Формирование основ логического мышления посредством организации игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кисунькина Наталья Александровна

В возрасте 5-6 лет начинают закладываться основы логического мышления, которые необходимо развивать. Проблема логико- математической игры, как средства познавательной активности ,  является актуальной.Применение логико-математической игры на прогулке способствует развитию логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ логического мышления  посредством организации игр игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, личностной и интеллектуальной. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.

Проблема логико–развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной. Актуальность данной темы, исходя из личного опыта, обусловлена  недостаточностью развития логического мышления у детей   и отсутствия системности в применении логико-математических игр.

Работая в детском саду, воспитатели  наблюдают  следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии  и обучении детей в школе. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Логико–математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат;  изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами;  устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Я хочу поделиться опытом использования в своей работе с детьми логико-математических игр на прогулке.  

Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Психолого - педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5- 6 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Почему я взяла для работы именно логико – математические  игры?

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Исходя из задач познавательного развития, которые отмечены в ФГОС, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Одной  из  основной  формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию, являются дидактические  игры, в частности  логико-математические игры, которые побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей.

Чаще всего эти игры проводятся в группе: в самостоятельной деятельности, в НОД, режимных моментах в группе.

Я предлагаю применять логико-математические игры на прогулке.  Ведь прогулка является одним  из важнейших режимных моментов и имеет большое значение для развития детей.    Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, программные образовательные задачи решаются  и при проведении режимных моментов.

Все, что нас окружает в природе, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.

Цель моего опыта: создание условий для развития мыслительных операций посредством логико-математических игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • разработать серию логико-математических игр, используемых на прогулках;
  • составить перспективный  план по развитию мыслительных операций посредством   логико-математических игр на прогулках у детей старшего возраста;
  • проанализировать эффективность применения логико-математических игр на прогулках;
  • развивать  у детей  основные мыслительные  операции (анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификации, систематизация, ограничение, обобщение, умозаключение), умение у детей ориентироваться в пространстве;
  • активизировать работу с родителями по данной теме.

Реализация опыта осуществлялась в 3 этапа:

1 этап. Подготовительный – изучение методической и педагогической литературы, определение критерий диагностики и проведение диагностики по выявлению уровня развития мыслительных операций (методика Р.С. Немова; методика Н.А. Бернштейна).  Педагогическое просвещение родителей по теме (информация для родителей в родительский уголок «Занимательная прогулка», анкетирование родителей)

2 этап. Внедренческий – разработка авторских игр, составление перспективного плана, разработка картотечного планирования прогулок с использованием логико-математических игр на прогулке.

В настоящее время разработано большое количество логико-математических игр. Из всего многообразия занимательного игрового материала был отобран для работы с детьми наиболее интересный, многофункциональный, а также разработаны логико-математические игры, адаптированные к условиям проведения их на прогулках.  Данная серия игр нашла отражение в перспективном плане, который разработан на один учебный год (старший дошкольный  возраст) и в картотечном планировании прогулок.

Образовательные задачи могут решаться   на прогулке  посредством логико-математических игр в ходе подвижных игр с детьми наблюдений, трудовых поручений, индивидуальной работы с детьми, подвижных игр, самостоятельной игровой деятельности.

Так в конце  наблюдения за осенними листьями можно организовать игру «Разложи листочки по возрастанию »,  в  которой дети  сравнивают   листья  по величине и располагают  их в определенной последовательности. Или же во время наблюдений за облаками можно провести игру «Найди фигуру», цель которой формирование  умений находить в окружающей действительности геометрические фигуры, правильно их называть.

Наблюдая за божьей  коровкой,  предложить сосчитать  лепестки на цветке и точки на спинке божьей коровки и посади божью коровку на соответствующий цветок, или  найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково).

В трудовую деятельность также можно включать логико-математические игры.  В  игре «Покорми птичек» дети проявляют заботу о птицах посредством игры, в которой необходимо проявить свои умения пользоваться условными мерками при измерении сыпучих веществ. Зимой, организуя строительство построек можно предложить из куличиков разных по высоте нужно  сделать забор вокруг снеговика, чередуя их  в заданной вами последовательности. В ходе анализа постройки дети объясняют расположение предметов относительно друг друга. Во время  уборки  участка от веток можно предложить детям разложить ветки по корзинкам, сравнивая их по длине: короткие и длинные.

Основную часть прогулки дети проводят в движении. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Поэтому  индивидуальную  работу  по развитию  основных движений на прогулке,  можно наполнять математическим содержанием. Например,  прыгать на правой ноге вдоль названного количества предметов, или столько раз , сколько пальцев на руке. Или включать упражнения на ориентировку в пространстве «Найти спрятанный предмет по карте».

В упражнение «Перешагни ручеек» детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.

Во время прогулки проводятся подвижные игры с математическим содержанием . Например, игра «Больше-меньше», где дети  сравнивают объекты окружающего мира по величине и при этом выполняют определенные движения. Педагог  называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля,  и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети поднимают руки вверх.  Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В игре «Покажи по – разному»  дети идут обычным шагом.  По  сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба),  «Низкие ворота» (ходьба в полу приседе). «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты);  «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками).

В самостоятельной   деятельности в различные игровые ситуации также включаются  игры логико-математического направления. Например, «Найди место по билету»- где дети сравнивают последовательности фигур – выделяют необходимую последовательность фигур. Дети покупают у кондуктора билеты. Занимают свои места в «автобусе» (место отмечено карточкой с определенной последовательностью геометрических фигур).  Дети сравнивают и анализируют изображённые последовательности фигур, находят сходства. Далее игра продолжается по замыслу детей.

В игре  «Открой замок у машины» дети учатся выявлять в предметах форму, размер и толщину абстрагировать их и называть. Возникла проблема – машина не заводится: ключи перепутались Задание: найти ключ среди блоков Дьенеша по свойствам: ключ прямоугольной формы, маленький, желтого цвета, тонкий. Дети подбирают ключ, объясняя свой выбор.

Используя на прогулках логико-математические игры, можно сделать  вывод, что данные игры  являются эффективным средством  интеллектуального развития. Логико-математические игры помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, стимулирует активность в преодолении трудностей.

При системном использовании логико-математических игр ( в непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности во всех режимных моментах, в том числе и на прогулках), можно смело утверждать, что:

-  дети  знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.

-   все дети без исключения испытывают устойчивый интерес к логико-математическим  играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

-  дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима (ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого); заметно развились мыслительные процессы

-  дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания;

-  логико-математические игры повышают эффективность педагогического процесса, оказывая огромное влияние на интеллектуальное  развитие ребенка.

Это подтверждает диагностика в конце года.

Опыт показывает, что логико – математические  игры помогают сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности «Надо знать с рождения правила движения» - итоговая интегрированная НОД по формированию основ безопасного поведения на улицах и проезжей части среди детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость создания сценария совместной деятельности возникла из объективного состояния детского дорожно-транспортного травматизма в городе Санкт-Петербурге. Данное мероприятие направлено на профил...

«Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация: в статье автор раскрывает систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на...

«Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которы...

Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желан...

Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила....

перспективный план: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»на 2022 – 2023 учебный год...