Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.
статья на тему

Десятова Ольга Владимировна
Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. В соответствии с ФГОС ДОУ на выходе из детского образовательного учреждения в школу, наши первоклассники должны обладать: 
1. Психологической готовностью, т.е. на высоком уровне развитые познавательный процессы память, внимание, мышление, воображение. Так как это позволит ребенку легче и быстрее усваивать информацию и использовать ее более результативно. Ребенок владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуацию.
2. Не менее важным является наличие интеллектуальной готовности к школе, т.е. ребенок должен иметь определенный багаж знаний для успешного освоения программы и хорошего старта в жизни. Воспитанник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать себе род занятий.
3. Социальный критерий  подготовке к школе включает с себя: умение  подчинятся разным правилам и социальным нормам, общаться и выстраивать взаимодействие с окружающей действительностью (сверстники, взрослые), умение слушать и слышать себя и других, умение брать на себя роль ученика.
4. Высокий и постоянный познавательно исследовательский запрос ребенка, умение самостоятельно найти и использовать приемы для полного его удовлетворения.  Который возможен только при формировании  словесно –образного мышления.
Как и какими методами и технологиями вырастить и помочь развиться маленькому воспитаннику, которого принесли на руках, привели в детский сад мама и папа? Самый доступный способ освоения мира и получения знаний это потрогать, попробовать,  послушать. Интерес сею минутный и в познании окружающего самые яркие впечатления оставит то что будет ярким, броским, вкусным/ не вкусным, возможно принесет не приятные ощущения. И только мастерство педагога в организации НОД и продуманная доступная среда групповой комнаты, постоянная поддержка, помощь, позволит заложить основы для развития гармоничной личности с возможностью успешного старта в школе.   Важным компонентом в развитии  личности является то что каждому возрасту присущи свои уникальные психологические и познавательно исследовательские потребности, которые только при условии их полного удовлетворения, позволят ребенку комфортно и безболезненно освоить новый этап развития.  Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Словестно- образное мышление рождается только на базе сформированного наглядно образного мышления. И для его формирования старшему дошкольнику необходимо уметь читать схемы, модели. Уметь представить макро и микро мир, космос. Наличие багажа накопленных знаний,  уметь воображать и фантазировать. Ребенок может это получить прежде всего при общении и наблюдении за взрослыми (родителей, педагогов), за сверстниками. Большую помощь окажет подрастающему исследователю грамотно сформированная предметно пространственная среда (групповая и личная комната) которая должна включать игры, пособия, макеты и лаборатории. В детских лабораториях и исследовательских центрах дети могут провести опыты, поставить эксперименты направленные на изучение воды, воздуха, различных материалов (ткань, бумага, картон, пластик, металл, стекло и т.д.), элементарное ознакомление со свойствами электричества, магнита и магнитного поля, свойств света, звука. Познакомится с азами садоводства и овощеводства. Без поддержки и помощи педагога в постановке и составление плана (алгоритма) исследования, опыта маленькому ученому будет очень сложно. Но только с условием систематичной и плановой работы будущий первоклассник сможет накопить достаточную базу наглядных образов для становления словесно- логического мышления. Например ребенок  сможет представить и понять смысл самостоятельно прочитанного текста, имея в воображении большой объем образов связанных с каждым словом. В среднем и частично в старшем дошкольном возрасте у воспитанника преобладает наглядно -образное мышление. Что это такое и в чем его особенность? Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Этот вид мышления ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.  Ребенок уже достаточно взрослый что бы посмотреть и представить что и как он может делать и какой результат он может получить. Здесь основная функция педагога помимо помощи и поддержки, это наглядный пример действия или исследования. Для этого можно использовать в своей работе модели, схемы, альбомы и картотеки опытов и исследований. Главное требование к ним это наглядный пример (фотографии опытов, подробная схема, видео). Для того что бы дошкольник мог наглядно представить и понять что он делает или сделает у него должен быть накоплен большой опыт в практических манипуляций с объектами. Сензетивным периодом для этого является ранний возраст детей. Вид мышления наглядно –действенный первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Подводя итог всему выше сказанному четко можно проследить зависимость  что если в раннем возрасте у ребенка не было возможности трогать, пробовать, кусать, проливать, стучать т.е изучать предмет доступным для него сейчас методом получая элементарные выводы: ударил- больно, пролил – сыро. То в дальнейшем пойдет скорее всего задержка в развитии познавательных процессов. По этому при создании предметно развивающей среды групповой комнаты  для малышей самое важное это доступность, безопасность, насыщенность, разнообразие. Чаще всего для создания среды для малышей используется система М. Мантессори девизом которой является: "Помоги мне сделать это самому". Уважаемые педагоги давайте поможем нашим воспитанникам накопить уникальный опыт действий с предметами, приобрести самостоятельные навыки в исследованиях и опытах, дадим возможность получать и находить информацию из окружающей среды тем самым отвечая и удовлетворяя познавательный запрос ребенка. А именно будет работать в соответствии с ФГОС ДО. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии  исследовательской  деятельности   в ДОУ, как  эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования,  в соответствии с  ФГОС  ДО.

Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. В соответствии с ФГОС ДОУ на выходе из детского образовательного учреждения в школу, наши первоклассники должны обладать:

1.        Психологической готовностью, т.е. на высоком уровне развитые познавательный процессы память, внимание, мышление, воображение. Так как это позволит ребенку легче и быстрее усваивать информацию и использовать ее более результативно. Ребенок владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуацию.

