Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
консультация на тему

Шульгина Валентина Константиновна

Консультация для педагогов.

«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».

Умение правильно воспринимать литературное произведение не приходит к ребёнку само собой, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Важно у детей формировать способность слушать произведение и находить в нём мораль.

Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы:

1.Чтение художественных произведений.

2.Беседа по прочитанному.

3.Повторное чтение.

4.Дискуссия по прочитанному.

5.Проигрывание ситуаций.

6.Выставки книг, творческих работ, рисунков к прочитанному.

7.Театрализация.

8.Праздники и развлечения.

9.Придумывание сказок, рассказов.

Используя художественную литературу, мы обязательно обращаем особое  внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет педагогу проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и  представления детей. Так как у ребёнка мало жизненного опыта он не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому нужно провести этическую беседу о прочитанном. Также нецелесообразно ставить перед детьми много вопросов - это будет мешать им осознать главную идею художественного произведения, снизит впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, поведению героев, их переживаниям, их внутреннему миру. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Поэтому педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высоко - художественными и содержали глубокую мысль.

Критерии отбора книг для чтения:

- Идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- Высокий художественный уровень, литературная ценность ( критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);

- Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);

- Занимательность сюжета, простота и ясность композиции;

- Конкретные педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».

Умение правильно воспринимать литературное произведение не приходит к ребёнку само собой, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Важно у детей формировать способность слушать произведение и находить в нём мораль.

Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы:

1.Чтение художественных произведений.

2.Беседа по прочитанному.

3.Повторное чтение.

4.Дискуссия по прочитанному.

5.Проигрывание ситуаций.

6.Выставки книг, творческих работ, рисунков к прочитанному.

7.Театрализация.

8.Праздники и развлечения.

9.Придумывание сказок, рассказов.

Используя художественную литературу, мы обязательно обращаем особое  внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет педагогу проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и  представления детей. Так как у ребёнка мало жизненного опыта он не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому нужно провести этическую беседу о прочитанном. Также нецелесообразно ставить перед детьми много вопросов - это будет мешать им осознать главную идею художественного произведения, снизит впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, поведению героев, их переживаниям, их внутреннему миру. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Поэтому педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высоко - художественными и содержали глубокую мысль.

Критерии отбора книг для чтения:

- Идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- Высокий художественный уровень, литературная ценность ( критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);

- Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);

- Занимательность сюжета, простота и ясность композиции;

- Конкретные педагогические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...

Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Умение правильно  воспринимать  литературное  произведение, осознавать содержание и  элементы «нравственного урока» не  приходить  само  собой: его...

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственног...