Экспериментирование в младшей группе детского сада
картотека (младшая группа) на тему

Передерина Ольга Григорьевна

Игры-эксперименты для детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСАДИМ ДЕРЕВО.

Цель: определить свойства песка и глины(сыпучесть, рыхлость).

Материал:: песок, глина.

Оборудование: емкости, палочки.

ХОД:1.Постановка исследовательской задачи.: воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной.

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит пред детьми проблемную ситуацию «Куда легче посадить дерево- в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться.

3.Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов:

Вос-ль: ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза. дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.-Куда легче втыкается палочка? (в песок).

-Почему? (он рыхлый, неплотный).

-Где лучше держится палочка и почему? (держится лучше в глине, она плотнее).

Вывод: песок рыхлый и неплотный, глина-плотная.

ГДЕ ВОДА?.

Цель: помочь определить, что песок и глина по разному впитывают воду.

 Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.

ХОД:1.Постановка исследовательской задачи: воспитатель предлагает выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?».3.Выполнение эксперимента: дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок)/

Воспитатель:-Что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины).

-Почему? (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду).

-Где больше луж после дождя? (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.).

-Почему дорожки в огороде посыпают песком? (для впитывания воды).

Вывод: песок лучше впитывает воду. 

ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Оборудование: емкость.

Ход:

1.Постановка исследовательской задачи: воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию «Из чего делают посуду- из песка или глины? (предположение детей).

Выполнение эксперимента: Воспитатель: не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками.

Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

-Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод:»Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глинянная какое-то время сохраняет форму.

ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ.

. Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная, теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход:

1.Постановка исследовательской задачи: дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета.

Воспитатель: Почему предметы хорошо видны? (вода прозрачная).

2.Прогнозирование результата Воспитатель: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками (предложения детей):

Выполнение эксперимента: Дети нельзя брать грязные пальцы в рот. Под руководством воспитателя дети опускают рисунок, написанный красками в воду.

-Что произошло с рисунком? (рисунок размылся, а вода изменила цвет)

\_Почему это произошло? (частички краски попали в воду.)

_Как еще можно окрасить воду? (добавить краситель).

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой- холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу-узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик, как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах сильнее).Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Вывод: Дети зарисовывают результаты опыта.

Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.

Игры-эксперименты. Вода.

Узнаем, какая вода?                                                                                  1

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку т.е. полная; третья- с окрашенной жидким красителем (фито чай)водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход: взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной из тяжелых емкостей- окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй-вода, а в третьей-чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников 2010 г. Стр.5.

\

 



Предварительный просмотр:

ПОСАДИМ ДЕРЕВО.

Цель: определить свойства песка и глины(сыпучесть, рыхлость).

Материал:: песок, глина.

Оборудование: емкости, палочки.

ХОД:1.Постановка исследовательской задачи.: воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной.

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит пред детьми проблемную ситуацию «Куда легче посадить дерево- в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться.

3.Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов:

Вос-ль: ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза. дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.-Куда легче втыкается палочка? (в песок).

-Почему? (он рыхлый, неплотный).

-Где лучше держится палочка и почему? (держится лучше в глине, она плотнее).

Вывод: песок рыхлый и неплотный, глина-плотная.

ГДЕ ВОДА?.

Цель: помочь определить, что песок и глина по разному впитывают воду.

 Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.

ХОД:1.Постановка исследовательской задачи: воспитатель предлагает выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?».3.Выполнение эксперимента: дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок)/

Воспитатель:-Что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины).

-Почему? (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду).

-Где больше луж после дождя? (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.).

-Почему дорожки в огороде посыпают песком? (для впитывания воды).

Вывод: песок лучше впитывает воду. 

ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Оборудование: емкость.

Ход:

1.Постановка исследовательской задачи: воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

2.Прогнозирование результата: воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию «Из чего делают посуду- из песка или глины? (предположение детей).

Выполнение эксперимента: Воспитатель: не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками.

Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

-Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод:»Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глинянная какое-то время сохраняет форму.

ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ.

. Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная, теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход:

1.Постановка исследовательской задачи: дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета.

Воспитатель: Почему предметы хорошо видны? (вода прозрачная).

2.Прогнозирование результата Воспитатель: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками (предложения детей):

Выполнение эксперимента: Дети нельзя брать грязные пальцы в рот. Под руководством воспитателя дети опускают рисунок, написанный красками в воду.

-Что произошло с рисунком? (рисунок размылся, а вода изменила цвет)

\_Почему это произошло? (частички краски попали в воду.)

_Как еще можно окрасить воду? (добавить краситель).

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой- холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу-узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик, как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах сильнее).Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Вывод: Дети зарисовывают результаты опыта.

Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.

Игры-эксперименты. Вода.

Узнаем, какая вода?                                                                                  1

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку т.е. полная; третья- с окрашенной жидким красителем (фито чай)водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход: взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной из тяжелых емкостей- окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй-вода, а в третьей-чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников 2010 г. Стр.5.

\

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисковое экспериментирование во 2-й младшей группе детского сада

Одним из наиболее результативных методов познания окружающего мира является экспериментирование. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года жизни ребёнка практически единственным с...

«Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование) во второй младшей группе детского сада.

«Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование) во второй младшей группе детского сада...

Открытое занятие в младшей группе «Детского сада «Сказка» п. Правохеттинский «Основы безопасности жизнедеятельности с элементами экспериментирования. 2019г

Открытое занятиев младшей группе «Детского сада «Сказка» п. Правохеттинский«Основы безопасности жизнедеятельности с элементами экспериментирования. 2019г Воспитатель:...

экспериментирование в младшей группе детского сада

laquo;ВОДА».Опыт № 1 «Вода льется».Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода см...