« Педагогика – это наука или искусство?»
учебно-методический материал на тему

Отришко Мария Викторовна
Размышление на тему "Педагогика - это наука или искусство?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika-_eto_nauka_ili_iskusstvo.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

« Педагогика – это наука или искусство?»

                          «Полное и систематическое изложение теории воспитания,

 т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию,

 называется наукою воспитания, или педагогикою;

употребление же теории воспитания на самом

                                         деле составляет педагогическое искусство».

                                                                                                                           (А.Г.Ободовский).        

     Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».

     Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

     Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

      Педагогика как наука имеет ряд признаков:

 - педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

 - педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;

 - педагогика  имеет собственный  категориальный аппарат  - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;

 - педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

 - педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

    Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).

     В трактовке М. И  Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

     Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.

      Говоря о педагогике  как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее  значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе».  Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в  эту деятельность  вкладывается творческий потенциал.

     Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

        Мне очень понравились слова замечательного педагога  С.Соловейчика:         «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

      Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

      Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика как наука

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становится наукой об общих за...

Реферат "Семейная педагогика как наука"

Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи....

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Термин педагогика  дословно обозначает –детовождение – это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в шк...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Методическая разработка "Педагогика как наука"

Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста....

Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.

Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, зада...