Педагогический опыт "Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО"
материал ( группа) на тему

Малинина Тамара Владимировна

По завершении работы над пректомобощила свой опыт , проект был долгосрочным, увлекательным и актуальным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malinina_ppo_1.docx281.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  учреждение

 «Катюша»

        

http://www.cliparthut.com/clip-arts/1560/computer-clip-art-boy-1560931.jpg

                  Воспитатель

Малинина Тамара Владимировна

Лабытнанги

2015 г.

Муниципальное автономное дошкольное  учреждение

 «Катюша»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Использование ИКТ   в образовательном

процессе  ДОО»

Воспитатель Малинина Тамара Владимировна

Лабытнанги

2015 г.

  

ТЕМА ОПЫТА:

Использование ИКТ   в образовательном процессе в ДОО

ИДЕЯ ОПЫТА

Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.

Структура описания обобщенного педагогического опыта

ИПМ  I.           Сведения об авторе опыта

ИПМ  II.          Условие возникновения, становления опыта

ИПМ III.          Теоретическая база опыта

ИПМ IV .         Актуальность и перспективность опыта

ИПМ V.            Новизна опыта

ИПМ VI.           Адресность опыта

ИПМ VII.         Трудоемкость опыта

ИПМ VIII.        Технология опыта

ИПМ IX.           Результативность

Список литературы

Приложение

ИПМ 1. Сведения об авторе опыта

 Ф.И.О. Малинина Тамара Владимировна

Образование:   средне – специальное

Название учебного заведения и год его окончания: Тюменское педагогическое училище, 1978 год

Специальность по диплому : воспитатель дошкольного учреждения

Место работы – МАДОУ «Катюша»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж –38 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 38 лет.

Квалификация: высшая квалификационная категория

Награды:

 Почетная грамота Мера г.Лабытнанги (2003г.)

Почетная грамота Департамента образования ЯНАО (2009г)

Диплом героя энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» редакции энциклопедии «Лучшие люди России»(2011г)

Диплом Лауреата I степени Всероссийского конкурса «Я – педагог» в номинации «Инновации педагога в развитии базовых способностей детей» (2011 г)

Почетная грамота Губернатора ЯНАО (2012 г)

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2013 г)

 Диплом победителя Всероссийского конкурса для педагогов «Это хрупкое чудо – природа» (2014 г)

Диплом победителя Международного фестиваля работников образования «Я- профи»(2015 г)

Диплом победителя международного фестиваля «Путь к триумфу»(2015 г)

Диплом победителя Международного педагогического фестиваля «Инновационная педагогическая деятельность»(2015 г)

Диплом 1 степени Международного конкурса «Твори! Участвуй! Побеждай!»(2015 г.)

Диплом победителя 2 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай-ка!» в номинации «70 –летию Победы посвящается» (2015 г.)

 ИПМ  II.  Условия возникновения, становления опыта

      В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В должностных требованиях к  воспитателю  одним из условий соответствия квалификационным характеристикам является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного       образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

        Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

  • Преобразование предметно-развивающей среды;
  • Расширение возможности познания окружающего мира;
  • Использование новой наглядности.

      В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

      Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

  • Средство подготовки различных материалов - создание презентаций  демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
  • Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.    

       С 2010 года я начала  использовать  ИКТ в своей педагогической деятельности: слайды на занятиях, презентации. А в 2012 году, когда в детских садах стали появляться компьютеры в группах, я начала работу по использованию ИКТ с младшей группы детского сада. Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Все это в нашей группе было. И было решено разработать   проект  «Использование ИКТ   в образовательном процессе в ДОУ»  на 2012-2015 годы (Приложение 1). В старшей группе  нам установили интерактивную доску. Я прошла обучение на дистанционных курсах .  

ИПМ III.   Теоретическая база опыта

     В основу педагогической деятельности легли данные исследований ведущие ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.).  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

      Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

     Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).    

      Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

ИПМ IV.  Актуальность и перспективность опыта

     Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические, трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. 
     Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Даже трехлетний ребенок  проходит все уровни в компьютерной игре, сражаясь с диковинными существами, а  счастливые родители умиляются, как их чадо ловко это делает. Но почему же ребенок не может решить простейшую логическую задачку, сочинить свою сказку? Что происходит с детьми? Неужели изменились интеллектуальные и психические способности детей?  Вопросов много и все они сводятся к одному- использование ИКТ в работе с детьми. Нужно ли это детям?  Конечно нужно, но делать это необходимо осторожно и правильно. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

     Компьютер способен воспроизводить информацию одновременно в виде графического изображения, звука, речи, текста, видео, запоминать, считать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, что позволяет создавать новые средства деятельности, которые отличаются от обычных игр и игрушек.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

      В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления тем более в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизировать мыслительные процессы. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Одним из эффективных средств обучения на современном этапе является использование мультимедиа-комплексов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

      Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

     Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

 Цель и задачи Проекта  «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском

саду»

Цель:

     Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Формирование ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес детей, мыслительные процессы.
  • Интегрировать и внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения детей.
  • Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейшие технические умения.
  • Обеспечить достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной в дальнейшем учебы в школе.
  • Применять ИКТ для выявления и поддержки одаренных детей.
  • Создать банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

 Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

ИПМ IVНовизна опыта 

      Использование информационно-коммуникативных технологий в психолого-педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

     В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности.

  • Непрерывная  непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику.  Занятия с детьми должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Использование ИКТ   в образовательном процессе  ДОО»

  • В работе с родителями ИКТ теперь просто не заменимы. На все вопросы родителей можно отвечать при помощи виртуальных  путешествий по детскому саду; индивидуальных  презентаций «Наши будни», «Наши праздники» и т.д.; фото- и видеоотчетов о насыщенной жизни группы и ДОУ ,консультаций, рекомендаций, памяток.

   Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду» предполагает:

1. Создание:

  • учебно  -  методических пособий на компакт-дисках ( игры, проекты, презентации, презентации с сайта viki.ru материалы тематических мероприятий);
  • условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции  образовательного процесса;
  •  медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
  • "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

2. Использование  Интеренет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

  • дополнительная  информация, которой нет в книгах;
  • красочно  иллюстрированный   материал, как статический, так и динамический(анимации, видеоматериалы, клипы);
  • сетевые электронные ресурсы – это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.

     Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.

ИПМ VI.    Адресность опыта

    Опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый  яркий материал для использования на занятиях, применим к любой общеобразовательной программе.  Презентации, тесты, клипы, электронные детские портфолио могут использовать и родители.

ИПМ VII.         Трудоемкость опыта

     При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Эта работа, конечно трудоемка, интересна и без проблем выполнима, если есть хорошая материально – техническая  база. И она есть в нашей группе.

      .Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

  • Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
  • Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов..
  • Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.
  • Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

     Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

     Вот основные формы использования ИКТ в моей работе:

  • Подбор яркого качественного материала к занятиям, оформление группы, родительских уголков (сканирование, печать, Интернет, презентации);
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (аудиоэнциклопедии);
  • Оформление групповой документации;
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, клипов в программе ФотоШОУ PRO;
  • Обмен опытом на сайтах, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
  • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
  • Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • Обсуждаю педагогические темы с коллегами, консультируюсь со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах;
  • Для повышения квалификации использую дистанционное обучение;
  • Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

        Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

ИПМ VIII. Технология  опыта

      Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

      По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
  4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  7. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы.
  8. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
  9. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
  10. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  11. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени.

      Компьютер способен воспроизводить информацию одновременно в виде графического изображения, звука, речи, текста, видео, запоминать, считать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, что позволяет создавать новые средства деятельности, которые отличаются от обычных игр и игрушек.

      Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

       Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»- долгосрочный, ориентированный на детей в возрасте 3-7 лет. Сущность его заключается в использовании мультимедиа в воспитательно - образовательной   деятельности   с целью повышения интеллектуального развития детей.

 Принципы работы:

  • принцип динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
  • принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
  • принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
  • принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).

     Методической основой проекта является применение новых информационных технологий в детском саду, в результате чего ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания. Инновационный проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»  представляет собой систему занятий и совместной деятельности с дошкольниками  по развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: мультимедиапрезентаций, компьютерных игр и  тестов.

    Учебный план, рассчитанный на четыре года обучения (32 занятия в год),  по 20 - 25 минут в старших группах (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика). При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Занятия с детьми  с использованием компьютера, интерактивной доски проводятся перед обедом или после дневного сна, проходят в игровой форме. В младших группах доску используем для показа презентаций, клипов, работы с тестами. использование экрана должно быть не более 3-7 минут.

      Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15мин.

      В сентябре  2010 года я начала работать  над проектом со II младшей  группы. В первую очередь ознакомила родителей с проектом, нашла в них большую поддержку.  Затем провела первое родительское собрание, с показом слайд-шоу из фотографий по теме «Наши будни». Адаптация детей – это тяжелый психологический период для всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Посмотрев фотографии своих детей, увидев их радостные лица во время игры, принятия пищи, высаживания на горшок и сна, родители сняли свое психическое напряжение. Дети, почувствовав спокойствие своих мам, стали без напряжения входить в группу, тем самым облегчив мой труд.

      В течение всего младшего дошкольного возраста присутствие родителей во время образовательной деятельности детей и утренников невозможно, поэтому я делала видеозаписи всех моментов жизни детей в детском саду. Тем самым повышала уровень педагогических знаний родителей, их заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом.  

      В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы компьютерной грамотности: это различные виды современных технических устройств (принтер, клавиатура, телефон, компьютер и др.). В привычной деятельности  дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами, используют  игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств.

     На занятиях использовала слайды, клипы. Малыши играли в свои первые компьютерные развивающие игры: «Ферма», «Что кладут в суп», «Раскрась матрешку». Сейчас я опять работаю с малышами, и, опираясь на опыт, начинаю использовать презентации и  работу над тестами с этого возраста. Это итоговые тесты по изучаемым проектам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты». И дети вникают, справляются с заданиями.

     В средней группе я начала применять ИКТ при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Мы с детьми просматривали мультфильмы и знакомились с героями, которые придут к нам на занятия. И когда они «встречали» их в презентации, ярких анимированных, дающих задания, мотивация была высокой. Дети намного активнее включались в работу. ИКТ явились  средством  интерактивного обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

     Создавала презентации к каждой теме образовательного проекта, усложняя их в старших группах. По каждой пройденной теме готовила тесты, которые дети с удовольствием решали. (Приложение - диск). Во время занятий и индивидуальной работы с детьми на ноутбуке организовывала показ различных картин и фотографий. Увеличивается интерес детей при личном перелистывании страниц виртуального альбома «Мой город», «Дикие и домашние животные», «Времена года» и т.д. 

      В старшей группе у нас появилась интерактивная доска. Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру.  Изображение с него передает на доску проектор.   В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать непосредственно образовательную деятельность  яркой, наглядной, динамичной.

     По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка  придают непосредственно образовательной деятельности бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий позволило моделировать на занятиях различные ситуации и среды, что обеспечивает повышенную концентрацию внимания детей и удерживает их интерес на более длительное время. Дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет достичь наибольшего эффекта за счет постановки ребенка в позицию активного участника образовательного процесса. Детям нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности, поэтому они не «отсиживаются» молча во время закрепления изученного материала или знакомства с новой информацией, а демонстрируют свою потребность в активной деятельности на занятии. Особенно нравилось детям перемещать изображения на экране доски. Они расставляли изображения в заданном порядке, продолжали последовательность, составляли изображения. Занятия с интерактивной доской помогли детям овладеть универсальными предпосылками  учебной деятельности (слушать задание, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и самостоятельно исправлять ошибки).

     Воспитанники стали намного  лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогла развить координацию движений руки, добиваться отчетливой формы.  Интерактивную доску мы использовали и  как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети выполняли задания практически так же, как на бумаге — соединяли точки, рисовали, писали, что способствовало формированию графических навыков. Мы  показывали им на доске, как выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию. Скорость и запоминание «порций» новой информации значительно повышается благодаря активизации разных органов чувств и мозговых центров, следовательно, получаемая информация лучше понимается и воспроизводится детьми в подходящих условиях. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию интуиции дошкольников, их активного воображения, быстроты мышления, способности к импровизации и образного мышления. 

     Благодаря использованию ИКТ, создана «копилка» мультимедийных разработок, аудиокниг «Чевостик», налажен обмен материалом с другими педагогами на сайтах.

ИПМ  IX . Результативность опыта

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную сферу.
  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.

Формировать у родителей

  • Педагогическую грамотность.
  • Интерес к педагогическому общению с воспитателем.
  • Интерес к жизни ДОУ.
  • Мотивацию к участию в жизни группы и ДОУ.

Стимулирует у педагога

  • Профессиональный рост.
  • Интеллектуальный потенциал.
  • Творческую активность.
  • Инновационную деятельность.

      Я  считаю, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей (Приложение 2).

     В результате  работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.

     Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами  детского сада в воспитании и обучении детей.

       Я оказывала и оказываю помощь педагогам  ДОУ в освоении ИКТ, делюсь презентациями к НОД. Для реализации проекта создана материально – техническая база – приобретены методические пособия (Приложение 3).

