Рекомендации психологам по консультированию родителей
методическая разработка по теме

Королева Елена Викторовна

Особое внимание мы уделим вопросам оказания консультативной помощи родителям, так как именно это направление консультативной работы вызывает у психологов затруднения.

Как же давать рекомендации родителям? В первую очередь специалисту не следует пользоваться научной терминологии непонятной обывателю, во-вторых, все рекомендации должны быть индивидуально ориентированными и иметь практическую значимость. Остановимся на основных целях, к которым  должен стремиться психолог при проведении консультативной работы с родителями.

Интенсивность и энергия враждебности, порождаемые новыми жизненными обстоятельствами, снижаются, когда существует настоящая привязанность между членами семьи. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера помогут ребенку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие. Для родителей, стремящихся к тому, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более важной задачи, чем установление с ним гармоничных отношений. Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти у него на поводу и каждый раз умиляться его поступками. Родители могут сердиться, ими может овладеть раздражение, тревога или беспокойство — все это создает дополнительные трудности при общении с детьми. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что какими бы достоинствами или недостатками ни обладал ребенок, характер взаимоотношений с ним является наиболее действенным средством, определяющим его эмоциональное состояние и влияющим на его душевное развитие. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничными на протяжении всего периода воспитания ребенка: от младенчества до юности Положительная эмоциональная среда способствует развитию ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_psihologam_po_konsultirovaniyu_roditeley.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психологам по консультированию родителей

Особое внимание мы уделим вопросам оказания консультативной помощи родителям, так как именно это направление консультативной работы вызывает у психологов затруднения.

Как же давать рекомендации родителям? В первую очередь специалисту не следует пользоваться научной терминологии непонятной обывателю, во-вторых, все рекомендации должны быть индивидуально ориентированными и иметь практическую значимость. Остановимся на основных целях, к которым  должен стремиться психолог при проведении консультативной работы с родителями.

Интенсивность и энергия враждебности, порождаемые новыми жизненными обстоятельствами, снижаются, когда существует настоящая привязанность между членами семьи. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера помогут ребенку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие. Для родителей, стремящихся к тому, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более важной задачи, чем установление с ним гармоничных отношений. Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти у него на поводу и каждый раз умиляться его поступками. Родители могут сердиться, ими может овладеть раздражение, тревога или беспокойство — все это создает дополнительные трудности при общении с детьми. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что какими бы достоинствами или недостатками ни обладал ребенок, характер взаимоотношений с ним является наиболее действенным средством, определяющим его эмоциональное состояние и влияющим на его душевное развитие. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничными на протяжении всего периода воспитания ребенка: от младенчества до юности Положительная эмоциональная среда способствует развитию ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах.

1. Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Прежде всего необходимо научиться снижать интенсивность, длительность переживаний и ограничить их последствия. Чрезмерное неудовольствие является источником всех форм враждебности, поэтому его предотвращение способствует смягчению агрессии в поведении ребенка. Лучше всего смягчать враждебность ребенка на ранней стадии ее возникновения. Что может вызвать неудовольствие ребенка? Да что угодно, начиная от физической боли, неудовлетворенности основных базовых потребностей и заканчивая серьезными внутренними переживаниями. Конкретно же эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность и ярость и предназначены. Следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим. Даже в лучших семьях при воспитании нужны ограничения в удовлетворении отдельных потребностей ребенка, а следовательно, малыш не может развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования. То есть родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже если они воспитывают их с любовью и делают все для их морального роста и развития. Общение с ребенком облегчается, если уровень враждебности низкий. Но в принципе подобные проявления неизбежны. Можно снизить частоту возникновения и интенсивность враждебности и таким образом защитить детей от приступов чрезмерной агрессии.

2. Разрешение быть в разумных пределах независимым. Предотвращение опасных для ребенка ситуаций не должно чрезмерно ограничивать его активность, так как это увеличивает вероятность развития чувства враждебности. Прежде всего необходимо понимать и уважать потребность ребенка в соответствующей возрасту самостоятельности, в исследовании окружающего мира, не забывая при этом об ограничениях и помощи в овладении способами саморегуляции. Активность ребенка следует поощрять, будь то спорт или художественное творчество, или учеба. Самостоятельность благотворно влияет на формирование личности ребенка, и первыми учителями и помощниками здесь становятся родители. Чрезвычайно важно научиться определять, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно, а когда ему нужна помощь. Важно поощрять стремление ребенка принимать решения без помощи родителей.

3. Установление ограничений. Ограничения часто являются камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми. Заботясь об интересах ребенка, взрослые без особой необходимости устанавливают жесткие рамки запретов, которые вызывают протест, а значит, создают почву для возникновения враждебности. Однако одни ограничения являются конструктивными, другие — нет. Запрет должен быть ясным и понятным, сопровождаться объяснением причин и при этом быть достаточно твердым. Когда это необходимо, ограничения должны навязываться и поддерживаться. Однако диктат не должен быть постоянным. Если родители сочли какие-то ограничения необязательными, их следует отменить. Наказывая ребенка, надо относиться к нему с уважением, объяснять ему, зачем нужно соблюдать правила поведения и не нарушать пределов дозволенного. Унижающие наказания хотя и дают одномоментный эффект, но цена их может оказаться слишком высокой из-за отрицательного влияния на чувства собственного достоинства и благополучия, на усвоение норм поведения и развитие способности к конструктивному внутреннему контролю. Отменяя привилегии в качестве наказания, следует избегать формального подхода — ребенок должен лишиться того, что действительно доставляет ему удовольствие. Дети часто притворяются безразличными, когда сталкиваются с потерей одного из своих любимых занятий. Иногда они делают это из протеста, желая, чтобы родители почувствовали свое бессилие. Так что при отмене привилегий следует полагаться скорее на свое знание ребенка и его пристрастий, чем на его реакцию на ваши действия.

