Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Волшебный фитбол"
презентация к уроку ( группа) на тему

Перелыгина Надежда Александровна

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_fitbol.pptx2.56 МБ
Microsoft Office document icon master_klass_volshebnyy_fitboldoc.doc147 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «малышка» Волшебный Фитбол Воспитатель по физической культуре Перелыгина Надежда Александровна .

Слайд 2

Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры" , который используется в оздоровительных целях. Что такое фитбол? 50-е годы ХХ века - швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. В 80-х годах - Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. В 2002 году - к.п.н ., доцент Т.С. Овчинникова и к.м.н., доцент А.А. Потапчук представляют фитбол -гимнастику в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С.- Петербурга.

Слайд 3

Актуальность Увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата + Первая задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Слайд 4

Цель и задачи фитбол-аэробики

Слайд 5

Специфические особенности фитбол-аэробики во время выполнения упражнений на фитболах мышцы (не только крупные, но и более глубокие, мелкие) находятся в постоянном тонусе, что обеспечивает удержание равновесия на мяче и фиксирования правильной осанки ; осевая нагрузка на позвоночник при выполнении упражнений сидя на фитболах меньше, чем при ходьбе, беге и др .; ударная нагрузка при занятиях фитбол-аэробикой на суставы ног минимальна, по сравнению с другими видами аэробных тренировок ; при выполнении упражнений фитбол-аэробики также тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, но в более щадящем режиме ; - противопоказания для занятий на фитболах отсутствуют, т.к. даже простое сидение на мяче уже способствует определенному оздоровительному эффекту.

Слайд 6

С помощью чего действует? цвет вибрация форма слово музыка

Слайд 7

С 2000 года в РГПУ им. Герцена впервые в России были разработаны программы по фитбол-аэробике для детей. В 2008 году после апробации на базе образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга вышло учебно-методическое пособие (авторы Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина) «Танцы на мячах» для детей старшего дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В нем подробно представлены различные классификации: - классификация упражнений на фитболах по целевой направленности; классификация ОРУ, сидя на мяче по анатомическому признаку ; классификация гимнастических упражнений фитбол-аэробики ; - классификация упражнений по критерию использования фитбола. Классификация упражнений с использованием фитболов

Слайд 8

Классификация упражнений на фитболах по целевой направленности Упражнения фитбол-аэробики Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.) Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения) Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)

Слайд 9

Классификация ОРУ сидя на мяче по анатомическому признаку ОРУ без предметов (сидя на мяче) Упражнения для рук и плечевого пояса : для пальцев и кисти Для увеличения подвижности в суставах Для сгибателей и разгибателей мышц рук На расслабление мышц рук и плечевого пояса 2. Упражнения для ног и тазовой области : для стопы и голени Для увеличения подвижности в суставах Силовые упражнения для мышц бедра Для мышц тазового дна Для расслабления мышц ног 3. Упражнения для туловища : Для мышц передней поверхности туловища (силовые) Для увеличения подвижности позвоночника Для мышц задней поверхности туловища (силовые) Для мышц боковой поверхности туловища (силовые) Для мышц шеи 5. Упражнения на дыхание Комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)

Слайд 10

Гимнастические упражнения фитбол - аэробики Упражнения фитбол - аэробики Ходьба, бег, прыжки На месте и в движении С мячом в руках, ногах Сидя на мяче ОРУ По признаку организации группы одиночные вдвоем, втроем по кругу в сцеплении в колоннах в шеренгах в движении По анатомическому признаку для рук и плечевого пояса для ног и тазового пояса для туловища и шеи для всего тела По признаку преимущественного воздействия На силу На растягивание На расслабление На осанку На координацию На дыхание По исходным положениям из стойки из седа (приседа) из упоров из положения лёжа (на боку, на спине, животе)

Слайд 11

Классификация упражнений по критерию использования фитбола Упражнения с мячом Мяч как опора Мяч как массажер Мяч как амортизатор, тренажер Мяч как ориентир Мяч как отягощение Мяч как препятствие Мяч как предмет

Слайд 12

Фитбол как препятствие Применяется для различных видов перепрыгивания, перешагивания, перекатывания на нем на спине, на животе: вперед, назад, в седе: вправо и влево .

