживание (умывание)

Строительный материал, иллюстрации, рассказ,

4 день

п.р.

С-к-р.

Р.р.

С-к.р.

ф.р.

Х-э.р.

п.р.

-Прием пищи (этикет)

-Эксперимент «Сахар и его свойства» 2;215

-Экологическая игра «Кислое, сладкое, соленое» к.19

-П/и (малой подвижности) «Кольцеброс» к.3

-Кружок (театрализация)- разучивание стихов А.Барто

-ОБЖ «Безопасное поведение на улице»  4;;137

«Загадки природы» 2;400

-Чтение природоведческой литературы «Сказки живой природы» к.35

-Этическая беседа «Я гуляю во дворе» к.38

-Изотерапия Рисование. Восковая свеча+акварель «Угадай меня!»

Сахар, продукты к игре, свечи, акварель

5 день

Х-Э.Р. ф.р.

р.р.

п.р.

С-к.р.

-Прием пищи (развитие речи)

-П/и (большой подвижности) «Вышибала» к.3

-Речевая игра «Угадай и нарисуй» к.6

-Вечер литературных развлечений «Веселый этикет» (к.20)

«Клоун» 1;212

-Имаготерапия Инсценировка

Б. Заходера «Веселый этикет» к.35

Атрибуты к развлечению,

6 день

п.р.

С-к-р.

Р.р.

С-к.р.

ф.р.

Х-э.р.

п.р.

-Прием пищи (самообслуживание)

-Чтение Б.Заходера «Если вы вежливы» (к.35)

-просмотр видео-урока «Этикет. Уроки вежливости»»

-поручение по хоз.быт. труду – навести порядок в конструкторе

«В мире вежливых слов» 1;213

-д/и с кубиками сложи узор «Телефон» (к.12)

-рассматривание иллюстраций «Уроки вежливости» (к.38)

-чтение рассказов В.Осеевой

Видео-урок, кубики «Сложи узор», иллюстрации

7 день

п.р.

С-к-р.

Р.р.

С-к.р.

ф.р.

Х-э.р.

п.р.

-прием пищи (кгн)

-Речевая игра «Назови ласково» (к.8)

-Д/и с кубиками «Сложи узор» (к.12)

-Составление рассказов об этикете

-Чтение пословиц и поговорок об этикете

Знакомство с животными жарких и холодных стран 2;222

-Этическая беседа «В театре» (к.38)

-Имаготерапия. Инсценировка сказки «Красная шапочка»

-самообслуживание (одевание)

Кубики «Сложи узор», мнемотаблица, атрибуты к сказке

8 день

п.р.

С-к-р.

Р.р.

С-к.р.

ф.р.

Х-э.р.

п.р.

-Прием пищи (развитие речи)

-П/и (большой подвижности) «Горелки» к.3

-Речевая игра «Угадай и назови» к.6

-Вечер литературных развлечений «В гости к малышам» (к.20)

Подбор определений к существительным 3;124

-Изотерапия «Рисование по мокрому» «Узнай настроение»

-д/и с палочками Кьюзенера «День рождения»

- этическая беседа «Уходя, говори до свидания»

Атрибуты к развлечению, акварель, палочки Кьюзенера

Работа с родителями: информация на стенде, подготовка рассказов об этикете разных стран мира, изготовление игр, изготовление книги об этикете.

Полученный результат: В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. Дети стали использовать в своей речи больше вежливых слов, соблюдать культуру поведения за столом.

Продукт проекта: альбом «Этикет стран мира», видео-фильм «Этикет стран мира»

Развитие проекта: использовать опыт, полученный при реализации проекта с другими детьми; поделиться опытом с педагогами детского сада.

Список используемой литературы:

1. З.А.Ефанова «Комплексные Занятия для старшей группы»

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

3. О.М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»

Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....

Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Проект о  фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...

Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...