       Положительную динамику влияния ИКТ на детей, родителей и педагогов мне помогли отследить анкетирование, мониторинг детского развития и уровня освоения образовательных областей.

ИПМ  X.  Список литературы

  1. Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. //Начальная школа, 2003, № 3.
  2. Байгушева К.М. Компьютерный урок по математике. //Начальная школа, 2003, № 8.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. // М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – С. 128.
  4. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Детский сад и семья, 2002, № 5.
  5. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколёнок + компьютер. //Волгоград: Учитель. 2011г – 179с.
  6. Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением. //Информатика и образование, 2000, № 10.
  7. Минькович Т.В. Информатика в играх и задачах. Логомиры, творчество. //Информатика и образование, 2000, № 10.
  8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. //Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
  9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе.// Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  10. Привалова С.М. Информатика в начальных классах. //Начальная школа, 2003, № 3.
  11. Сагимбекова П. Пути реализации дошкольного воспитания при подготовке детей к обучению математике. //Начальная школа, 2003, № 3.

Электронный ресурс:

  1. Гурьев.С В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста /С.В. Гурьев. – Режим доступа: http//www.256.ru.

Приложение  1

Проект  

 «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду.

Актуальность.

    Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические, трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. 
    Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Даже трехлетний ребенок  проходит все уровни в компьютерной игре, сражаясь с диковинными существами, а  счастливые родители умиляются, как их чадо ловко это делает. Но почему же ребенок не может решить простейшую логическую задачку, сочинить свою сказку. Что происходит с детьми? Неужели изменились интеллектуальные и психические способности детей?  Вопросов много и все они сводятся к одному- использование ИКТ в работе с детьми. Нужно ли это детям?  Конечно нужно, но делать это необходимо осторожно и правильно. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

     Компьютер способен воспроизводить информацию одновременно в виде графического изображения, звука, речи, текста, видео, запоминать, считать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, что позволяет создавать новые средства деятельности, которые отличаются от обычных игр и игрушек.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления тем более в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизировать мыслительные процессы. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Одним из эффективных средств обучения на современном этапе является использование мультимедиа-комплексов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

    Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

    Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Реализация Проекта

Цель и задачи Проекта

Цель Проекта:

 Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Формирование ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес детей, мыслительные процессы.
  • Интегрировать и внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения детей.
  • Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейшие технические умения.
  • Обеспечить достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной в дальнейшем учебы в школе.
  • Применять ИКТ для выявления и поддержки одаренных детей.
  • Создать банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»- долгосрочный, ориентированный на детей в возрасте 3-7 лет. Сущность его заключается в использовании мультимедиа в воспитательно- образовательной   деятельности   с целью повышения интеллектуального развития детей. Принципы работы в проекте:

  • принцип динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
  • принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
  • принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
  • принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).

    Методической основой проекта является применение новых информационных технологий в детском саду, в результате чего ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания. Инновационный проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»  представляет собой систему занятий и совместной деятельности с дошкольниками  по развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: мультимедиапрезентаций, компьютерных игр и  тестов.

   Учебный план, рассчитанный на три года обучения (32 занятия в год),  по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика). Занятия с детьми  с использованием компьютера проводятся перед обедом или после дневного сна, проходят в игровой форме.

   Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду» предполагает:

1. создание:

  • учебно  -  методических пособий на компакт-дисках ( игры, проекты, презентации, презентации с сайта viki.ru материалы тематических мероприятий);
  • условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции  образовательного процесса;
  • медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
  • "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

2 .использование  Интеренет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

  • дополнительная  информация, которой нет в книгах;
  • красочно  иллюстрированный   материал, как статический, так и динамический(анимации, видеоматериалы, клипы):
  • сетевые электронные ресурсы –это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

     В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий. Выполнение проекта осуществляется путем реализации целей, операционально-заданных и являющихся контрольными измерителями результативности его выполнения.

Этапы реализации Проекта

Этапы

содержание

ответственные

I  этап
Подготовительный

1. Изучение законов Министерства образования:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • ФЗ РФ№122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»

Изучение муниципальной программы «Компьютеризация в образовании»

2. Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки

3.Педагогическое консультирование воспитателей.

4.Обеспечение курсовой  переподготовки педагогических

5.Создание условий  для обеспечения Проекта (материально-техническое, научно-методическое, финансовое)

6.Обеспечение методического сопровождения Проекта.

