Консультация для родителей: «Семья – один из главных факторов социализации ребенка».
консультация на тему

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Семья – один из главных факторов социализации ребенка».

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются  те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и так же формирует на будущее, такие как самооценка, самоуверенность, уважение.

На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, формирование ценностных  ориентации по отношению к миру, начинается с самого раннего детства. В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. 

            Семейное воспитание осуществляется в конкретных стилях — авторитарный. При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Демократический (авторитетный), при демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверсниками. Либерально-попустительский (индифферентный, никакой), при либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.. Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Но любовь — это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития.

Что же может влиять на семейное воспитание? На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние  факторы, которые отражают характер изменений в семье и в воспитании детей в новых социально-экономических условиях, влияют на процесс семейного воспитания более глубоко и всесторонне:

  • Структура семьи и ее количественный состав;
  • Духовное единство семьи;
  • Моральное единство семьи;
  • Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия;
  • Авторитет родителей;
  • Семейные традиции, обычаи и обряды;
  • Культура общения родителей с детьми;
  • Наличие в семье обоих родителей – отца и матери;
  • Отношение родителей к детям;
  • Выполнение родителями функций материнства и отцовства;
  • Жилищные и материально-бытовые условия семьи;

Значительная часть семей уменьшает деторождение, что приводит к негативному влиянию на процесс семейного воспитания. В семьях с одним ребенком нередко появляются сложности и проблемы в морально-эмоциональном воспитании единственного ребенка, развитии у него навыков общения, межличностных отношений, организации детской жизнедеятельности, осуществлении воспитательных функций отца и матери.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Семья и ее роль в социализации дошкольников.

Материал будет полезен для педагогов при подготовке к род.собраниям или консультациям по теме социализация дошкольников....

Консультация для родителей - Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ...

Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....

Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Консультация для родителей«Семья-главный факторв становлении гендерной идентичности ребенка»Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование...

Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Консультация для родителей «Семья-главный факторв становлении гендерной идентичности ребенка»...

Мастер –класс «Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду

Мастер –класс«Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду...