Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе общеразвивающей направленности по ФГОС ДОО
методическая разработка на тему

Архиповская Елена Петровна

Методическая разработка  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка  по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе общеразвивающей  направленности по

ФГОС ДОО

Методическую разработку  подготовила:

            Воспитатель Е.П. Архиповская

2016 год Санкт-Петербург

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА –

ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что такое образовательная среда?

     Образовательная среда имеет специально – проектируемую направленность предполагает создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства (охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие, профессиональное развитие педагогических работников, развивающее вариативное дошкольное образование, открытость дополнительного образования, участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности).

Что такое предметно - пространственная развивающая среда?

     Под предметно-пространственной развивающей средой (ППРС)  следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. (П.2.8 ФГОС ДО)

      ППРС – часть образовательной среды, представленная специально-

организованным пространством (помещениями, участком), материалами

оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста

в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, учитывая гендерные интересы, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития, приобретения обновляемых образовательных ресурсов.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ В ДОО

     1. Постановление “Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»” № 26 от 15 мая 2013 г.

     2. Приказ Минобрнауки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об

утверждении федерального государственного стандарта

дошкольного образования».

     3. Программа, по которой работает ДОО.

СОЗДАНИЕ ППРС: ЧЕМ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ

     При создании РППС необходимо руководствоваться ФГОС к структуре

образовательной программы ДОО и к условиям ее реализации с целью:

• многогранного влияния на всестороннее развитие воспитанников;

• обеспечения психического и эмоционального благополучия детей;

• становления базовых характеристик личности воспитанников (здоровье, коммуникативные навыки, уровень общего и речевого развития, эмоционально - потребностной сферы).

ПОНЯТИЕ  И  СУЩНОСТЬ  РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

• Термин  «среда»  появился  в  20-е  годы,  когда  достаточно часто  употреблялись  понятия  «педагогика  среды»  (С.  Т .Шацкий),  «общественная  среда  ребенка»  (П.  П.Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко

•Объектом  воздействия  педагога  должен  быть  не  ребенок, не  его  черты  (качества)  и  даже  не  его  поведение,  а условия,  в  которых  он  существует:  внешние  условия  — среда,  окружение,  межличностные  отношения, деятельность.  А  также  внутренние  условия  — эмоциональное  состояние  ребенка,  его  отношение  к самому себе, жизненный опыт, установки.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др

• гибкость,  обозначающую  способность  образовательных  структур  к  быстрому пристраиванию  в  соответствии  с  изменяющимися  потребностями  личности,  окружающей среды, общества; • непрерывность,  выражающуюся  через  взаимодействие  и  преемственность  в деятельности  входящих в нее элементов;

• вариативность,  предполагающую  изменение  развивающей  среды  в  соответствии  с потребностями  в образовательных услугах населения;

• интегрированность,  обеспечивающую  решение  воспитательных  задач  посредством усиления  взаимодействия  входящих в нее структур;

• открытость,  предусматривающую  широкое  участие  всех  субъектов  образования  в управлении,  демократизацию  форм обучения, воспитания  и взаимодействия;

• установку  на  совместное  деятельное  общение  всех  субъектов  образовательного  процесса, осуществляющееся  на  основе  педагогической  поддержки  как  особой,  скрытой  от  глаз воспитанников  позиции  педагога.

Цель  создания  развивающей  среды  в  дошкольной образовательной  организации  —  обеспечить  жизненно  важные потребности  формирующейся  личности:  витальные,  социальные, духовные.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПО ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • вариативной
  • доступной
  • безопасной

Насыщенность среды

  • Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, двигательную активность.

Трансформируемость пространства предполагает:

  • возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • «в проекте развивающей среды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности и здорового тела» А.В. Петровский

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду в группе общеразвивающей направленности необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. И самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. 
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна удовлетворять потребности и интересы детей. 
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 
6. Организуя ППРС в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 
8. При создании ППРС в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 
9. ППРС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 
Важно, что ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 


Таким образом, создавая ППРС любой возрастной группы общеразвивающей направленности в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ

В целях консультации для воспитателей по организации музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ, размещаю список наполнения музыкальных уголков по возрастам....