Технология построения развивающей среды в ДОУ
материал ( группа) на тему

Кочеткова Инна Александровна

Педагогические технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_postroeniya_razvivayushchey_sredy_v_dou.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

     Технология построения развивающей                   среды в ДОУ

Ведение

                                            «Воспитание - не сумма мероприятий и приемов,                                

                                            а мудрое обращение взрослого с живой душой ребенка»

                                                                                                           В. А. Сухомлинский

В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.

          Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования.

Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.

Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве - времени Детства» (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова).

Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т.е. самой образовательной среды.

Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этим должна организовываться образовательная среда дошкольников.

            В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

      С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др). 

        В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых" ( С.А.Смирнов).

Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-        культурное    становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Проведенные научные исследования (С.Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде.

           Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность всех членов педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды. При этом главные ресурсы повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении – это командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ.

Цели создания развивающей среды в ДОУ:

  • обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника: витальных (органические жизненно важные потребности), социальных, духовных.
  • обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
  • содействие развитию ребенка как личности;
  • совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
  • удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Задачи:

  • обеспечить чувство психической защищенности,  доверие ребенка к миру, радость существования;
  • организовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, становление его способностей;
  •  развивать индивидуальность ребенка;
  • способствовать активности и наиболее полной реализации  ребенка;
  • формировать базис личностной культуры;

Характеристика принципов построения дошкольной образовательной среды, развивающей личность ребенка

Название принципов

Краткая характеристика принципов

Принцип развития

  • Взаимосвязь всех сторон личностного развития;
  • целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип природо-сообразности воспитания

  • Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка.

Принцип психологической комфортности

  • Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

Принцип взаимодействия

  • Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

Принцип доверительного сотрудничества

  • Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.

Принцип диалогического общения

  • Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций общении; - развивающее содержание общения.

Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка

  • Взаимная связь воспитателя и воспитуемого;
  • творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности;
  • установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей.

Принцип ненасилия в воспитании

  • Отсутствие любых форм насилия над ребенком;
  • обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности;
  • преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.

Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка

  • Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям;
  • создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка;
  • опора на внутреннюю мотивацию ребенка.

Принцип культурно-деятельностный

  • Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности;
  • организация деятельности ребенка в пространстве культуры.

Принцип обучения деятельности

  • Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»;
  • обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

Принцип приоритетности общественного дошкольного образования

  • Гуманистический характер содержания дошкольного образования;
  • адаптивность системы дошкольного образования к индивидуальным особенностям детей;
  • гибкое реагирование на социокультурные изменения среды.

Принцип преемственности образования

  • Содержательная преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности;
  • обеспечение личностного развития воспитанника;
  • создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.

Принцип здоровье-сберегающий

  • Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии;
  • обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов.

Роль    предметно-развивающей среды в обеспечении процессов саморазвития личности дошкольника  содействие становлению личности, обеспечение чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка, представляя собой при этом «единый комплекс кинестетических и аудиовизуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.

Функции предметно-пространственной среды по отношению к личности дошкольника:

  1. Информативность среды. Является средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
  2. Расширение «технического кругозора» дошкольников окружающими предметами (О.В.Артамонова), обеспечивающими художественное восприятие, открывающими мир музыки и искусства.
  3. Мир предметного окружения как источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств.
  4. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы построения развивающей среды в ДОУ

В помощь молодому специалисту...

Построение развивающей среды в ДОУ

Методическая разработка...

Построение развивающей среды в ДОУ

Доклад на педсовете:Основы построения развивающей среды в группе....

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

Построение развивающей среды в ДОУ

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста организуется для детей,поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту,руке и физиологическим особенностям, возможностям...

Консультация для воспитателей: "Технология построения развивающей среды а ДОУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ"...

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...