Коми народные промыслы
статья ( группа) на тему

Сметанина Мария Ипполитовна

В работе представлены традиционные ремёсла коми-пермяков с. Юксеево: художественное вязание, плетение пояса, изготовление изделий из бересты. В рамках проекта учащиеся познакомились с некоторыми видами ремёсел, научились изготовлять изделия. В проекте представлены готовые изделия учащихся: вязаная кукла, плетёный пояс, браслет из бересты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_narodnye_promysly.docx464.98 КБ

Предварительный просмотр:

Народные ремесла и промыслы

Культурная карта Республики Коми » Муниципальный район Прилузский » Культура » Декоративно-прикладное искусство »

 

Традиционные ремесла и другие виды промыслов

Наиболее массовое распространение у жителей Летки и Лузы имели деревообрабатывающие ремесла. Основными рабочими инструментами были топор (чер), тесло (керанчер), скобель (гогын), долото (öжин), нож (пурт). Позже стали широко использоваться различные станки по дереву. В деревнях Ношуль, Летка столяры изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, лопаты, сани, салазки, деревянные части сохи и телеги, мебель. Для мебели вытачивались фигурные ножки и ручки, для чего был изготовлен самодельный станок в начале XX века в Летке.

Корыто (вор) и кадка из дерева (öти пеля лок). Фото 2006 г.

Прилузские мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной породы. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста.

Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь, посуду и обувь. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.

Емкость для питья воды (чипльöг)фото 2005 г.JPG

Емкость для питья воды (чипльöг). Фото 2005 г.

Из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод - пестери, кузовки, корзины, ведра.

Население изготавливало лодки - транспортные средства для продвижения по р. Летке и Лузе. Делали лодки для личных нужд и для перевозки объемных грузов. Крупным судостроительным центром был Ношуль.

Издавна летско-лузские крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство производило смолу для себя. Употреблялась смола преимущественно для смоления лодок, смоляной водой пропитывали обувь для герметичности. Смолу-живицу принимали за деньги, поэтому многие готовили ее для продажи и сдавали целыми бочками.

Скорняжий промысел был распространен в Прилузье повсеместно, но занимались выделкой овчин немногие, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного. Распространено было изготовление валяной обуви из овечьей шерсти (гынкöм).

детская колыбель (зыбка) Фото 2006 г.jpg

Детская колыбель (зыбка). Фото 2006 г.

По домам ходили и портные (швеч), которые на дому шили верхнюю одежду, в основном тулупы из овчины. У таких портных была своя швейная машинка, а шили изделия из материала заказчика.

В 1930-е годы ликвидируются небольшие частные и артельные кустарные предприятия и создаются крупные. Так, в с. Объячево в 1935 г. было создано промышленное предприятие - Районный промышленный комбинат - для обеспечения населения предметами местного производства из древесины, глины, шерсти, кожи. Предприятие имело лесозаготовительный, мебельный, кирпичный, кожевенный, гончарный, пимокатный, бондарный цеха.

емкость под напитки (сюра лок) Фото 2006 г.jpg

Емкость под напитки (сюра лок). Фото 2006 г

Занимались в Прилузье и производством тканей в домашних условиях. Для чего сажали лен и коноплю, выкашивали, сушили, трепали, расчесывали, пряли и ткали. Ткали однотонные ткани и из цветных нитей. В каждой прилузской избе был свой ткацкий станок, за который садились женщины в марте, чтобы работу завершить к Пасхе.

Каждый прилузский деревенский дом украшали домотканые пестрые половики из крашеных льняных ниток (дöра вольсьöд), позднее стали ткать из разрезанных узких полосок разноцветных тканей на основе хлопчатобумажных ниток (ас кыöм половик).

Женщины владели и несколькими видами вышивки, которые использовались для украшения одежды. Вышивка, которая бытовала в бассейне р. Летки и в верховьях Лузы, очень интересна самобытной техникой, композиционным и цветовым решением. Основными вышитыми изделиями являются женские рубахи и женский головной убор - сорока. Вышивали на полотенцах, наволочках, покрывалах.

Домотканный холст (дöра) д. Талица. Фото 2006 г.