2.        Не менее важным является наличие интеллектуальной готовности к школе, т.е. ребенок должен иметь определенный багаж знаний для успешного освоения программы и хорошего старта в жизни. Воспитанник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать себе род занятий.

3.        Социальный критерий  подготовке к школе включает с себя: умение  подчинятся разным правилам и социальным нормам, общаться и выстраивать взаимодействие с окружающей действительностью (сверстники, взрослые), умение слушать и слышать себя и других, умение брать на себя роль ученика.

4. Высокий и постоянный познавательно исследовательский запрос ребенка, умение самостоятельно найти и использовать приемы для полного его удовлетворения.  Который возможен только при формировании  словесно –образного мышления.

Как и какими методами и технологиями вырастить и помочь развиться маленькому воспитаннику, которого принесли на руках, привели в детский сад мама и папа? Самый доступный способ освоения мира и получения знаний это потрогать, попробовать,  послушать. Интерес сею минутный и в познании окружающего самые яркие впечатления оставит то что будет ярким, броским, вкусным/ не вкусным, возможно принесет не приятные ощущения. И только мастерство педагога в организации НОД и продуманная доступная среда групповой комнаты, постоянная поддержка, помощь, позволит заложить основы для развития гармоничной личности с возможностью успешного старта в школе.   Важным компонентом в развитии  личности является то что каждому возрасту присущи свои уникальные психологические и познавательно исследовательские потребности, которые только при условии их полного удовлетворения, позволят ребенку комфортно и безболезненно освоить новый этап развития.  Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Словестно- образное мышление рождается только на базе сформированного наглядно образного мышления. И для его формирования старшему дошкольнику необходимо уметь читать схемы, модели. Уметь представить макро и микро мир, космос. Наличие багажа накопленных знаний,  уметь воображать и фантазировать. Ребенок может это получить прежде всего при общении и наблюдении за взрослыми (родителей, педагогов), за сверстниками. Большую помощь окажет подрастающему исследователю грамотно сформированная предметно пространственная среда (групповая и личная комната) которая должна включать игры, пособия, макеты и лаборатории. В детских лабораториях и исследовательских центрах дети могут провести опыты, поставить эксперименты направленные на изучение воды, воздуха, различных материалов (ткань, бумага, картон, пластик, металл, стекло и т.д.), элементарное ознакомление со свойствами электричества, магнита и магнитного поля, свойств света, звука. Познакомится с азами садоводства и овощеводства. Без поддержки и помощи педагога в постановке и составление плана (алгоритма) исследования, опыта маленькому ученому будет очень сложно. Но только с условием систематичной и плановой работы будущий первоклассник сможет накопить достаточную базу наглядных образов для становления словесно- логического мышления. Например ребенок  сможет представить и понять смысл самостоятельно прочитанного текста, имея в воображении большой объем образов связанных с каждым словом. В среднем и частично в старшем дошкольном возрасте у воспитанника преобладает наглядно -образное мышление. Что это такое и в чем его особенность? Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Этот вид мышления ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.  Ребенок уже достаточно взрослый что бы посмотреть и представить что и как он может делать и какой результат он может получить. Здесь основная функция педагога помимо помощи и поддержки, это наглядный пример действия или исследования. Для этого можно использовать в своей работе модели, схемы, альбомы и картотеки опытов и исследований. Главное требование к ним это наглядный пример (фотографии опытов, подробная схема, видео). Для того что бы дошкольник мог наглядно представить и понять что он делает или сделает у него должен быть накоплен большой опыт в практических манипуляций с объектами. Сензетивным периодом для этого является ранний возраст детей. Вид мышления наглядно –действенный первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Подводя итог всему выше сказанному четко можно проследить зависимость  что если в раннем возрасте у ребенка не было возможности трогать, пробовать, кусать, проливать, стучать т.е изучать предмет доступным для него сейчас методом получая элементарные выводы: ударил- больно, пролил – сыро. То в дальнейшем пойдет скорее всего задержка в развитии познавательных процессов. По этому при создании предметно развивающей среды групповой комнаты  для малышей самое важное это доступность, безопасность, насыщенность, разнообразие. Чаще всего для создания среды для малышей используется система М. Мантессори девизом которой является: "Помоги мне сделать это самому". Уважаемые педагоги давайте поможем нашим воспитанникам накопить уникальный опыт действий с предметами, приобрести самостоятельные навыки в исследованиях и опытах, дадим возможность получать и находить информацию из окружающей среды тем самым отвечая и удовлетворяя познавательный запрос ребенка. А именно будет работать в соответствии с ФГОС ДО.

1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду// Москва 2005.

2. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ // Библиотека журнала «Управление ДОУ» М., 2012.

3. под общей ред. Прохорова Л.Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.//  М.: АРКТИ, 2008.

4.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.// Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2015 - 2016 г.г

Данный  план  отражает   работу  с детьми,  родителями  и воспитателями   по  теме  "  Создание  художественно -  эстетических   услови...

06. 11. 2016 г - перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Данный   план  отражает работу  с  детьми,  родителями  и  воспитателями  за  2016 -  2017  г.г  по теме  самообразования"  Создан...

Вариативность дошкольного образования как условие реализации ФГОС ДО

МОДЕЛЬ ДНЯВ основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дида...

Использование системно -деятельностного подхода в условиях формирования инновационных практик дошкольного образования

Сущность деятельностного подхода в дошкольном обучении заключается не в том, что ребёнку нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного ...

Вариативность дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Презентация для педагогов на тему " Вариативность дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО"...