СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-
статья на тему

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие ребенка заключается в процессах социализации и индивидуализации, происходит погружение ребенка и в предметный мир и в социальное пространство отношений через общение с близкими, окружающими людьми и сверстниками [3]. Особое внимание при этом уделяется тем этапам развития ребенка, в период которых закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление ребенка. Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Социализация способствует усвоению ребенком норм поведения, навыков, мотивов, ценностей и норм, которые свойственны его культуре. Одним из основных направлений социализации является игровая деятельность. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mama.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Милевская Н.В.. Воспитатель

МБДОО детский сад №3

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие ребенка заключается в процессах социализации и индивидуализации, происходит погружение ребенка и в предметный мир и в социальное пространство отношений через общение с близкими, окружающими людьми и сверстниками [3]. Особое внимание при этом уделяется тем этапам развития ребенка, в период которых закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление ребенка. Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Социализация способствует усвоению ребенком норм поведения, навыков, мотивов, ценностей и норм, которые свойственны его культуре. Одним из основных направлений социализации является игровая деятельность. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний.

Данная тема является актуальной в связи с обнаруженными трудностями социализации старших дошкольников посредством игровой  и иной деятельности. Исследование процесса социализации в современных условиях доказывает, что при добавлении игровой деятельности в более младшем возрасте основное внимание уделяется традиционной парадигме.

Успешная социализация старших дошкольников является сложным процессом и сложным структурным образованием, которое отражает потребности ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений и актуализации собственного опыта. Разнообразие вариаций игровой деятельности и ее результатов проявляется в повышении познавательных способностей, исправлении недостатков или отклонений личностного развития, развитию умения ориентироваться в социальной действительности и осваивать всю систему межличностных и иных отношений. Именно в старшем дошкольном возрасте вводятся игры переходят на уровень ролевых, при этом тематика игр, ролей, игровых действий, правил игр становятся более разнообразными. При обилии такого рода игр у детей происходит развитие трудовых умений и навыков, так же дети осваивают физические свойства предметов и активно развивается практическое мышление. Ребенок учится планировать свои действия, развивается моторика и ручные движения, умственные навыки и воображение [2]. Дети старшего дошкольного возраста учатся справляться с собственными эмоциями, познают их и получаются опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей появляется осознанность в поведении и действиях, закрепляются позиции типа «Я и общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни.

Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, обеспечивающая развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности  и практического опыта, выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: 1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей. 2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. 3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования упоминается о «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» [4]. Требования так же имеются и к развивающей предметно-пространственной среде: - предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а также возможность для уединения; - развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной. Воспитатель в ходе своей работы должен создавать адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, которая будет благотворно влиять на игровую деятельность детей, обогащать ее и влиять на социализацию. Воспитатель в детском саду играет роль главного помощника в социализации ребенка, успешный  результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, внимания в группе детского сада. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе. Но только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей [1].

Для успешной социализации ребенка и становления его гармоничной личности необходимо содействие не только в группе детского сада, но в семье. Такие институты социализации как семья и детский сад играют большую роль в социально-психологической адаптации ребенка и значительно влияют на поведение ребенка в дальнейшей жизни, обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Ранняя социализация ребенка выразится в готовности к школе и свободном общении со сверстниками и взрослыми.

  Список литературы

  • Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / Ю. В. Миклаева.- М.: А-Пресс, 2004. — 236 с.
  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008.
  • Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А. Д. Попова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 477-479.ммм
  • Токарев А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста  / А. А. Токарев, Ж. Р. Аленкина // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 520-523.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...

Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации  детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и...

Консультация для педагогов «Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира,  даст ощущение разнообразия и близости  друзей, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, есть т...