Мнемотехника как средство развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Солонова Екатерина Олеговна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехнические приемы

как средство развития логической памяти

детей старшего дошкольного возраста

        Дошкольное детство представляет собой интенсивное развитие всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

        Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность.

        Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию. В потоке современной жизни информации для запоминания становится все больше и больше. Дошкольнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию очень сложно. Единственный выход - развивать в детях хорошее владение приемами запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника. Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (М.А.Зяблицева). Ассоциация - это связь, возникающая в процессе мышления, в результате которой появление одного элемента, предмета или явления при определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Как установлено исследованиями психологов: Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и других, главное направление развития психических процессов, в том числе логической памяти, состоит в овладении ребенком способности к замещению и моделированию. Для того, чтобы развивать у ребенка умения находить логические связки, его надо учить "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько), отражая им общие признаки объекта.

        В настоящее время дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом. Один из принципов ФГОС ДО - обогащение детского развития. Одной из задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также развитие способностей и творческого потенциала. ФГОС указывает на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок к учебной деятельности детей дошкольного возраста. Для этого огромное значение имеет развитие у детей мышления, речи, воображения и т.д., которые развиваются именно по мере развития осмысленного, логического запоминания.         Но, как показывают исследования психологов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский), у младших школьников ведущей остается память непроизвольная, тогда как для успешного обучения в школе важна память осмысленная.  Важную роль играет способность устанавливать логически оправданных, осмысленных связей, которые устанавливаются  внутри как того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.  

        В настоящее время мнемотехнические приемы активно используют педагоги в образовательной деятельности, но исследований их влияния на развитие логической памяти у дошкольников крайне мало. Таким образом данная тема является интересной и актуальной, поэтому мы посвятили ей свое исследование.

        Цель исследования: определение влияния мнемотехнических приемов на развитие логической памяти детей старшего дошкольного возраста.

        Объект исследования: процесс развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.

        Предмет исследования: влияние мнемотехнических приемов (мнемотаблица, крокирование, прием Цицерона) на развитие логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.

        Гипотеза исследования:  мнемотехнические приемы могут быть эффективным средством развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста при условии применения их в образовательной деятельности. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по развитию логической памяти у детей старшего дошкольного возраста мы будем использовать диагностические методики Т.Д. Марциновской, М.Г. Борисенко и Н.А. Лукина. Проследим динамику уровня развития логической памяти детей в процессе экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа будет проводится в три этапа.

        На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) проведем первичную диагностику логической памяти.

        На втором этапе (формирующий эксперимент) проведем коррекционную работу с дошкольниками экспериментальной группы.

        Цель формирующего эксперимента - развитие логической памяти детей старшего дошкольного возраста с применением приемов мнемотехники в непосредственно образовательной деятельности. Для этого нами разработан перспективный план использования подобранных мнемотехнических приемов в образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. В своей работе мы используем такие мнемотехнические приемы, как мнемотаблицы (коллажи, мнемодорожки), крокирование.

На третьем этапе (контрольный эксперимент) проведем повторное исследование логической памяти дошкольников. Проследим динамику уровня развития логической памяти детей в процессе экспериментальной работы. По результатам исследования планируется разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

        

Список литературы

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка. 5-7 лет. Практическое руководство по тестированию - М.: Паритет, 2007. - 96с.

2. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: В кн. избр. псих. произв. / П.П. Блонский - М.: Просв., 1964. - 547с.

3. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии [Текст] / Л.С. Выготский - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. -1008с.

4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей дошкольного возраста / М.А. Зяблицева - Ростов, Феникс, 2005. - 189с.

5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981.

6. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память  Психология памяти: Хрестоматия Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: ЧеРо. 2010.– 238с

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994. - 96с.

8. Марцинковская Т.Д.  Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т. Григорьева - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. -  176 с.

9. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. С-Пб., Детство-пресс, 2000. - 64с.

10. Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...