Лэпбук с элементами синквейна как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
статья на тему

Москвина Анна Юрьевна

Материал, который будет необходим для работы с детьми по речевому развитию с использованием разных форм деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК С ЭЛЕМЕНТАМИ СИНКВЕЙНА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ

С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москвина Анна Юрьевна,

воспитатель МБДОУ № 17 «Лесная сказка»

В условиях модернизации дошкольного образования в России и введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) современность диктует следовать определенным требованиям в построении воспитательно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Речевое развитие у детей дошкольного возраста, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, является средством для познания основ общения, развития и расширения словарного запаса, формирования связной речи. Для его реализации необходимо развитие творчества, воспитание звуковой культуры диалога, фонетического слуха. У детей шести — семи лет речевая деятельность по ФГОС закладывает предпосылки для обучения чтению, письму.

Основная задача — функция педагогов — речевое развитие детей дошкольного возраста по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДО). За счет него осуществляется становление коммуникативных умений и навыков у детей.

В условиях дошкольного образовательного учреждения работа по речевому развитию у дошкольников осуществляется через разнообразные формы и методы (приемы): организованная образовательная деятельность, игровые ситуации, беседы, рассматривание иллюстраций, игры (дидактические, подвижные, словесные, сюжетно - ролевые), прослушивание аудиозаписей, пение песен, просмотр видеозаписей и др.

Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является создание «лэпбуков» по различной тематике, с использованием метода «синквейна».

«Синквейн» - это своеобразное стихотворение. Он может помочь пополнить словарный запас у детей — дошкольников, может научить пересказу небольшого рассказа, может научить выделять главную мысль в большом потоке информации.

Создание «синквейна» – это, прежде всего, действие творческой направленности — воздействует на процесс самовыражения детей, через создание своих не рифмованных стихотворений; помогает развивать познавательные (психические) процессы: такие как, мышление или речь у дошкольников.

При создании синквейна необходимо придерживаться определенным этапам: первый этап – тематика синквейна, это наименование какого — либо предмета (явления), о котором идет повествование. Зачастую, это одно слово или небольшое словосочетание «Ранняя весна», «Гора», «Сказочный персонаж», «Время года»; второй этап – это два слова, которые описывают свойства или признаки предмета, явления. Например, «Гора — крутая, высокая», «Весна — теплая, солнечная», «Василиса — премудрая — красивая, мудрая». Третий – это три слова, описывающие характерные действия явления, объекта: «возвышается, растет, осыпается», «наступает, греет, идет», «любит, думает, мечтает». Четвертый – выражение мнения по тематике синквейна - (состоит из четырех слов) - «Я хожу в горы», «Весной всегда хорошая погода», «Василиса — премудрая известная красавица»; пятый – слова, отражающие сущность темы, содержит слово или словосочетание («Романтика», «Опасность», «Экстрим», «Красавица»).

Создание синквейна как формы работы, можно начинать использовать с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, так как на этом возрастном этапе имеется ряд сформированных знаний и умений, у детей отмечается определенный словарный запас в рамках разнообразной тематики, дети учатся понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложениях, верно излагать свои мысли в предложения (составлять рассказы по схеме).

Пример составления «синквейна»: «гора — высокая, крутая — растет, возвышается, осыпается — мне нравится ходить в горы — романтика!».

«Лэпбук» - (lapbook, своеобразная тематическая папка) — сделанная своими руками папка (в ней могут быть карманы, дверцы, окошки, какие — то элементы — детали подвижного характера, которые дети смогут пополнять, вынимать, перекладывать или складывать по своему усмотрению(желанию)).

В лэпбук накапливаются материалы по определенной тематике. Тематика может быть разнообразной — сказочные персонажи (герои), пожарная безопасность, сезонные явления (времена года: весна, зима, осень, лето), календари, природа, предметы окружающей действительности: игрушки, мебель, одежда, продукты, школьные принадлежности и др.; праздники – Пасха, Новый год, День смеха, День рождения, День Защитников Отечества, Международный Женский день и т. д.

Его изготовлению предшествуют определенные занятия или игры, обсуждения  или  выполнение заданий. Тогда ребенок будет готов к созданию папки - лэпбука вместе со взрослыми, и действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

«Лэпбук» - это завершающий шаг работы, которую дети - дошкольники вместе со взрослыми (с педагогами или родителями) сделали в ходе изучения материалов какой — либо тематики. Чтобы наполнить папку - лэпбук, ребенку необходимо совершить ряд действий: проделать наблюдения, ознакомиться с определенными материалами. Реализация в жизнь тематической папки - лэпбука способствует закреплению и систематизации изученных материалов, к тому же, рассматривание папки — лэпбука, позволяет с дошколятами быстро воспроизвести в памяти изученные темы. Создание лэпбука благотворно воздействует на познавательные (психические) процессы у дошкольников - таких, как логическое (логика) мышление, внимание, память, воображение, и особенно, речевая деятельность.

«Методика синквейна» может активно использоваться и в изготовлении тематической папки — лэпбука, как один из составляющих элементов по изучению любой темы.

Хотя, мы имеем небольшой опыт деятельности с использованием лэпбуков (с отражением элементов синквейна) - «Герои сказок», «Пожарная безопасность», но результаты нашей деятельности показывают, что дети очень увлечены созданием самодельных тематических папок, это отражается в эмоциональном и «познавательном» откликах. Активная и плодотворная деятельность по накоплению материалов и их оформлению даёт положительные результаты во всех направлениях, в особенности в речевом развитии детей: в развитии связной речи — в диалогической и монологической, расширении словаря (активного и пассивного), воспитании звуковой культуры речи и т.д.

К тому же, за счет использования лэпбуков в процессе реализации воспитательно — образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно отметить активное взаимодействие с родителями воспитанников. У них, также как и у детей, увеличился интерес к совместной деятельности с детьми, стали проявляться творческие способности.

Родители детей дошкольного возраста сами отмечают изменения, которые происходят в их детях, за счет применения лэпбуков. Так как сам процесс создания такой самодельной тематической папки благотворно влияет на все психические процессы, происходящие у детей.

По нашему мнению, изготовление лэпбука – одна из лучших продуктивных и результативных форм работы с дошкольниками, позволяющая накопить, обобщить и систематизировать знания по различным тематикам, одновременно развивающая детей по разным образовательным областям (в познавательном и речевом развитии) согласно с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Душка, Н.К. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников/ Н.К.Душка//Журнал Логопед. - 2005/ - № 5. - С. 18 -25.
  2. Кашицева, О.А. Что такое лэпбук.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk/
  3. Мартынова, Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
  4. Пестова, Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2002. - 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...