Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"
проект (младшая группа) по теме

Грекина Татьяна Леонидовна

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт музея969.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Разработали воспитатели:

Грекина Татьяна Леонидовна,

2016г.

г. Братск

Актуальность

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».


Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей. На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста, определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и  авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.

Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цель проекта:

Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея. 

Задачи:

  • формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
  • систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые

помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,

способствовать социализации;

  • развить познавательные способности и познавательную деятельность;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
  • оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
  • расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

Профиль мини-музея: 

Творческо-информационный.

Принципы работы:

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип доступности;
  • Вариативности;
  • Интерактивности;
  • Многофункциональности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип опоры на интересы ребенка.

Характеристика помещения:

Музей расположен на базе ДОУ №41 г. Братска в помещении групповой комнаты. Занимает площадь 3x3 кв.м.

Мини – музей состоит из 6 разделов:

  1. Волшебные сказки (книжный)
  2. Театральный
  3. Исторический
  4. Игровой (игротека)
  5. Мультимедийный
  6. Музейная мастерская

Руководители мини-музея:

Воспитатели: Грекина Т.Л, Минченко А,И.

Правила поведения в мини - музее:

  • Экспонаты можно трогать руками;
  • Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
  • Экспонаты нельзя ломать;
  • Можно и нужно задавать вопросы;
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Ожидаемый результат работы мини-музея:

  • Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
  • У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
  • Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
  • Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
  • Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.

План работы по созданию мини-музея.

Этапы работы

Содержание

Участники

Сроки исполнения

Подготовительный этап

Выбор тематики мини-музея;

Анкетирование родителей;

Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики;

Определение места размещения и дизайн оформления.

Воспитатели:

Грекина Т.Л

Минченко А.И.        

Ст. воспитатель: Соколова Н.В

Родители, воспитанники.

Октябрь 2015г

Практический

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

Оформление помещения для мини-музея;

Оформление визитной карточки мини-музея;

Разработка перспективного плана работы мини-музея;

Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

Разработка мероприятий и конкурсов  для родителей;

Выбор экскурсоводов;

Открытие мини-музея.

Воспитатели: Грекина Т.Л

Минченко А.И

Родители

Воспитанники

Ноябрь - январь

Итоговый

Определение результатов работы мини-музея.

Обобщение опыта работы.

Воспитатели:

Грекина Т.Л

Минченко А.И

Ст.воспитатель:

Соколова Н.В

Психолог:

Боголепова Ю.В

Музыкальный руководитель:

Коротий С.М

Музейный фонд « В гостях у сказки»

Экспонат

         описание

1. «Баба Яга»

Мягко набивная  музыкальная кукла.

2. «Ученый кот»

Мягкая игрушка  

3. Куклы в русских сарафанах

Куклы большого размера для показа спектакля (6шт)

4. Кукла «Василиса»

Кукла среднего размера в кокошнике и русском сарафане

5. Куклы Мартинички

Кукла из белых ниток (1шт)

Кукла из красных ниток (1шт)

6. Теневой театр

Ширма, театр «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Рукавичка»

7. Театр на фланели

Фланелеграф, театр «Репка», Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Кот и Лиса», «Лиса и волк».

8. Пальчиковый театр «Теремок»

6 персоонажей

9.Театр Би-ба-бо

«Волк и лиса», «Три поросенка», «Красная шапочка», «По щучьему велению»

10.Настольный театр

«Гуси лебеди»

Девочка, Иванушка, 2гуся, Баба-Яга, ёжик, печка, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги.

11.Настоьный театр «Лиса и заяц»

Лиса, заяц, собака, волк, медведь, бык, петушок, избушка лубяная, избушка ледяная.

11

12. Настольный деревянный театр

«Колобок», «Репка»

13. Настольный театр из бумаги

«Муха - Цокотуха»

14.Экспозиция к сказке «Мойдодыр»

Муха, комар, паучок, бабочка, пчела, кузнечик, букашка.

14. Экспозиции к сказке «Колобок»

«Лиса и колобок», «заяц и колобок»

15. Театр на магнитах

«Волк и козлята»

16. Театр на липах

«Гуси – лебеди», сказочные персонажи»

17. Маски

Репка, дед, баба, внучка, кошка, собака, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, воробей.

18. Волшебные вещи

Скатерть - самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко, сапоги – скороходы, волшебное зеркало.

19. Грибовичок - путевичок

18. Интерактивная игрушка «Пикси»

Рассказывает стихи и сказки

19. Фильмоскоп

20. Диафильмы

«Морозко», «Зайкина избушка», «Как курочка одна гулять ходила», «Дядя-степа»

21.

2шт

22. Слайды

Слайды с загадками

23.Грампластинки

«Бременские музыканты», «Буратино»,

24. CD- диски

«Колобок», «Репка», «Лиса и дрозд», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка»

25 DVD - дики

«Морозко», «Снеговик-почтовик», «Теремок», сказки Сутеева.

26. LED – телевизор

27. Игротека

Пазлы, раскраски, настольная игра «Красавица и чудовище», «За грибами»

Перспективный план функционирования мини-музея.

Февраль

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей.

Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем.

Кукла «Баба-Яга», «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки родителей, театр на липах.

Воспитатель, дети

2. Беседа: «Какие разные книги»

Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи.

Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов

Воспитатель, дети

3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Рассматривание иллюстраций к сказке;

Работа в мастерской мини - музея: изготовление конусного театра «Кот, петух и лиса»;

Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса».

Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения.

Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке, бумага, клей, карандаши, фломастеры, гуашь.

Воспитатель, дети

4. Пение «Петя - петушок», Песенное творчество « Давай придумаем танец для петушка и кота»

Формировать умение придумывать вместе со взрослым мелодии веселого характера.

магнитофон

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

5. Презентация мини – музея родителям. Родительское собрание, с показом музея и привлечением социума- представителей музея «Ангарская деревня», проведение мастер – класса по изготовлению куколок.

Показать результат проекта родителям, привлечение малоактивных родителей к сотрудничеству;

 просвещение родителей о том как на Руси делали тряпичные куклы, их назначении, суевериях.

Экспонаты музея, поделки, рисунки, ситцевая ткань для изготовления куколок.

Воспитатели, родители, музейные работники.

5.Знакомство со сказкой  «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой.

Игра – драматизация сказки с настольным театром.

Игры с театром на липах.

Продолжать вызывать интерес к сказкам;

Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;

Познакомить с театром на липах.

Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди»,  настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги.

Воспитатель, дети.

6.Использование игротеки

Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук.

Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски.

Воспитатели, дети

7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка»

Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры.

Воспитатели, дети

Март

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1.Интегрированное занятие «Баба-Яга – кто она такая?»

Создание целостного образа Бабы – Яги; учить делать собственные выводы, высказывать свое мнение; развивать мелкую моторику рук.

Кукла «Баба-Яга», Иллюстрации доброй и злой «Бабы-Яги», избушки на курьих ножках; пластилин.

Воспитатель, дети

2.Театрализованная игра «Репка»

Вызывать желание действовать с элементами костюмов, вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, упражнять в интонационной выразительности.

Маски персонажей сказки, элементы костюмов

Воспитатель, дети

3. Ручной труд в музейной мастерской, коллективная аппликация «Репка»

Учить детей аккуратно пользоваться клеем, располагать готовые детали в определенной последовательности», вызывать у детей радость от проделанной совместной работы.

Клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вырезанные заготовки персонажей сказки, бумага А3.

Воспитатель, дети

4.Знакомство со сказками К. Чуковского

«Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Рассматривание экспозиции «Беспорядок у мальчика»;

Игры конусным театром «Муха-Цокотуха»

Вызывать интерес к авторским сказкам; подводить к различению разных видов искусства через художественный образ, учить выражать своё мнение, дискуссировать.

Портрет Корнея Чуковского, сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», поделка «Мойдодыр», конусный театр «Муха-Цокотуха», иллюстрации к сказкам.

5. Ознакомительное занятие – экскурсия «Как наши родители смотрели и слушали сказки»;

Просмотр диафильма «Морозко»,

Прослушивание сказки на граммофоне «Бременские музыканты», прослушивание аудио сказки «Три медведя»

Познакомить детей с граммофоном, приборами фильмоскоп, видео аудио кассеты, пластинки, флешка, диски.

Граммофон, фильмоскоп, грампластинки, магнитофон, диски, видео кассеты, флешка.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети.

6.Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра на пластмассовых ложках «Три медведя»

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать радость от результатов своей работы, учить применять поделки в игровой деятельности.

Пластмассовые ложки от мороженного. Вырезанные макеты персонажей сказок, фломастеры.

Воспитатель, дети

Апрель

1.Чтение русской - народной сказкой «Коза-дереза»

Элементы музыкального воспитания: ритмические движения под музыку.

Познакомить с русской народной сказкой «Коза–дереза»; вызвать желания запомнить песенки козы и петушка, помочь понять смысл произведения (раскрытие обмана; мал удалец, да храбрец); учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей.

Сказка «Коза-дереза», видеозапись сказки, телевизор

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

2. Прослушивание на пластинке  русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки

Игрушки персонажи сказки

Воспитатель, дети

3. Просмотр диафильма «Лиса и заяц»;

Театрализованная игра настольным театром «Лиса и заяц»

Обсуждение с детьми героев сказки, их поступки;

Учить интонации во время игры, передавать голосом характерные особенности героев сказки

Фильмоскоп, пленка, настольный театр «Лиса и заяц»

Воспитатель, дети

4. Викторина «Отгадай из какой сказки»

Закрепить знания и содержание сказок, учить отвечать на вопросы, высказывать своё мнение

Книги, игрушки персонажи сказок, сказочные предметы, загадки

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

5. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра из коробочек «Теремок»

Ритмичные движения под музыку, парная пляска

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться; закреплять навыки движений, учить исполнять танец в парах

Коробочки разного размера, цветная бумага, клей, фломастеры

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

6.Игры в музейной игротеке по выбору детей

Учить детей применять музейные экспонаты в играх, пользоваться ими аккуратно, после игры убирать их на место

Музейные экспонаты, различные виды театральных игрушек

Воспитатель, дети

Май

1.Чтение сказки Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали»

Подвижные игры: «Тише мыши», «Салки»

Воспитывать умение слушать новые сказки; учить играть в новые подвижные игры, соблюдать правила игры, выбирать водящего.

Шапочка кота

Воспитатель, дети

2. Спортивное соревнование со сказочными героями

Создание позитивного и радостного настроя у детей, развитие ловкости.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

3. Прослушивание пластинки сказки Чуковского «Тараканище»

Формировать желание слушать сказки

Проигрыватель, пластинки

Воспитатель, дети

4. Игры с музейными экспонатами «Придумай сказку»

Развивать фантазию, воображение, наблюдение за умением подбирать необходимые атрибуты, организовывать пространство для игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....

Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»

Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...