конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Медведева Татьяна Николаевна

конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_medvedeva_izmeneno.docx10.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «По страницам  книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование  познавательно-исследовательской  деятельности  путем исследования свойств природных материалов;

-  активизация  диалогической речи, обогащение активного  словаря;

- использование различных форм работы детей;

- развитие  у детей  творческого  воображения  путем использования активных форм обучения.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

- Меня зовут Татьяна Николаевна. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно  верно – это  флешка. Она  умеет  хранить много-много разной информации, а комната, в которую  вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

- Скажите, а вы знаете, как появилась книга? Хотите это узнать? Тогда отправимся в прошлое. Как нам туда попасть? (варианты )

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку») .

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

 (Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг.  (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, которая называется  Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

- Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали  в древний Египет ( звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта).  Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки.  Этой страной правили  фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные  природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали  все материалы.  Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз  и нарисуйте  что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте  попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? ( ничего)

- Как же так, а почему?( дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того,  чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как  они это делали  (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину,  и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени под музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае.  (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы  отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд),  он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

 Поэтому я предлагаю вам  сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики!

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки,  потому что в Древнем Китае было принято работать,  сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали  маленькими кусочками  и потом эти странички сшивали, получались  шелковые книги. 

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и  написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф!  Вот  это — горы,  этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать  понравившийся иероглиф  на ваших  шелковых страницах.

-Берите  кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет:  китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели -  была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются  с палочкой в «машине времени»  под музыку)

- Мы с вами перенеслись в современный мир. Флаг какого государства вы видите на экране?  А город узнали?

Я приглашаю вас посетить книжную выставку, где мы с вами познакомимся с самыми разными книгами.

История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом. Позже появилась бумага и были созданы печатные книги.

Обратите внимание перед вами очень старая книга, написанная ещё на старославянском языке. Ей, ребята,  больше 150 лет.

-А это современные книги: художественные, исторические… Есть книга с шёлковым переплётом и даже с золотыми страницами…

 А такие  красивые книги мы читаем с вами сейчас. Вы знаете,  как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы).

Совершенно верно. Посмотрите, ребята, у меня в руках необычная  книга. А необычна она тем, что мы её сделали сами. Называется она  лэпбук. В нём  разная  информация о книгах: истории их создания, загадки, сказки и поговорки. Только книга эта не закончена, в ней недостаёт нескольких страниц. Помогите, пожалуйста, мне завершить их оформление. С этой целью приготовлены печати, которые помогут нам закончить работу (воспитатель благодарит детей за помощь).

-Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос: скажите, а как же сохраняют информацию  в наше время?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах)

Сегодня как раз на адрес вашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео письмо из Центральной районной детской библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я живу в городе Строитель и работаю в Центральной районной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя  на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти  работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы!  Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ?  (ответы детей)

Тогда давайте вместе с вами произнесём слова «Мы – молодцы!!!» (3 раза с разной силой голоса)

 Спасибо вам большое! В память о нашей встрече хочу подарить книги, которые пополнят вашу групповую библиотеку.  До новых встреч! До новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект занятия "По страницам книжной истории"

Познавательно-исследовательское развитие...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»

Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...

конспект НОД Тема: «Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.Задачи:- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природ...

Конспект образовательная деятельность в старшей группе "Страницы книжной истории"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  В ходе познавательной и экспериментальной деятельности дети узнают историю книги, знакомятся с разными материалами . Занятие носит ...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет...

конспект ООД «По страницам книжной истории» Старшая группа

Тема: «По страницам  книжной истории»Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.Задачи: - стимулирование  познавательно-исследователь...