Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности (ручной труд).
статья

Проблема развития творческой деятельности, является наиболее актуальной. Конструирование и ручной труд особые формы собственной творческой деятельности, позволяющие развивать творчество детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яблунина О.В., воспитатель

 ГБДОУ детский сад № 52 Колпинского района

Санкт –Петербурга

Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности

(ручной труд).

Чтобы понять, как развивать личностных качеств ребенка в творческой деятельности, нужно четко определиться в понятии творчество.

Основной показатель творчества – новизна результата деятельности ребенка. Но ведь дети не создают чего-то принципиально нового, как, например, взрослые. Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество– создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по ручному труду,  является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта. При создании красивых поделок ребенок учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду. «Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности» (А.В. Запорожец).

Развивать личностные  качества ребенка в творческой деятельности детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.

В процессе ручного труда  у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка, является важнейшим фактором развития его личностных качеств. Для этого важно правильно организовать работу  с детьми, заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие)..

Таким образом, на занятиях по ручному труду ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Можно смело утверждать, что  ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала  личностных качеств дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность.

Литература:

1.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011 -136с.

2. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. – 1989. -№2;

3. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995;

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;

5. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Игра как особый вид деятельности, способствующий развитию личностных качеств ребенка».

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....

Современные родители-развитие личностных качеств ребенка

Современные родители сами того не ведая влияют на развитие личностного потенциала своего ребенка. Что же такое личностный потенциал....

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности (ручной труд) 1 год обучения

Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности (ручной труд) 1 год обучения...

Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности (ручной труд) 2 год обучения

Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности (ручной труд) 2 год обучения...