Слайд 13

Фитбол как массажер Применяется к примеру при выполнении различных упражнений в парах. Один ребенок лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения или фитбол зажимается между спинами детей и они пытаются выполнять различные упражнения так, чтобы не уронить мяч.

Слайд 14

Фитбол как амортизатор и тренажер Для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

Слайд 15

Фитбол как ориентир Применяется при выполнении различных игр, эстафет. А также при выполнении различных упражнений, например в стойке ноги шире плеч при выполнении наклона вперед и т.д.

Слайд 16

Фитбол как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных и.п.: стоя, лежа, сидя и т.д. для укрепления различных мышечных групп.

Слайд 17

Фитбол как опора Применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных и.п. лежа: мяч под спину, под живот, под ноги, руки, бок, а также лежа на спине мяч под ногами.

Слайд 18

Фитбол как предмет Например: ОРУ с фитболом в руках в различных и.п. (стоя, сидя, лежа и т.д.), а также броски, ловлю, удары об пол и т.д.

Слайд 19

Требования к проведению упражнений на мячах Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося. Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе. В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии. Следить за правильной посадкой на мяче. Необходимо научить ребенка приемам самостраховки. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным. При выполнении упражнений лежа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание. Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи. Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча. Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1,5 м Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек

Слайд 20

Правильная посадка на фитболе Посадка считается правильной, если: - угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90 градусов; - голова приподнята и её центральная линия совпадает с осью туловища; - спина выпрямлена, плечи развернуты, живот втянут; - руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади или на коленях; - ноги на ширине плеч, ступни параллельно друг другу и прижаты к полу, колени направлены на носки.

Слайд 21

Приступим к практике

Слайд 22

Целостный процесс обучения детей комплексам у пражнений фитбол-аэробики I Подготовительный этап 1Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола Рекомендуемые упражнения 2 . Обучить правильной посадке на фитболе . Рекомендуемые упражнения

Слайд 23

I I Основной этап 1. Обучить базовым положениям при выполнении упражнений в И.П. (сидя, лежа, стоя на коленях) 2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. -«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны ; - «Перекат » и.п .: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. - « Передача » и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытя нуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот ; -« Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально -« Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень ; - «Марш» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени ; - «Вертолет » в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круго вое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суста вах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоян ным сохранением контакта с поверхностью фитбола ;

Слайд 24

II Основной этап 3. Обучить упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. - « Наклоны » и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны ; - наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук ; -«Пошагаем ножками » и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вер нуться в и.п .; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой . 4.Обучить связкам основных шагов аэробики сидя на фитболе. (8-16 счетов) - March – марш (шаги на месте, вперед, назад, по диагонали) - Step-touch – приставной шаг (вправо, влево, вперед, назад, с поворотами) - Knee-up – подъем согнутой ноги вперед - Kick – выброс ноги вперед (разгибая ногу вперед, выполнить мах) - Jack ( jampingjack ) – прыжки ноги врозь - ноги вместе (сидя на мяче) - V- step – ходьба ноги врозь вперед – ноги вместе назад и др.

Слайд 25

I I I Заключительный этап 1. Совершенствовать качество выполнения упраж нений в равновесии. - «Полетаем» и.п. сидя на фитболе руки разведены в стороны. На счет раз поднять ноги от пола и удерживать равновесие в течение 10 сек 2. Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях - «Перекат » и. п. стоя на коленях лицом к фитболу. Выполнить перекат в положение лежа на фитболе упор на прямые руки, ноги согнуты в коленях. 3.Совершенствовать технику выполнения основных шагов аэробики в комбинациях под музыку. Из ранее изученных базовых шагов классической аэробики в И.П. сидя на фитболе композиции на 32 счета (подготовка к открытому занятию для родителей)

Слайд 26

Комбинация с фитболами под музыку Обойти фитбол за 8 счетов, на счет 8 сесть на фитбол; Наклоны вправо, влево, руки на поясе (4 счета); Перекат из положения сед на фитболе в положение лежа на спине за 4 шага, сделав 4 шага, вернуться в и. п. (8 счетов); Марш на месте, сидя на фитболе, руки на поясе (4 счета); Прыжки ноги вместе, ноги врозь, сидя на фитболе, руки на поясе (4 счета); Пружинящее движение на фитболе (4 счета); Приставной шаг, сидя на фитболе (4 счета).