4. Обучение ребенка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, — ключевая задача воспитания. Знание разных аспектов агрессивности, ее положительных качеств, вырабатывающих в ребенке настойчивость в достижении цели, в преодолении препятствий и адаптации к обстоятельствам, и в то же время отрицательных, причиняющих вред и разрушающих личность, способствует определению приемлемых форм проявлений враждебности. Зная, что источником агрессивности является чрезмерное неудовольствие, родители постараются устранить моменты раздражения, не допустить стрессовых состояний ребенка. Враждебно настроенный ребенок не есть «воплощение зла», его агрессивность — результат неумения сдерживать свои эмоции и приемлемыми средствами показать свое неудовольствие и раздражение. Помогая ребенку выразить негативные чувства, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.

5. Преодоление вспышек раздражения и ярости. Обучение детей самоконтролю — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для родителей. Детские вспышки раздражения (припадки ярости) являются для родителей серьезной проблемой. Из-за способности причинять чрезмерное страдание вспышки ярости генерируют в ребенке больше враждебности, чем в иных случаях. Припадки ярости дезорганизуют, подавляют детей, внушают им (а зачастую и родителям) чувства беспомощности и отчаяния. Мы настоятельно рекомендуем родителям не страшиться подобных приступов. Когда они случаются, уделяйте им особое внимание, оставляйте на время все свои дела. Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь первоочередное значение.

6. Снижение интенсивности переживания враждебности. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания могут также приводить к враждебности. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, независимо от того, выражается оно в явной или скрытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Чувство вины пробуждает потребность в жестоком наказании. Ревность инициирует желание мстить. Хотя родители могут и не суметь полностью справиться с такими переживаниями, они способны помочь ребенку в этом, подавляя их интенсивность.

Р. Кэмпбелл (1997) выделяет пять способов контролирования поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и т.д.). Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать его достоинство. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует противоположное мнение по вопросу использования наказания как фактора, способствующего контролю поведения. Скиннер (см. Хьелл, Зиглер, 1997) боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на наказании. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх,

антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности — это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там. где отсутствует тот, кто может наказать. Вместо использования наказания Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, они более пригодны для формирования

поведения человека.

Помимо вышеперечисленных методов стимулирования изменения поведения, существуют и следующие психолого-педагогические приемы.

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание ребенка влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Ребенок, оценивая полученную информацию, или утверждается в своих взглядах, позиции, или корректирует ее.

Стимулирование — метод, в основе которого лежит формирование у ребенка побуждений деятельности, то есть определенных мотиваций.

Внушение — это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушать — значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в психолого-педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют позитивную или тормозят негативную деятельность ребенка и проявление у него определенных качеств.

Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Требование-совет, Это обращение к сознанию ребенка, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости изменения негативного поведения. Совет будет принят, когда ребенок воспринимает своего наставника как авторитетную личность и мнением которого дорожит.

Требование в игровом оформлении {требование-игра). Используется присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень мастерства.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение взрослых владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не научились управлять собственным гневом. Вследствие этого их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследователи дают образцы возможных способов поведения в критических ситуациях, но все они могут быть применимы только с учетом индивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Так, «лекарство» для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Они советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

Далее даны рекомендации родителям, направленные на формирование адекватного поведения в период, когда они чем-то огорчены, разгневаны. Данные рекомендации можно разместить на специальном стенде в школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация побудит взрослых уделять больше времени самовоспитанию.

Рекомендации родителям

  1. Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний типа: «Если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!» Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка в целом. Если ребе
    нок просит вас пообщаться с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь за его назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете просьбу ребенка, и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете, И еще один важный момент —не надо откупаться от ребенка дорогими вещами, подарками и т.п. Для него гораздо важнее ваше непосредственное внимание.
  2. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами, в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек или действий безобидных для окружающих (можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса — если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее). Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет на словах объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание «ужасным» поведением. Помните: взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок. Он может лишь предполагать, основываясь на опыте наблюдений за собой и окружающими, что означает его поведение.

3.        Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, а следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

  1. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей(одноклассников, родственников, приятелей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
  2. Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.

6.        Необходимо устанавливать правила поведения в доступной для ребенка форме. Например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет».

7.        Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда он ведет себя должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит говорить: «Хороший мальчик (хорошая девочка)». Скажите: «Мне нравится, как ты поступил»,   «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу спокойно оставлять вас вместе».

8.        В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказко-терапии. Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним историю, в которой он будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребе
нок ведет себя достойно и заслуживает похвалы. Поговорите с ним в тот момент, когда он спокоен, не нервничает.

9.        Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам общения с другими людьми прежде всего путем наблюдения за поведением окружающих (в первую очередь родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.

Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчив...

«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...

Семинар для педагогов-психологов ДОУ Тема:"Консультирование родителей детей с ОВЗ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Методическое объединение педагогов-психологов ...

Рекомендации психолога педагогам и родителям.

Рекомендации психолога  педагогам и родителям.  1.Обеспечивать реальный успех ребёнка в каком – либо виде деятельности.2.Меньше ругать и больше хвалить.3.Не сравнивать ребёнка с д...

Рекомендации педагогу-психологу при консультировании на тему "У моего ребенка нет друзей"

Рекомендации по развитию общения детей в дошкольном периоде...

Сборник памяток педагога-психолога для консультирования родителей воспитанников в детском саду

В разработку собраны несколько памяток педагога-психолога по типичным темам для консультирования родителей и педагогов....

Прозрачный мольберт и другие средства арт-терапии в консультировании родителей педагогом-психологом

Возможности использования средств арт-терапии при консультировании родителей и детей любого возраста, с различными трудностями. А также их преимущества при установлении доверительного контакта с психо...