Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Авачёва Ярославна Юрьевна

Конспект занятия в подготовительной группе

«В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»

 

Цель: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).

Задачи:

1.    Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.

2.    Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.

3.    Дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям.

4.    Активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, миф, сказочная живопись, мифологический жанр, добро(ый), зло(й), идеал.

5.    Приобщать к чтению художественной литературы.

6.    Формировать патриотические чувства на основе сказочных образов богатырей русских.

Подготовка: чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций сказок, используемых на этом занятии: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Иван-царевич и Серый волк».

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: ноутбук, репродукции картин мифологического жанра, книги-сказки, игрушка – кот-ученый.

 

 

Ход занятия.

1.    Вводная часть.

 

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой.

(слайд 1)

 

На прошлой неделе мы познакомились с некоторыми известными личностями России. В их числе были поэты, писатели и художники. С ними и будет связано наше сегодняшнее занятие.

На сегодня я не зря попросила вас принести книжки со сказками, в которых добро побеждает зло. Книги создают писатели, а вот иллюстрации к ним создает художник, который называется художник – оформитель, художник – иллюстратор, или просто художник книги (смотрим принесенные книги - выставлены на показ).

Но не только иллюстраторы рисуют сказочные сюжеты для оформления книг, многие художники были очарованы красотой, силой, мудростью представленных в сказках героев и стремились создать их выразительные образы в живописи.

Известные русские живописцы Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов создали картины с запоминающимися сказочными образами (слайд № 3 и 6).

Эти картины можно отнести к мифологическому жанру (еще есть пейзаж, натюрморт, анималистический жанры).  Слово «сказка, вымысел» на греческом языке звучит как «миф», поэтому ученые, которые изучают искусство, договорились называть картины на тему сказок, легенд и сказаний «мифологическим жанром».

- Давайте повторим все вместе: «мифологический жанр».

Картины данного жанра представлены на стенде.

 

 

2. Основная часть.

 

- Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.

Итак, отправимся в путешествие в сказочную страну…

 

Сюрпризный момент:

-А сопровождать нас будет – Кот-ученый!

Он приготовил для нас игру-задание!

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель рассказывает эпизод сказки, а дети выбирают картину, в которой представлен этот персонаж.

 

В.М. Васнецов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
     Увидал Змей Добрыню, громом загремел:
     - Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму.

В.М. Васнецов «Снегурочка»

Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку.

 

В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. 

 

В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел...

 

В.М. Васнецов «Баба-Яга в ступе»

Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. А в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога.

 

В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»

- Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?

- У меня смерть в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

 

М.А. Врубель «Царевна-лебедь»

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

 

 

Рассматривание произведений мифологического жанра.

А.

          Детям предлагается рассмотреть женские образы на примере заявленных произведений и описать их:

- назовите основных героев этих картин;

- опишите действия каждого из них;

- какими чертами характера обладают Царевна-лебедь, Василиса Премудрая и Снегурочка?

(Красота, доброта, кротость, мягкость, скромность, но в то  же время упорство и самостоятельность)

 

Б.

Детям предлагается рассмотреть мужские образы на примере заявленных произведений и описать их (Иван-царевич и Добрыня Никитич):

- назовите характерные черты мужских образов: царевича и русского богатыря (красота, мужество, величие, сила…)

С детьми делаем вывод: «Прекрасен богатырь русский своей любовью к Родине, к русской земле, во имя счастья людей он готов пожертвовать даже своей жизнью».

 

В.

Детям предлагается рассмотреть злых героев на примере заявленных произведений и описать их (Баба-Яга и Кощей Бессмертный).

Обращаем внимание на средства, с помощью которых художники раскрывают эти образы:

- каким цветом изображает В.Васнецов злых героев - Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного? Почему?

- найдите и назовите «говорящие детали», с помощью которых становится понятен характер этих героев.

 

Физкультминутка «Царь Горох».

 

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

 

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

 

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

 

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения.)

 

 

-Ребята, пока мы с вами занимались, кот-ученый приготовил нам еще одно задание. Давайте отгадаем его загадки!

 

 

 

Загадки

 

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

(Жар-птица)

 

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

(Иголка)

 

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

(Ступа)

 

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

(Скатерть-самобранка)

 

 

Игровые упражнения, способствующие более глубокому пониманию образа:

1.    Придумайте реплики для героев.

2.    Разыгрывание эпизода «Ожившая картина».

 

3. Заключительная часть.

 

В конце занятия обратить внимание детей на красоту и силу характеров сказочных персонажей с помощью вопроса «На кого вы бы хотели быть похожими?»

          После чего делаем вместе вывод: во всех сказках неизменно одно – твердое знание, что есть – добро и что – зло, и вера в то, что добро всегда побеждает. Иначе - сказки нет. Иначе – к чему она?

          Просим подойти к выставке (либо раздаем картины на столы ребятам), найти и внимательно рассмотреть на картинах «волшебные предметы», «сказочную природу».

 

 

Используемая литература.

 

1)       Г. А. Рубан «Мы входим в мир прекрасного». Виды и жанры изобразительного искусства: адаптированная учебная программа и методические рекомендации для работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 76 с. - с. 59-73

2)       Материалы с сайта «ФизкультУра»

http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/38

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_gostyah_u_skazki.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»

Слайд 2

Если Вы не так уж боитесь Кощея, И Бармалея, и Бабу-Ягу, Приходите в гости к нам поскорее Туда, где зеленый дуб на берегу. Здесь гуляет черный котище ученый, Не пьет молока он и не ловит мышей. Самый настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч Змей. И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной, И Колобок здесь дружит с рыжею лисой. В гости спешите, к нам приходите. Сказки ждут вас с открытой душой!

Слайд 3

Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 г. – 1 апреля 1910 г. Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. «Шестикрылый серафим». «Демон». «Царевна-Лебедь». «Пан».

Слайд 5

«Царевна-Лебедь»

Слайд 6

Васнецов Виктор Михайлович 3 мая 1848 г. – 23 июля 1926 г. Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. «Витязь на распутье». «После побоища Игоря Святославича с половцами». «Аленушка». «Иван-Царевич на Сером Волке». «Богатыри». «Кощей Бессмертный» «Царь Иван Васильевич Грозный».

Слайд 8

«Иван-Царевич на Сером Волке»

Слайд 9

«Снегурочка»

Слайд 10

«Царевна-Лягушка»

Слайд 11

«Баба-Яга в ступе»

Слайд 12

«Кощей Бессмертный»

Слайд 13

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Слайд 14

Загадки Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Жар-птица) Знает утка, знает птица, Где Кощея смерть таится. Что же это за предмет? Дай,дружок,скорей ответ. (Иголка) Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. (Ступа) Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе "В гости к сказкам".

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.Задачи:            Упражнять в сравнении предметов, контрастных по высоте        ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы...

Конспект занятий в средней группе "В гостях у сказки"

                                       « В гостях у сказки»Программное содержание...

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,...

Открытое занятие в подготовительной группе "В гостях у Сказки"

Развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....

Организованная образовательная деятельность ( комплексно - интегрированное занятие) в подготовительной группе. «В гостях у сказки»

Организованная образовательная деятельность( комплексно - интегрированное  занятие)  в подготовительной группе. «В гостях у сказки»...

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки» с элементами ТРИЗ

Основы ТРИЗ были заложены в СССР еще в 40-50-х годах ХХ века. С тех пор она превратилась в универсальную науку. Используя данную методику в развитии речи, решается задача обучения составлению детьми т...