Слайд 27

Заключение Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др. При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Дети, занимающиеся фитбол-аэробикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Малышка» общеразвивающего вида

городского округа город Мантурово Костромской области

Мастер – класс на тему:

«Волшебный Фитбол».

(для педагогов дошкольных учреждений)

Описание: http://gigabaza.ru/images/12/23471/5fe4dee0.jpg

Автор: Перелыгина Надежда Александровна

воспитатель по физической культуре

г. Мантурово

2016г.

«Волшебный» фитбол.

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическая развитие посредством внедрения технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ.

Задачи.

•        Раскрыть значимость фитбол-аэробики в осуществлении образовательной деятельности.

•        Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

•        Познакомить с опытом своей работы.

Прогнозируемый результат мастер класса. Расширение знаний о применении методов фитбол-аэробики в работе с детьми дошкольного возраста в образовательной области физическое развитие.

Ход мастер-класса.

            Уважаемые, коллеги, прежде чем начать наш сегодняшний мастер-класс, основная идея которого  звучит таким образом: развитие и внедрение технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.  

 С целью гармоничного развития личности ребенка, оздоровления и укрепления его здоровья, профилактики различных заболеваний и приобщения к здоровому образу жизни, наряду с основными занятиями по физической культуре я провожу с детьми старшего дошкольного возраста дополнитель-ные оздоровительные занятия по плану реализации авторского проекта  «Детский фитнес». Как вы уже слышали из предыдущего выступления, проект разработан на основе современных фитнес технологий, имеет оздоровительно-тренирующую направленность и включает 5 основных  направлений: «Танцевальная аэробика», «Степ-аэробика», «Фитбол-аэробика», «Игровой стретчинг» и «Силовой тренинг». На протяжении всего периода обучения оздоровительные занятия проводятся с детьми по комплексному направлению проекта «Детский фитнес».

    Сейчас мы рассмотрим одно из направлений проекта: «Фитбол-аэробика».

СЛАЙД 2. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века.

Мяч-фитбол часто называют волшебным швейцарским мячом, ведь именно Швейцария подарила миру это прекрасное изобретение. Более 50 лет назад (в далеком 1960 году) швейцарский врач Сюзан Кляйн-Фогельбах впервые придумала использовать надувной мяч для лечения и тренировок людей с церебральным параличом. Прошло более 20 лет, прежде чем фитбол стали использовать в качестве оборудования для фитнеса. 

СЛАЙД 3. Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Первая задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

СЛАЙД 4. Цель фитбол-аэробики: повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Задачи фитбол-аэробики в дошкольном возрасте

Оздоровительные:

1.Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные:

1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств.

2. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.

3. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Воспитательные:

1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

СЛАЙД 5. Направление фитбол-аэробики возникло в результате развития фитбол-гимнастики, в котором к положительным свойствам фитбола добавился и оздоровительный эффект непосредственно аэробики. Фитбол-аэробика – это практически единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Занятия фитбол-аэробикой обладают и другими специфическими особенностями по сравнению с основными видами аэробики, что делает их более доступными для детей дошкольного возраста. Так, к ним относятся:

- во время выполнения упражнений на фитболах мышцы (не только крупные, но и более глубокие, мелкие) находятся в постоянном тонусе, что обеспечивает удержание равновесия на мяче и фиксирования правильной осанки;

- осевая нагрузка на позвоночник при выполнении упражнений сидя на фитболах меньше, чем при ходьбе, беге и др.;

- ударная нагрузка при занятиях фитбол-аэробикой на суставы ног минимальна, по сравнению с другими видами аэробных тренировок;

- при выполнении упражнений фитбол-аэробики также тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, но в более щадящем режиме;

- противопоказания для занятий на фитболах отсутствуют, т.к. даже простое сидение на мяче уже способствует определенному оздоровительному эффекту.

СЛАЙД 6.  Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-аэробике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Занятия фитбол-аэробикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают у детей положительный эмоциональный настрой.

Фитбол-аэробика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45см, для детей от 5 до 6 лет — 45- 50см, от 6 до 7 лет — 50-55см. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

  • Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. 
  • Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
  • Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
  • Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
  •  Розовый тонизирует при подавленном настроении.
  • Жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.

Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Прерывистая, наоборот, возбуждающе.