Вязание является одним из традиционных женских занятий народа коми, в т.ч. и жителей Прилузья. Широкое распространение вязания определялось практической необходимостью. Холодные природные условия требовали теплых вещей.

Для вязания использовалась овечья шерсть ручного прядения. Красили пряжу анилиновыми и растительными красителями, отдавая предпочтение ярким цветам. Данный вид ремесла продолжает жить и развиваться.

Вязаные изделия прилузских мастериц. Рукавицы (сера ной кепысь)

Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней.

В Прилузье глины достаточно, и в каждой деревне были мастера гончарного дела. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

В лузско-летских деревнях обрабатывали и металл. В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, очень почитаемый на селе, ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты, замки, ключи, оковывал телеги и сани. Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы деревенской улицы и располагались ближе к воде.

Глиняные горшки (гырнич), с. Черныш.JPG

Глиняные горшки (гырнич), с. Черныш

Хозяйственный и промысловый инвентарь почти полностью изготавливали сами крестьяне. Из транспортных средств можно назвать лодки, сани, телеги, волокуши. Гужевой транспорт был достаточно развит на юге Республики Коми, поэтому телеги были в ходу. Широко были распространены лыжи (лямпы).

Источник: Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП "Кировская обл. тип.") . - С.18-25.

 

Кухонная посуда из глины, бересты и металла, с. Слудка.

  

Катание валенок в селе Прокопьевка

 Валенки - уникальное ноу- хау русского народа. Больше нигде в мире такую обувь не изготавливали. Валенки появились всего около 200 лет назад. Имя их изобретателя погребла под собой история. Известно лишь, что войлочную обувь без единого шва впервые изготовили в Нижегородской губернии.

Валенки (гынкöм), с. Прокопьевка.Фото 2005 г.JPG

Валенки (гынкöм), с. Прокопьевка. Фото 2005 г.

Хотя валенки являются чисто русским изобретением, их вскоре переняли многие народы Российской империи. В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

История возникновения этого ремесла в Прокопьевке такова. Люди сначала пользовались услугами заезжих из вятской волости мастеров, которые приезжали зимой, останавливались на постой к знакомому крестьянину и раскладывали свои инструменты. Промысел вятчан нашёл вскоре последователей и среди жителей Прокопьевки. Уже после Великой Отечественной войны прижился в селе «отходчик» из вятской деревни Заимка по прозвищу Четысь Васька. Женился он на местной вдове. Научились у него ремеслу пимокатчики супруги Лобановы – Николай Петрович и Аксинья Ефимовна (на фото). Аксинья Ефимовна – мастер по изготовлению валенок. Валенки у нее получались мягкими и тёплыми.

Катание валенок (0).jpg

Валенки разных видов

  

Процесс катания валенок

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки (по-прокопьевски: «валеги»). Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто.

Катание валенок (1).jpg

Процесс катания валенок

Что только не вытворяют с гигантского размера носком – будущим валенком! Поливают кипятком, трут металлическим прутом, засовывают в чрево русской печи. Вытаскивают с пылу-жару – и шлифуют пемзой. В отличие от сапог два валенка – совсем не пара. Ведь делаются они не по лекалам, а самопроизвольно. На левый и правый они не делятся, а во время носки принимают форму хозяйской стопы.

Самый главный момент при изготовлении валенок: необходима шерсть отличного качества, летняя - для хорошей связки, короткая, длиной со спичечный коробок. Шерсть не сушат, иначе изделие не получится. Шерсть для начала треплют руками, а затем чесалкой.

Катание валенок (2).jpg

Процесс катания валенок

На валенки для детей необходимо 400, 600, 800 граммов шерсти на одну пару, для взрослых мужских валенок – 3,4 или 5 фунтов.

Необходимые инструменты: кусок ткани, на которую выкладывается шерсть; деревянная палка; чиж (по размерам детской и взрослой ноги; чиж - небольшая чурочка, с одной стороны заострённая наискось); клин; колодки и валёк (деревянная доска с ручкой).

