Мастер-класс "Рисование песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

      Создание усовий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_abashkina_yu.p.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Абашкина Юлия Павловна

Педагог-психолог  МБОУ «Центр развития ребенка-детский сад №14 «Золотой ключик»

г. Белгород

Мастер – класс

«Рисование  песком как средство всестороннего

развития детей дошкольного возраста»

   

      Цель: создание условий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспитателей.

     Задачи:

1. познакомить с технологией песочного рисования («SandArt»);

2. обучить практическим навыкам работы по песочному рисованию с детьми;

    Материалы и оборудование: ноутбук,  презентация по теме

 (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, световой стол для рисования песком, специализированный песок

для , цветной песок, набор миниатюрных фигурок, предметы для

упражнений, картинки для аппликаций, жидкий и прозрачный клей, кисточки, салфетки, подносы.

Организационная форма: мастер-класс.

Количество участников: 10-15 педагогов и воспитателей.

Длительность мастер-класса: 30 мин  

Содержание мастер-класса:

   

             В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

           Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

         Сегодня стоит вопрос о применении интегративного подхода как наиболее эффективного способа организации педагогического процесса, позволяющего развивать познавательную, эмоциональную, практическую сферы личности ребёнка.

         Педагог: в настоящее время очень популярным становится искусство рисования песком (SandArt). Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас техникой рисования на песке, показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста, и  рассказать  о том, как  благоприятно игры с песком влияют на всестороннее развитие ребенка.

       Слайд 1 (тема)

        Игры с песком  – одна из форм естественной активности ребёнка.

Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-

педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

        Слайд 2 (что развивает) 

       Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Принцип «терапия песком» был предложен Карлом Гюставом Юнгом.  

       Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие.

        Рисование песком полезно для развития мелкой моторики рук, координации движений, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей, развитие социальных навыков.

       на слайде:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • раскрытие своих уникальных способностей и развитие творческого потенциала;
  • формирование коммуникативных навыков;
  •  развитие мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация психоэмоционального состояния, релаксация имедитация (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

       Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Игры с песком разнообразны:  

Слайд №3

  • обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
  • познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающегомира, об истории своего города, страны и т.д.;
  • проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

       В нашей студии рисования песком «Чудеса на песке» мы используем в работе такие методы и приемы как:

Слайд №4

-игры – коммуникации

-познавательные игры

-элементы сказкотерапии

-пальчиковый театр

-пальчиковые игры

- музыкотерапия

- цветотерапия

- сюжетно- ролевые игры

- элементы психогимнастики

-элементы самомассажа

- работа в паре

- проблемные ситуации

- игры - путешествия

- опыты с песком

       Педагог: Давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса. Вначале давайте познакомимся с  песочным столом и песком.

       Звучит музыка

       Педагог предлагает 1-2 желающим принять участие.

        Видеоролик «Осень золотая» (песочная анимация)

  1. Упражнение – приветствие «Чувствительные ладошки»

     Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок. Поводите пальцами по песку.

       Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически.Для ребенка это любимое занятие, которое приносит радость и удовольствие. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются  мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в  формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.

     Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мыслительных образов, работа руками и получение удовольствия от любимого занятия – все это в совокупности благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.  

    – Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? Какие были ощущения?

(ответы участников)

– Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий

расслабиться.

     Цель упражнения: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение, успокоиться; развитие тактильных ощущений и восприятия;

2. Упражнение «Осень золотая»

- Давайте попробуем на световом столе для «Sand Art» порисовать песком.

(участники пробуют рисовать, ведущий мастер-класса показывает техники по

рисованию песком):

  1. Рисование осеннего пейзажа пальчиками, ладонью, кулачком, насыпью и т.п.
  2. Использование трафаретов для создания рисунка
  3. Использование экоматериала, миниатюрных фигурок и предметов
  4. Цветотерапия

3.Упражнение «Улитка»

    Рисование фигур и обучение письму.

    Рисуем спирали пальцами: двумя руками, одной рукой; симметричные; одинаковые и разные по размеру.

    Педагог предлагает изобразить улитку и украсить её цветными камнями или «спрятать» под осенними листьями.

     Цель упражнений 2 и 3: развитие крупной и мелкой моторики, подготовка руки к письму; развитие речи; 

      Важную роль играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так,  можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского,  В. Моцарта,  А. Вивальди, И. Баха,  Ф. Шопена,  Р. Штрауса; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

        Педагог: Интересная техника, с которой я еще хотела бы Вас позна-

комить сегодня, это техника Аппликации из цветного песка «Осень золотая».

        В нашей студии, после рисования песком на световых столах, обязательна творческая работа по теме, которую дети могут забрать с собой.

      Сейчас я раздам вам эскизы аппликаций, вам предлагается нанести на них

клей и с помощью песка раскрасить. Данная техника очень хорошо развивает мелкую моторику у детей, концентрацию внимания, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Педагог: Мастер-класс подошел к концу

Слайд 5

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                          В. А. Сухомлинский

      Рисование песком  - это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему? Ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице, а  для педагога это может стать эффективным средством для развития его умственных и творческих способностей.

Литература:

М.Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»,.М.ИНТ, 2010.

Т.Д.Зинкевич- Евстегнеева «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Сегодня оригами занимаются и взрослые и дети, которые придумываю все новые и новые фигурки. Кстати, оригами не только интересное, но и полезное занятие. Если начать перечислять все положительные сторо...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Оригами,как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

Задачи мероприятияПознакомить ребенка с применением бумаги в жизни человека.Будем заниматься развитием мелкой моторики рук. Познакомим ребенка со свойствами бумаги.Выявим умение ребенка...