СЛАЙД 7. С 2000 года в РГПУ им. Герцена впервые в России были разработаны программы по фитбол-аэробике для детей. В 2008 году после апробации на базе образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга вышло учебно-методическое пособие (авторы Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина) «Танцы на мячах» для детей старшего дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В нем подробно представлены различные классификации (мы рассмотрим основные):

- классификация упражнений на фитболах по целевой направленности;

- классификация ОРУ, сидя на мяче по анатомическому признаку;

- классификация гимнастических упражнений фитбол-аэробики;

- классификация упражнений по критерию использования фитбола.

Опираясь на данное учебно-методическое пособие, как методологическую основу раздела моего авторского проекта по данному направлению я определила цель, задачи и средства в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, а также разработала комплексы упражнений фитбол-аэробики (1 комплекс рассчитан на 4 занятия) и составила картотеку подвижных игр с фитболами.

СЛАЙД 8. Классификация упражнений на фитболах по целевой направленности.

  1. Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др
  2. Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
  3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)

СЛАЙД 9. Классификация ОРУ, сидя на мяче по анатомическому признаку

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса:

- для пальцев и кисти

- для увеличения подвижности в суставах

- для сгибателей и разгибателей мышц рук

- на расслабление мышц рук и плечевого пояса

  1. Упражнения для ног и тазовой области:

-для стопы и голени

-для увеличения подвижности в суставах

-силовые упражнения для мышц бедра

-для мышц тазового дна

-для расслабления мышц ног

  1.  Упражнения для туловища:

-для мышц передней поверхности туловища (силовые)

-для увеличения подвижности позвоночника

-для мышц задней поверхности туловища (силовые)

-для мышц боковой поверхности туловища (силовые)

-для мышц шеи

  1. Комплексные упражнения

(упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)

5.Упражнения на дыхание.

СЛАЙД 10. Классификация гимнастических упражнений фитбол-аэробики

  1. Ходьба, бег, прыжки

- на месте и в движении

- с мячом в руках, ногах

-сидя на мяче

  1. ОРУ:

- по признаку организации группы: одиночные

  вдвоем, втроем

  по кругу

  в сцеплении в  

    колоннах

  в шеренгах

  в движении)

- по исходным положениям:

из стойки

из седа (приседа)

из упоров

                                                                     из положения лёжа (на боку, на спине, животе

          - по анатомическому признаку:            для рук и плечевого пояса

для ног и тазового пояса

для туловища и шеи

для всего тела

- по признаку преимущественного воздействия: На силу

 На растягивание

На расслабление

На осанку

На координацию

На дыхание

СЛАЙД 11. Классификация упражнений по критерию использования фитбола.

 Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастические упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, создавая единую, законченную композицию танца на мяче.

УПРАЖНЕНИЯ

С

ФИТБОЛОМ

ФИТБЛОЛ

КАК

АМОРТИЗАТОР,

ТРЕНАЖЕР-БАЛАНСИР

(рук, ног;

равновесия)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОТЯГОЩЕНИЕ

(в руках, ногах, на спине)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОПОРА

(под спину, руки, ноги, живот)

ФИТБЛОЛ

КАК

ПРЕДМЕТ

(ОРУ в различных и.п)., )

ФИТБЛОЛ

КАК

ПРЕПЯТСТВИЕ

(перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОРИЕНТИР

ФИТБЛОЛ

КАК

МАССАЖЕР

СЛАЙД 12  В зависимости от решаемых на занятии задач фитбол используется:

МЯЧ как препятствие применяется для различных видов перекатывания на нем на спине, на животе: вперед, назад, в седе: вправо и влево.

СЛАЙД 13

МЯЧ как массажер применяется при выполнении упражнений в парах. Один ребенок лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения.

СЛАЙД 14

МЯЧ как амортизатор и тренажер (для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

СЛАЙД 15

МЯЧ как ориентир. Применяется при выполнении различных игр, эстафет. А также при выполнении различных упражнений, например в седе ноги врозь при выполнении наклона вперед и т.д

СЛАЙД 16

МЯЧ как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных И.П.: стоя, лежа, сидя и т.д. для укрепления различных мышечных групп.

СЛАЙД 17

МЯЧ как опора. Применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных И.П. лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами.

СЛАЙД 18

- МЯЧ как предмет. Например: ОРУ с фитболом в руках в различных И.П. (стоя, сидя, лежа и т.д.), а также броски, ловлю, удары об пол и т.д.

