Универсальные учебные действия
учебно-методический материал на тему

Содержание и формирование УУД  в старшемдошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon universalnye_uchebnye_deystviya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия (У УД)

Понятие "универсальные учебные действия"

В широком значении - это умение учиться, т. е.способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных:

1) личностные',

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

•        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•        структурирование знаний;

•        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•        рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной Информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

•        постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

•        знаково-символическое моделирование —- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

•        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

•        синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

•        выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•        подведение под понятие, выведение следствий;

•        установление причинно-следственных связей;

•        построение логической цепи рассуждений;

•        доказательство;

•        выдвижение гипотез и их обоснование.

•        формулирование проблемы;

•        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Общий уровень развития

общения (предпосылки

формирования УУД)

1.1 Потребность в общении со взрослыми и сверстниками

1.2 Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

1.3 Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

1.4 Ориентация на партнера по общению

1.5 Умение слушать собеседника

2.Коммуникация как

общение (интеракция)

 

2.1Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос;

2.2Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

 уважение иной точки зрения

2.3Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,; 2.4Учет разных мнений и умение обосновать собственное

3. Коммуникация как

Кооперация

3.1 Умение договариваться, находить общее решение,

3.2 Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

 3.3 Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

в ситуации конфликта интересов,

3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4.Коммуникация как

условие интериоризации

4.1Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

4.2 Способность строить понятные для

партнера

высказывания,

учитывающие, что он

знает и видит, а что

нет;,

 4.3Умение с помощью

вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

СМЫСЛО

ОБРАЗОВАНИЕ

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ

ОЦЕНИВАНИЕ

1 .Формирование основ гражданской идентичности личности:

—        чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

—        осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2.Формирование        картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

—        ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3.Развитие        Я-концепции и самооценки личности:

—        формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

—        развития познавательных интересов, учебных мотивов;

—        формирования мотивов достижения и социального признания;

—        мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

—        формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

—        ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

—        знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

—        выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

—        формирование моральной самооценки;

—        развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

—        развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

—        формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

—        формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные универсальные действия рассматривается не узко прагматически как обмен информацией,-'например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Базовые виды коммуникативных УУД

• Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

• Коммуникативная деятельность

1. Коммуникация как общение (интеракция)

2. Коммуникация как кооперация

3. Коммуникация как условие йнтериоризации

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА НИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовые виды коммуникативн ых УУД (их содержание и функция)

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

•        потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

•        владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

•        эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

•        ориентация на партнера по общению,

•        умение слушать собеседника

1. Коммуникация как общение (интеракция)

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

2. Коммуникация как кооперация

Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

3. Коммуникация как

условие интериоризации

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

Основные

критерии

оценивания

•        понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет ИЛИ вопрос;

•        (ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

•        понимание возможности разных оснований для ' оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

•        учет разных мнений и умение обосновать собственное.

•        умение договариваться, находить общее решение,

•        умение

аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

•        способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

•        взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

•        рефлексия свойх действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

•        способность строить понятные для ; партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

•        умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Регулятивные УУД

Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

- целеполагапие как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

2

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я.Гальперин, 2002).

Критериями оценки ориентировочной части являются:        наличие ориентировки

(анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом); характер ориентировки (свернутый - развернутый, хаотический - организованный); размер шага ориентировки (мелкий - пооперационный - блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; предвосхищение конечного результата); характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).

Критериями оценки исполнительной части являются степень произвольности (хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действие в соответствие с планом); характер сотрудничества (тесно совместное - разделенное - самостоятельное выполнение действия).

Критериями контрольной части выступают степень произвольности контроля (хаотичный - в соответствии с планом контроля; наличие средств контроля и характер их использования); характер контроля (свернутый - развернутый, констатирующий - предвосхищающий); характер сотрудничества (тесно совместное - разделенное - самостоятельное выполнение действия).

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

• принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

• тан выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

• контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

• оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);

• мераразделенности действия (совместное или разделенное);

• темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности.

Виды помощи

Вид помощи

Содержательная характеристика видов помощи

Примерные вопросы

1.

Стимулирующая

- императивные воздействия взрослого, направленные на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений. Для всех детей, которым необходим этот вид помощи характерно, что их затруднения связаны с недостаточными собственными волевыми усилиями. Попытки использования иных видов помощи приводят к усилению демонстрации испытываемых затруднений и к еще более изощренным приемам «выпрашивания» подсказок: ребенок расценивает содержательную помощь взрослого как своего рода уступку там, где можно просто заставить.

•        подумай;

•        что не так?;

•        посмотри еще раз;

•        нужно стараться все делать самому и др.

2.

Эмоционально-

регулирующая

- оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка. Она может оказываться прямо или косвенно. При прямом оказании помощи дается одобряющая или порицающая оценка выполненного ребенком действия, при косвенном - одобрение или порицание действий ребенка осуществляется через оценку его личности. Такой вид помощи может оказываться и невербальными средствами: взглядом, кивком, улыбкой, покачиванием головы. В качестве эмоционального регулятора выступает также тон взрослого. Энергичное поторапливание в работе может провоцировать у таких детей несостоятельность в выполнения заданий.

•        хорошо, продолжай;

•        у тебя все получится;

•        ты умный, ты все умеешь и др.;

•        невербальные средства (взгляд, 1 кивок, улыбка, покачивание головы).

3.

Направляющая

- все компоненты умственной деятельности осуществляются ребенком самостоятельно, но взрослый направляет ориентировку ребенка в задании.

•        что здесь изображено?

4.

Организующая

- исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль - взрослым. Планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание планируемого шага и контроль как оценка правильности выполнения полностью осуществляется ребенком.

• объясни свои предположения

5.

Обучающая

- предлагаться в тех случаях, когда все другие условия преодоления затруднений оказывались неэффективными, когда необходимо научить ребенка новому для него способу действия, показать или даже непосредственно указать, что и как надо делать.

Уровни сформированности ЦЕЛЕПОЛАГЛНИЯ

Уровни

Показатели   сформированности

Поведенческие индикаторы с сформированности

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели- требования)

о различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

2. Принятие практической

задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

3. Переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

4. Принятие познавательной

цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

5. Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.

6. Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Уровни развития КОНТРОЛЯ

Уровни

Показатели сформированности

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль на уровне

Непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям

5. Потенциальный

Рефлексивный контроль

Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Уровни развития ОЦЕНКИ

Уровни

Показатели

Поведенческие индикаторы

1. Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

2. Адекватная

ретроспективная

оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

3. Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

4. Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

5. Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Познавательные УУД

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

— знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Моделирование

• кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

• декодирование/считывание информации;

• умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

• умение строить схемы, модели и т. п.

Этапы решения учебных задач (компоненты общего приема).

I.        Анализ текста задачи (семантический, логический, математический)

И. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

III. Установление отношений между данными и вопросом.

IV. Составление плана решения.

V. Осуществление плана решения.

VI. Проверка и оценка решения задачи.

.Познавательные УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКА И РЕШЕН. ПРОБЛЕМЫ

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовые виды комму ника I ивн ых УУД (их содержание и функция)

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

•        потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

•        владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

•        эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

•        ориентация на партнера по общению,

•        умение слушать собеседника

X. Коммуникация как общение (интеракция)

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

2. Коммуникация как кооперация

Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

3. Коммуникация как

условие интериоризации

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

Основные

критерии

оценивания

•        понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

•        ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

•        понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

•        учет разных мнений и умение обосновать собственное.

•        умение договариваться, находить общее решение,

•        умение

аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

•        способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

•        взаимоконтроль - и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

•        рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

•        способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

•        умение с помощью вопросов получать -необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради, чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

— мотива, реализующего по требность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Критерии оценивания личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты (показатели развития)

Основные критерии оценивания

1, Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

-        положительное отношение к школе;

-        чувство необходимости учения,

-        предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» та па;

-        адекватное содержательное представление о школе;

-        предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

-        предпочтение социального способа оценки своих знаний

-        отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Самооценка

-        когнитивный компонент — дифференцированность, рефлексивность

-        регулятивный компонент

Когнитивный компонент:

-        широта диапазона оценок

-        обобщенность категорий оценок

-        представленность в 51-концепции социальной роли ученика;

-        рефлексивность как

-        адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

-        осознание своих возможностей в у чении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

-        осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

-        способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с. усилиями, трудолюбием, старанием

2. Смыслообразование

j Мотивация учебной деятельности

-        сформированиость познавательных мотивов - интерес к новому;

-        интерес к способу решения и общему способу действия;

-        сформированиость социальных мотивов

-        стремление выполнять социально-значимую и социаяы-ю-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

-        сформированиость учебных мотивов

-        стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;

-        установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

3. Действие нравственно-этического оценивания

3.1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме

Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

3.2.Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными

3.3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

3.4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения

3.5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Му...

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Универсальные учебные действия-формирование и развитие

Календарно-тематическое планирование по социально-личностному направлению (для детей с зпр)...

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...