7.Подбор диагностического инструментария по выявлению ранней одарённости

8. Создание предметно-развивающей среды для развития интеллектуальных способностей дошкольников

зам.зав. по НМР

зам.зав. по НМР

Зам.зав. по НМР

Заведующий

Заведующий

Зам.зав. по НМР

Педагог-психолог

заведующий

II этап
Реализация

октябрь 2012-апрель 2015

1. Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой

2. Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов  МАДОУ и родителей

3. Реализация программы «ИКТ в детском саду»

4. Участие воспитанников в интетеллектуальном марафоне

5. Отслеживание реализации Проекта

6.Отслеживание промежуточных результатов

Педагоги

Зам.зав. по НМР

Педагоги

Педагоги

Зам.зав. по НМР

педагог-психолог

III этап
Результативность проекта

май 2015

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада.

Соотнесение результатов с заявленными целями

Создание продукта использования мультимедиа в детском саду- электронного пособия (учебника) для обучения детей дошкольного возраста

Информация

Периодичность

Ответственный

Овладение техническими навыками

1 раз в год

Руководитель проекта

Развитие познавательных процессов

2 раз в год

Воспитатели,

Руководитель проекта

Выполнение учебного плана

1 раз в год

Руководитель проекта

Составление индивидуальных маршрутов

1 раз в год

Руководитель проекта

Способы оценки результатов:

  • Изучение результатов диагностики
  • Организация тематической недели
  • Анкетирование родителей
  • Опрос педагогов
  • Выставка - демонстрация материалов учебного процесса на МО

 Благодаря использованию мультимедиа в образовательном процессе, можно ожидать следующие результаты:

  • Повышение информационной культуры педагогов, родителей.
  • Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Активизация познавательной деятельности дошкольников.

Участники реализации проекта

  1. Дети.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Социум.

Концептуальные положения

  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Триединство образовательных целей.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Интеграция.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.
  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Принцип охраны здоровья детей.

Распространение информации о деятельности Проекта и его результатах

   

     Информация о реализации проекта на сайте МАДОУ, отражение результатов  Проекта в Публичном докладе, на общем собрании родителей, освещение в СМИ.

Сохранение здоровья при работе с компьютером.

      Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.  Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

  1. Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
  2. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
  3. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
  4. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.
  5. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 – 10 минут мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы).
  6. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Ошибки при использовании ИКТ   

  • Недостаточная методическая подготовка педагога;
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятии;
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • Перегруженность занятия демонстрацией; перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

    Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Частичная реализация проекта позволяет уже  сделать вывод:

  • Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
  • Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
  • Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Литература

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  3. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
  4. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011.
  5. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации режима в дошкольных образовательных учреждениях от 22 июля 2010 года №91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
  6. электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/
  7. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  8. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
  9. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  10. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  12. 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

Приложение 2

Анализ работы по внедрению Проекта «ИКТ в детском саду»

В старшей группе №1 внедряется проект«ИКТ в детском саду» .Он рассчитан на 2012-2015 учебный год.

Цель Проекта:

 Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Формирование ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес детей, мыслительные процессы.
  • Интегрировать и внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения детей.
  • Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейшие технические умения.
  • Обеспечить достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной в дальнейшем учебы в школе.
  • Применять ИКТ для выявления и поддержки одаренных детей.
  • Создать банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

     Проект «Использование ИКТ в образовательном процессе в детском саду»- долгосрочный, ориентированный на детей в возрасте 3-7 лет. Сущность его заключается в использовании мультимедиа в воспитательно - образовательной   деятельности   с целью повышения интеллектуального развития детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

       Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

       В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления тем более в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизировать мыслительные процессы. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Одним из эффективных средств обучения на современном этапе  и является использование мультимедиа-комплексов.

      Отслеживая промежуточные  результаты, совместно с психологом,можно сделать выводы, что дети действительно хорошо усваивают материал- у них богатый запас знаний по окружающему миру, что говорит о развитии памяти ,умеют концентрировать внимание на долгое время. В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, они свободно пользуются доской, выполняя задания.    Итоги усвоения программы:

Выс.- 49%

Сред.-47%

Низ.-12%

        В проекте участвуют родители, помогают в «лечении» и решении проблем с компьютером и интерактивной доской, делятся компьютерными развивающими играми для детей, пользуются нашими материалами и наработками.

     Используя интернет ресурсы, мы постоянно находим что-то новое, интересное. Узнаем, как работают с интерактивной доской в других заведениях, что помогает эффективнее использовать ее на занятии.