СЛАЙД 19 «Золотые» правила фитбол-аэробики (требования к проведению упражнений на фитболах)

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные правила фитбол-аэробики:

  • Подбирать фитбол каждому ребенку по росту и возрасту.
  • Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
  • Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  • Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  • Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  • Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
  • При выполнении упражнений в положении лежа не задерживать дыхание.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением. 
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.
  • Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
  • На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения.
  • Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и.п. В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключтельный период занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
  • С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.
  • С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).
  • Упражнения могут выполняться в течение целого занятия, с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия. Например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительной части — подвижные игры с фитболами. Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия. Нужно дать возможность детям не только упражняться с фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
  • Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 мин., с детьми 5-6 лет – 30-35 мин. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка

СЛАЙД 20 Правильная посадка на фитболе

СЛАЙД 21. Приступим к практике.   

Для эффективного решения программных задач целостный процесс обучения детей комплексам упражнений фитбол-аэробики я разделила на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. 

Этапы освоения детьми раздела проекта «Детский фитнес» по направлению фитбол-аэробика

Этап

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

I.

1. Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола.

- прокатывание фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

- передача фитбола друг другу, броски;

- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней.

СЛАЙД 22

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и парал​лельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражне​ния для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо—влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сиг​налу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

- игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней».

II.

СЛАЙД 23

1. Обучить базовым положениям при выполнении упражнений в И.П. (сидя, лежа, стоя на коленях)

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фит​боле. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коле​ням; на счет 2 — вернуться в и.п.;

- и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

«Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

- «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться ви.п.;

-«Пресс» и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытя​нуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

«Перекат»и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

«Вертолет» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круго​вое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суста​вах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоян​ным сохранением контакта с поверхностью фитбола;

«Марш» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

СЛАЙД 24

3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

«Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

- наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

- сохранить правильную осанку и удержать равновесие в поло​жении руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками;

-«Пошагаем ножками» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вер​нуться в и.п.;

- «Пошагаем ручками» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать не​сколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

-«Ноги выше» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизон​тали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

Махи ногами» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

- выполнить два предыдущих упражнения изи.п. руки за голову.

4.Обучить связкам основных шагов аэробики сидя на фитболе. (8-16 счетов)

- March – марш (шаги на месте, вперед, назад, по диагонали)

- Step-touch – приставной шаг (вправо, влево, вперед, назад, с поворотами)

- Knee-up – подъем согнутой ноги вперед

- Kick – выброс ноги вперед (разгибая ногу вперед, выполнить мах)

- Jack (jampingjack) – прыжки ноги врозь - ноги вместе (сидя на мяче)

- V-step – ходьба ноги врозь вперед – ноги вместе назад и др.

III.

СЛАЙД 25

1.Совершенствовать качество выполнения упраж​нений в равновесии.

-«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

-упражнения ранее разученные.

2. Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе;

- «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол;

-то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

- «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вер​нуться в и.п.;

-и.п.: то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

3.Совершенствовать технику выполнения основных шагов аэробики в комбинациях.

Из ранее изученных базовых шагов классической аэробики в И.П. сидя на фитболе композиции на 32 счета (подготовка к открытому занятию для родителей)

СЛАЙД 26. Комбинация с фитболами под музыку.

СЛАЙД 27. Заключение

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в ДОУ позволяет сделать следующие выводы:

1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.

  1. Обучение детей фитбол-аэробике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
  • происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
  • развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
  • улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Творческих вам успехов и будьте здоровы!

Библиография:

1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176с.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М.: 5 за знания, 2005. – 112с.

4. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232с.

5. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. – 256с.

6. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб: «ДИЛЯ», 2007. – 144с 7.

7. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105с.

8. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с.

9. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261с.

10. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85с.

11. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб: КАРО, 2006. – 136с.

12. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: РЕЧЬ, 2002. – 176с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 747с.

14. Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: ДИЛЯ, 2005. – 128с.

15. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб: Речь, 2007. – 99с.

16. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96с.

17. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.

18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003.

– 320с.

19. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина  Фитбол аэробика для детей «Танцы на мячах». – Спб. :Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС И СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «Фитбол-гимнастика для всей семьи»

Предупредить  возникновение  неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Гимнастика с использованием фитболов - новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекц...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов "Кукла-скрутка".

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки...