Тревожность у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Забалённая Юлия Александровна

В настоящее время, как свидетельствуют исследования, число тревожных детей увеличивается. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Это связано с неудовлетворением возрастных потребностей детей, с завышенными требованиями родителей (вызывание ситуации хронической неуспешности), или же с частыми упреками, которые вызывают чувство вины. Все это не проходит бесследно, состояние тревоги ведет к накоплению отрицательных эмоций, что приводит к снижению уровня здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность у детей дошкольного возраста.

Ю.А. Забалённая

воспитатель, ГБДОУ д/с №81

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Психологическое здоровье детей зависит от таких факторов, как культурные, социально-экономические, психологические, экологически и других. Ученые Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухина, Т.А. Репина считали, что ребенок является самой чувствительной частью социума и подвергается разным негативным воздействиям.

В настоящее время, как свидетельствуют исследования, число тревожных детей увеличивается. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Это связано с неудовлетворением возрастных потребностей детей, с завышенными требованиями родителей (вызывание ситуации хронической неуспешности), или же с частыми упреками, которые вызывают чувство вины. Все это не проходит бесследно, состояние тревоги ведет к накоплению отрицательных эмоций, что приводит к снижению уровня здоровья.

Понятия «тревожность» и «тревога» очень часто смешиваются в современной литературе, но это неидентичные термины. Тревога – это непостоянные, случайные проявления волнения и беспокойства. Можно описать тревогу как страх неизвестно чего. Такие случайные проявления тревоги могут перерасти в более устойчивое состояние. Оно получило название «тревожность».

Тревожность рассматривали и изучали такие отечественные ученые, как А.М. Прихожан, О.А. Коробанова, Р.С. Немов, Л.М. Костина и т.д. И такие зарубежные ученые, как З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и другие. В отечественной литературе по психологии можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности.

А.М. Прихожан под тревожностью понимает переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

В.В. Суворова говорит, что тревожность – это психическое состояние внутреннего беспокойства или неуравновешенности, она беспредметная и зависит от субъективных факторов, которые приобретают значение в индивидуальном опыте. Она относится к отрицательному виду эмоций, в которых преобладает физиологический аспект.

Б.М. Теплов указывает, что тревога связана с силой нервной системы. Высказанные им предположения нашли подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина. Он делает предположение, что у индивидов со слабым типом нервной системы уровень тревожности более высокий.

Все авторы рассматривают тревожность по-разному. Но можно выделить общий вывод, что тревожность – это состояние беспокойства, опасения, испытываемое индивидом при ожидании неприятностей. Обычно она ведет к возникновению защитных реакций.

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.

Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети обычно очень неуверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит "угроза". Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту "уходя в мир фантазий". В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Какие же причины возникновения тревожности?

  1. Преемственность поколений. Нередко невольными виновниками формирования в ребёнке чувства неполноценности и беззащитности перед всеми возможными, реальными или мнимыми, угрозами выступают сами родители, которые уже страдают повышенной тревожностью. Их методы воспитания, когда они пытаются оградить малыша от всего, что по их, мягко говоря, субъективному мнению, может ему навредить, никак не способствуют нормальному эмоциональному развитию карапуза.
  2. Завышенные требования со стороны родителей (авторитаризм). Такой подход к воспитанию детей практикуется, обычно, мамой-папой, которые сами не удовлетворены своей жизнью, и мечтают в ребёнке воплотить свои мечты, которые им не удалось реализовать самостоятельно. Либо же, наоборот, родители – лидеры по натуре – пытаются воспитать в малыше такие же качества, которые присущи им. При этом совершенно не делая скидку на то, что склад характера у их чада разительно отличается от их собственного.
  3. Частые порицания, физические наказания. Негативный опыт общения ребёнка с окружающими откладывается в его памяти надолго. Именно этот опыт, впоследствии, заставляет малыша бояться повторения неприятных для него событий.
  4. Гиперопека. Вероятность того, что родители, чрезмерно опекающие своего кроху, воспитают ребёнка, безынициативного и тревожного, очень велика. Ведь уверенность в себе – это черта, которую необходимо развивать. А мелочный контроль, ограничения и запреты вряд ли могут способствовать её развитию.
  5. Гипоопека. А вот мамы-папы, не достаточно ответственно относящиеся к воспитанию своего чада, уделяющие ему мало внимания, сдержанные в проявлении чувств, всем тем тоже рискуют пробудить в нём тревожность. Постоянно чувствуя себя ненужным и заброшенным, малыш уверится в своей неполноценности.
  6. Частые упрёки, запугивания, внушения чувства вины. Часто ли вы говорите своему ребёнку: «Ты плохой, уйду от тебя!», «Вот придёт дядя, и заберёт тебя!», «Сколько раз можно тебе повторять?» и т.п. Если такое случается, тогда не удивляйтесь. Вы сами формируете в малыше чувства страха, вины, неполноценности.
  7. Эмоциональная отверженность ребёнка в семье. Во время семейных конфликтов, каких-то глобальных изменений в укладе семьи (переезд, рождение второго ребёнка, развод или новый брак) ребёнок начинает чувствовать себя не у дел. Родители решают какие-то свои, взрослые, вопросы. А как же он? Что делать в это время ему? Ведь жизнь продолжается, и каждый день преподносит свои сюрпризы. Но с кем малышу обсудить свои печали и радости? От кого получить совет и успокоение? Его внутренние конфликты так и остаются неразрешёнными. Отсюда и беспокойство, отсюда и страх. Чем дольше длится такая ситуация, тем тревожность малыша становится сильнее.
  8. Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов и стрессов. Если ребёнок, в своё время, пережил стресс, его что-то сильно напугало, он испытывал боль или разочарование, не удивительно, что кроха будет бояться встречи со всем, что олицетворяет в его памяти подобные ощущения.
  9. Органическая, физическая неполноценность. Дошколята уже начинают сравнивать себя с другими детьми, оценивать свою внешнюю привлекательность. А ещё они стремятся подражать всему, что кажется им совершенным. Если по каким-то их собственным критериям они не вписываются в общепринятые рамки, велика вероятность возникновения у них различных комплексов, которые тоже играют немаловажную роль среди факторов, способствующих развитию состояния тревожности у дошколят.
  10. Особенности темперамента ребёнка. И не следует забывать о том, что тревожность может быть одной из граней характера, темперамента малыша. Слабость, инертность нервной системы требуют к себе более профессионального подхода. Особенно, если при этом присутствует влияние ещё и вышеперечисленных факторов.

Способы преодоления тревожности.

 Методы коррекции тревожности у дошколят подбираются в зависимости от причин её возникновения. Обычно, это не один какой-то приём, а целая система мероприятий, которые проводятся в тесном сотрудничестве родителей с детским психологом и психотерапевтом. Что же это за мероприятия?

  1.  Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Если вы слишком опекали малыша, предоставьте ему больше свободы. Если были слишком строги и требовательны, постарайтесь смягчиться по отношению к карапузу. Если занимались решением своих проблем, позабыв о том, что у крохи они тоже могут быть, поспешите наверстать упущенное. Создайте дома атмосферу любви и взаимопонимания. И со временем вы увидите, что ребёнок начнёт оттаивать. Это обязательно произойдёт, ведь тревожность в дошкольном возрасте ещё не успела укорениться в сознании малыша. Не успела изменить его характер.
  2.  Было бы хорошо завести домашнего питомца: кота, собаку, хомячка, попугая. Не важно, какая зверушка  это будет. Главное, чтобы вашему карапузу было кого опекать, оберегать, ласкать. Пусть ребёнок возьмёт на себя обязанности по уходу за своим усатым-хвостатым другом. Это повысит его самооценку в разы. Сделает кроху более уверенным в себе. Отвлечёт от страхов и тревог.
  3.  Для коррекции тревожности у дошколят очень успешно используются сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия. С помощью этих методов психологи диагностируют, раскрывают саму суть проблемы. И, отталкиваясь от полученных результатов, дают малышу и его родителям ключи к её решению. Не смотря на кажущуюся несерьёзность этих методик, они считаются мощными инструментами в борьбе с повышенной тревожностью детей в дошкольном возрасте. И не только с ней.
  4. Игра, как способ борьбы с тревожными состояниями, просто творит чудеса. Ведь наши дети именно в игре реализуют свой творческий потенциал, раскрываются, как личности, переносят в неё свои повседневные переживания, страхи, надежды. Так почему бы не использовать игру, чтобы показать ребёнку, как справляться с теми жизненными ситуациями, которые внушают ему беспокойство?

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.

     Тревожность у детей дошкольного возраста еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.  

Рекомендации родителям.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным. Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Список литературы.

  1. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4
  2. . Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Ред-сост. Эльконин Д.Б. – М.: Издательский центр «Академия» - 2004
  3. . Астапов В.М. Тревожность у детей Москва: ПЕР СЭ – 2001
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений- 4-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия» - 1999
  6. Ролло Мэй Смысл тревоги, перевод с англ. Завалова М.И., Сибуриной А.И.- Москва: Независимая фирма «Класс», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Тревожность у детей дошкольного возраста.

Причины возникновения  и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста

Применение разработанной методики по преодолению тревожности в практике работы ДОУ...

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...