      Предполагаем продолжить работу по проекту. Создать банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, систематизировать наработанный материал по темам, возрастным группам, наработать новые тесты для проверки усвоения материала детьми. Разработать электронные портфолио детей, предложить их педагогам.

Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти детей

           Подготовка исследования. Подбор трех наборов предметных картинок размером 5х7 см (по 16 в каждом, для детей 5 лет); (по 20 в каждом, для детей 6 лет); (по 24 в каждом, для детей 7 лет) так, чтобы каждый можно разбить на четыре группы: насекомые, животные, одежда, фрукты.

        Проведение исследования.  Проведено 3 серии эксперимента через день индивидуально. В каждой серии используется новый набор картинок.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти.

Вторая серия. Изучение активной  непроизвольной памяти

Третья серия. Изучение   произвольной памяти.

Продуктивность  запоминания

Возраст детей

Количество

детей

1 серия

2 серия

3 серия

Примечание:  (наборы  предметных картинок)

4-5 лет

24

6

9

10

Игрушки, фрукты, овощи, дикие животные

5-6 лет

24

8

10

12

Одежда, цветы, птицы, дом. животные

6-7 лет

24

10

14

16

Овощи, насекомые, деревья , ягоды.

  Приложение 3

Для реализации проекта создана материально – техническая база – приобретены методические пособия:

  • диск «201 презентация » с сайта viki.ru,
  • аудиоэнциклопедии  20 дисков «Чевостик и Кузя» по ознакомлению с окружающим, которые можно слушать и смотреть презентации,
  • разработаны  более стадесяти презентаций и тестов к каждой теме проекта,
  • скачано много презентаций  и клипов других педагогов( с 3 летнего возраста, по разным темам),
  • компьютерные игры, развивающего характера(раскраски, логические задачки, игра «Тайко»-ознакомление с Ямалом…).

Ознакомление с окружающим

Арктика

Боги русичей

ВОВ

Вулкан

Где живут звезды

Горы

Загадки Деда Мороза

Древние люди

Зимние забавы

Зимние развлечения

Как жили на Руси

Когда это бывает

Москва

Моя Родина

Мода времен Пушкина

Мой северный край

Молочное чудо

Цикл презентаций о профессиях- врач, продавец, повар…

Новый год

О людях

Органы чувств

Освоение космоса

Пасха

Первые изобретения

Откуда появилась книга

Путешествие колобка(мл.гр)

Письменность

Пещеры

Пушкин

Рождество

Русский костюм

Русь

Семь чудес светс

Театр

Хлеб всему голова

Что такое Новый год

Экскурсия по городу

Ямал Ири

Народные промыслы

Наша Армия

Цикл презентаций на классификацию

Ямал( мл.гр)

Природа

Весна

В лесу

Грибы

Грибы ягоды( мл. гр)

Деревья

Дикие животные

Домашние животные и птицы(мл.гр)

Домашние животные

Животные осенью

Живая и неживая природа

Загадки фрукты

Звери весной

Земноводные

Лесные ягоды

Луг

Насекомые

Овощи

Огородное чудо(мл.гр)

Плодовые деревья

Подводный мир

Природа зимой

Природа Ямала

Птицы

Птицы весной

Фруктовый рай(мл.гр)

Цветы

Чудеса природы

Ягоды

Ягоды Ямала

Явления природы

Нравственное воспитание

Вежливые слова

Добро и зло

Мамы

Моя семья

Что такое хорошо

Путешествие по сказкам

Права ребенка

Сказки Пушкина

Развитие речи, грамота

Антонимы

Гласные звуки

Подбери слова (слоги)

Назови звуки

В гости к Белоснежке

Загадки весны,

Пасха

Логика

Зрительный диктант

Когда это бывает

Назови одним словом

Четвертый лишний

В гостях у метелицы

Математическая олимпиада

Белка в космосе,

 Космическое путешествие

В гостях у метелицы

Тесты

Спорт

Здоровье и спорт

Летние виды спорта

Олимпиада

Лето, ах лето

Клипы

Суляко, На полярном Урале, Обский вальс, Лабытнанги, Орнаменты, Дед Мороз, Моржи,Дети войны, Колокольчик, Рождество, Яблоки

Тесты

Ямал, Математика,Пушкин, слоги, спорт, звуки, цифры,

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...

Педагогический опыт. «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представ...

Педагогический опыт: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт:  «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Педагогический совет «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»

Тема «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель:  повышение ИКТ-компетентнос...