Берётся 400 граммов шерсти и делится пополам. На столе расстилается большой кусок ткани, на который тонким слоем выкладывается шерсть и обрызгивается водой. Берётся круглая палка, на которую заворачивается шерсть вместе с тканью. Всё это разминается до получения одного пласта. По заранее изготовленной из клеёнки форме пласт соединяется, при этом добавляется шерсть на место соединения.

Катание валенок (3).jpg

Процесс катания валенок

У валенка получилось пять сторон. Сначала на одну сторону (начинаем с передней части) от верха к подошве добавляется два слоя шерсти. Таким же образом шерсть добавляется с боков и сзади. Процесс выполняется по определённой форме. Таким образом, постепенно, поворачивая заготовку, мастер добавляет шерсть, пока не заканчивается необходимое количество шерсти.

Катание валенок (5).jpg

Процесс катания валенок

Полученную заготовку обжимают и уплотняют - таким образом делается войлок. Этот процесс трудоёмкий. После получения войлока, его продолжают валять с помощью воды. Заготовки складывают в горячей воде. Через определённое время войлок смягчается, его вынимают из воды и колотят. Начинается катание заготовки: чижом оформляется носок, вальком - подошва, голенище раскатывается. Затем заготовка вновь опускается в горячую воду, и мастер снова колотит – катает. При этом в носок вставляется чиж поменьше. Сушат готовые валенки в русской печке и шлифуют пемзой.

Катание валенок (4).jpg

Процесс катания валенок

 

Источник: Текст и фотоматериалы предоставлены Центральной межпоселенческой библиотекой им. В.В. Юхнина МУ «Прилузская МЦБС»

 

Ткачество, берестяное плетение

Центром народных ремесел Прилузского района по праву можно назвать село Ношуль.

Лапти из липы (нинкöм), изг. в 1940 г., д. Талица. Фото 2006 г

Это единственное село Республики Коми, где не только сохранилось, но и развивается народное ткачество. Более двадцати лет назад народная художница Г. Смолева, передвижник возрождения народных ремесел, стала собирать по деревням заброшенные ткацкие станки, зарисовывать орнаменты и национальные узоры.

Сегодня в Ношуле существует этнокультурный центр, в котором можно не только познакомиться с произведениями ткачих прошлых лет, но и обрести начальные навыки - создания орнамента, работы на деревянном ткацком станке.

Берестяное плетение для Прилузья характерно смешением стилей. Используются приемы, как вятских мастеров, так и архангелогородских. Касается это, не только замков, сшивок, но и всех остальных берестяных технологий. В районе можно встретить мастера, изготавливающего пестерь в традиционном коми-зырянском стиле, туес с прорезной резьбой по-вятски, хлебницы и солонки с поморской росписью.

Пестерь из бересты (ноп) Фото 2005 г.jpg

Пестерь из бересты (ноп). Фото 2005 г

Берестяное ремесло, несколько угасшее в 70-80 годах XX века, за последние двадцать лет вновь обрело своих мастеров, так же как и лозо-, корнеплетение.

Сегодня не редкость увидеть на сельских рынках выставленные на продажу добротные ремесленные изделия, имеющие свое, прилузское «лицо». Особенность этих изделий в том, что все они имеют конкретное прикладное назначение бытовой утвари, то есть в них можно хранить сыпучие продукты при полной уверенности в экологической чистоте используемой мастерами бересты, лозы или корня.

Полотенце из льна (дöра чышкöд), с. Объячево. Фото 2006 г

Рукавицы (сера ной кепысь)-2.JPG

Рукавицы (сера ной кепысь

 

Рукавицы (сера ной кепысь).JPG

Рукавицы (сера ной кепысь

 

Ручные жернова (изки)-2.JPG

Ручные жернова (изки)

 

Ручные жернова (изки).JPG

Ручные жернова (изки)

 

Самопрялка (самопряка) Фото 2006 г.jpg

Самопрялка (самопряка). Фото 2006 г.

 

Туеса (туис) из бересты, изг. в 1940 г., д. Талица. Фото 2006 г.

 

Ушат, миска (бекар) из дерева Фото 2006 г.jpg

Ушат, миска (бекар) из дерева. Фото 2006 г.

 

Чулки (сера ной чулки).JPG

 Чулки (сера ной чулки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...