Пальчиковые игры для детей 2-3 лет.
картотека по развитию речи по теме

Забалённая Юлия Александровна

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovye_igry.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игры для детей 2-3 лет.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Актуальность. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры увлекательны, способствуют и развитию мелкой моторики, развитию речи, и творческой деятельности. Они как бы отражают реальность окружающего мира: людей, их деятельность, животных, явлений природы. У детей, в ходе пальчиковых игры, вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Также пальчиковые игры стимулируют развитие речи, расширяют словарный запас детей, развивают пространственное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие. Помимо этого, они создают положительное эмоциональное состояние и воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры помогают в работе с детьми гиперактивными, агрессивными, у которых есть проблемы в поведении. Они помогают в установлении контакта с ребенком, снятии эмоционального напряжения, психологического дискомфорта, в снижении агрессивности, также помогают в снятии мышечного напряжения, учат детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Такие пальчиковые игры можно использовать в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке, либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Наши ручки.

Где же наши ручки?                                    Вытягивают ручки вперед.

Где же наши ручки?                                    Показывают ручки.

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.                                       Вот, вот наши ручки.                                    Спрятали ручки за спину.                          Вот наши ручки.                                              Опять показывают ручки.

Кулачки.

Кулачки сложили,                              Сложить кулачки обоих рук.

Кулачками били.                                Бьют кулачками.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

Дождик, дождик.

Дождик, дождик,                                    Дети повернули ладошку кверху и
Кап да кап, кап…                                      
Указательным пальцем имитируют
Мокрые дорожки.                                  
Капельки дождя, повторяя за
Все ровно пойду гулять,                        
Взрослыми слова «кап, кап…»
Пусть промокнут ножки.

Ладушки, ладушки.

Ладушки, ладушки,                                    Дети хлопают в ладошки
Пекла мама оладушки,                             Повторяют слова «на-на-на…»
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

Рыбки.

Рыбки весело резвятся                             Дети имитируют движения в
В чистой тепленькой воде.                      Соответствии с текстом
То сожмутся,                                                
Повторяют слова за взрослыми
 Разожмутся,
То зароются в песке.

Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять               Дети загибают пальчики на левой руке.
Будем пальчики считать.                  
Сжимают и разгибают кулачки.
Крепкие и дружные                           Дети загибают пальчики     
Все такие нужные.                              
На правой руке                                               На другой руке опять                        Сжимают и разгибают кулачки.
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

Лошадки.

По дороге белой, гладкой                   Пальцы скачат по столу
Скачут пальцы как лошадки                Дети повторяют текст за взрослыми
Чок-чок-чок.                                            «Чок-чок-чок»
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик хочет спать,                              Дети загибают пальчики
Этот пальчик лег в кровать,                          
Начиная с мизинца
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дружат наши дети.

Дружат наши дети                        Дети загибают пальчики
Девочки и мальчики.                   Начиная с мизинца
Мы с тобой  подружим
Маленькие пальчики.

На лужок.

На лужок пришли зайчата,                        Сгибают пальчики
Медвежата, барсучата,                              поочередно в кулачок.
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.

Моя семья.

Этот пальчик – дедушка.                         По ходу чтения, загибается на ручке
Этот пальчик – бабушка.                        
ребенка  пальчик,
Этот пальчик – папочка.                          
Начиная с большого пальчика.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

В детский сад идти пора.

Этот пальчик хочет спать,                           Дети поочередно загибают
Этот пальчик – прыг в кровать,                
пальчики руки.
Этот пальчик прикорнул,                            
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!                                  
Дети машут кистями рук.
В детский сад идти пора.

Сорока.

Сорока – белобока,                    Указательный палец правой руки 
Кашу варила                                
делает  круговые движения 
Деток кормила.                          
на левой ладони.
Этому дала,                                  
Поочередно, загибаем пальцы
Этому дала.                                  
левой руки.
Этому дала.                                  
Этому дала.
А этому не дала.                          
Большой палец поднять вверх. 
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Человечки.

Побежали вдоль реки,                Пальцы сначала одной руки
Дети на перегонки.                      
бегут по поверхности стола,
Побежали, побежали                  
потом пальцы другой руки 
Никого мы не догнали.              
бегут по столу.

Из-за леса, из-за гор.

Из-за леса, из-за гор                     Пальчики передвигаются 
Едет дедушка Егор.                      
по столу с разным темпом.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Наш малыш.

Этот пальчик – дедушка,                   Согнуть пальцы в кулачок,
Этот пальчик – бабушка,                  
затем по очереди разгибать их 
Этот пальчик – папочка,                    
начиная с большого.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.

Полетели птички.

Полетели птички,                          Пальцы переплетены, ладони сжаты.  
Птички-невелички.                       Поднимать и опускать пальцы
Сели птички. Посидели.              
в соответствии с ритмом стиха. 
Опять полетели.

Зайчата.

Вот встречаются зайчата.                  Дети трут тыльные стороны 
Как согреться нам, ребята?              
ладоней друг о друга.
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Пальцы в гости приходили.

Пальцы в гости приходили,                          Дети постукивают по столу   
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.              подушечками всех десяти
Только дверь им не открыли:                      
пальцев одновременно.
Думали, что страшный зверь.

Карась.

В парке есть глубокий пруд.                    Дети вытягивают ладони
Караси в пруду живут.                               и качают запястьями
Чтобы стаю нам догнать,                          
вправо – влево.
Нужно хвостиком махать.

Апельсин.

Мы делили апельсин                        Начиная с мизинца, 
Апельсин всего один.                        загибать попеременно все пальцы.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Прятки.

В прядки пальчики играли                   Сжимание и разжимание пальцев.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки
 убирали.

Мячик.

Мой веселый круглый мяч,           Одной рукой бить по воображаемому

Щеки круглые не прячь!                 мячу

Я тебя поймаю,                                  Двумя руками, соединив одноименные

В ручках покатаю!                             пальцы, показать мяч,

                                                               покатать воображаемый мяч

                                                               между ладонями.

Играем на пианино.

Ножки вместе, ровно спину,           Поочередно дотрагиваться до

Мы садимся к пианино.                    поверхности стола пальцами

Мы играем для гостей,                      обеих рук, изображая игру

Чтобы было веселей.                         на пианино.

Зайка.

Ушки длинные у зайки,              Пальчики сжать в кулачок.

Из кустов они торчат.                  Выставить вверх указательный

Он и прыгает и скачет,                и средний пальцы. 

Веселит своих зайчат.                 Ими шевелить в стороны.

Волна.

Светит полная луна –                           Соединить пальцы двух рук в замок,

За волной бежит волна,                      совершать волнообразные движения  

Ветер веет на просторе,                      сцепленными руками.

И всю ночь волнует море.

Список литературы.

1.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.,1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей. Дидактические игры.

Пальчиковые игры  можно организовывать и родителям особенно для тех детей, которые  не посещающих детский сад.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игр...

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей.

Пальчиковая гимнастика и игры развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение и поднять настроение....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Пальчиковые игры для детей ясельного возраста, применяемые в играх с тестом.

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...