Статья «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»
учебно-методический материал по теме

Борисова Алла Михайловна

Вопросы сотрудничества семьи и детского сада,  задач приемственности в работе со школой, виды и формы взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.m._borisova_kontrolnaya_-_kopiya.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»

Семья, дошкольное учреждение и школа – три важных института воспитания, образования, развития и социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28].  Родительская любовь, как первоисточник жизни, даёт малышу «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости, открывает для него окружающий мир, ведет по ступенькам социального опыта «семья - детский сад-школа». Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52].         

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, это отражено в  Законе РФ «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. В успешном осуществлении этой большой и ответственной работы родителям помогает дошкольное образовательное учреждение.

 Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ, большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

 Проблема  взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2, с. 23].

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Педагоги часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Сегодня необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ, где в основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает  равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, развиваются и используются как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, педагоги  исходят из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. А высокий уровень подготовленности  родителей, совокупность их педагогических знаний и навыков, потребность воспитывать детей грамотно - предполагает вовлечение родителей в более активные и оригинальные формы сотрудничества.

Сегодня  в ДОУ все большее предпочтение отдается нетрадиционным формам работы с родителями, которые         можно разделить на 4 вида:  познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

1. Познавательные. Их целью является обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания. Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания, педагогические брифинги, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

1.1. «Педагогическая лаборатория» - проводиться в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкетирование «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение  намеченных мероприятий, или анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель больше  узнал о ребенке, его особенностях. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год. Слушают предложения родителей, о помощи и поддержке, которую  они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

 1.2. «Читательская конференция». Воспитатель проводит  подготовительный этап перед собранием, где родителям дается  задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков. Родители комментируют  это высказывания и дают свои советы по проблеме, как они ее решают, чем руководствуются в своих действиях. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

1.3. «Творческие мастер – классы».  Собрание проходит в виде  консультаций нетрадиционной формы. Педагог предлагает родителям тему для беседы, в процессе которой не только  делиться своими знаниями, умениями, опытом, но и наглядно демонстрирует  возможные способы творческого взаимодействия родителей и детей. Например: в логопедических группах  нашего сада был проведен творческий мастер-класс на тему «Развивающая игрушка своими руками. Развиваем мелкую моторику - развиваем речь». В процессе беседы родители получили  не только важную информацию о способах и приемах развития мелкой моторики и речи детей, но и самостоятельно, под руководством педагога изготовили кукол «девочка-колокольчик» по мотивам народной игрушки.  По окончании этого собрания родители выразили желание сделать таких кукол дома вместе со своими детьми и часть игрушек передать в подарок в группу детского сада.

1.4. «Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог, медицинские работники  и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, здесь могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, обсуждается тема детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, показывают игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей сами смогли помочь  своим детям.

1.5.  «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Проводится  анкетирование по теме, затем «живая» дискуссия, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами их разрабатывают.  Например, проводится собрание родителей леворуких детей, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, затем проблема обсуждается со всех сторон. Обсуждаются психологические и медицинские проблемы, связанные с леворукостью, приглашаются специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка,  предлагаются различные задания для леворуких детей, для гармоничного развития  моторики  обеих рук.

1.6. «Собрание - совещание». Организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогических и организационных  вопросов с участием родителей, воспитателей, администрации, представителей заинтересованных сторон.

1.7. «Собрание – выставка». Час фантазии, творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения. Проводится демонстрация работ детей, выполненных самостоятельно, в небольших группах, а так же  с участием родителей и педагогов.

 1.8. «Открытое родительское собрание», проводится  в нашем саду с приглашением всех, кто заинтересован в решении поставленной проблемы, обсуждении волнующей темы, внесении интересующего  вопроса. От обычного общего собрания оно отличается возможностью присутствия, не только родителей или законных представителей, но и любимых бабушек и дедушек, заботливых крестных, любящих тетушек и дядюшек, т.е. всех, кто любит и заботится о ребенке и принимает посильное участие в его судьбе.

2. Информационно – аналитические. Их цель - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Здесь перед педагогами стоит задача по сбору, обработке и использованию информации о семье воспитанника, общекультурном уровне  родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношений в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации, для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку и построения грамотного общения с их родителями.

Выполнить эту задачу можно с помощью анкетирования, социологических опросов, применения приема «Почта доверия».

         «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского комитета, либо в виде консультаций, как в письменной, так и в устной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда не хватает времени встретиться лично.

        Но время  и прогресс идет вперед и в нашем детском саду мы используем электронную «Почту доверия». Её плюс в том, что родители, которые в силу тех или иных причин не могут обратиться напрямую к педагогам и специалистам или посещать собрания, посредством электронной почты имеют возможность получать необходимую информацию, задавать вопросы и получать на них ответы.

3. Досуговые: Цель -  устанавливать теплые доверительные  отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. По данному направлению можно организовать:  праздники, которые можно закончить чаепитием,  развлечения, спектакли и конкурсы,  знакомство с профессиями родителей, празднование дней рождения,  выставка семейных коллекций, ярмарка  семейных традиций, выпуск семейных газет, акции.

        Акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это не только бережное отношение к старым вещам, при этом,  дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души, доброты сердца.

4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, которые могут помочь пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, правильно оценить деятельность педагогов.

        Формы проведения - информационные проспекты и брошюры для родителей, организация дней  «Открытых дверей» с открытыми просмотрами занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, создание сайтов детского сада, групп, отдельных специалистов,  организация библиотек-передвижек, фотовыставок, семейных и групповых фотоальбомов, эмоциональных и родительских уголков.

        Наглядно - информационные формы работы носят ознакомительно-просветительский характер. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его информации.

        Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир, подготавливая его к новой  роли – роли ученика  начальной школы.

        Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно новую ступень своего развития. Одной из  задач дошкольного образования  является подготовка детей к обучению в школе, а одним из вопросов, требующих комплексного решения - создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

        Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К. Крупской, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.Ф. Говорковой, А.П. Усовой, Я.Л. Коломинского, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, В.Д. Лысенко, Н.Н. Поддъякова, В.А. Силивон, и др.

        Преемственность - непрерывный процесс развития, воcпитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это cвязь между различными ступенями развития.

        Специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения, а для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. 

Основными  задачи  преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

 Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются: 

1. Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций.

2. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений.

3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей.

4. Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и 1 класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу 1 класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении  дошкольников.

5. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей.

6. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.

7. Совместная подготовка к конференциям, организация выставок.

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

        Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для этого необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений, школы и семьи.

        Все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшается качество  обучения детей в  школе и  подготовка в дошкольном учреждении.  В этом случае будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ

  1. общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;
  2. групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;
  3. лектории для родителей,
  4. педагогические консультации;
  5. семинары;
  6. открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;
  7. тестирование («Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»);
  8. анкетирование («Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника»);
  9. беседы и рекомендации по подготовке к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ребенка).
  10. совместные праздники;
  11. встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Итак, взаимодействие детского сада, семьи  и школы – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания и образования детей. Взаимодействие родителей и детского сада и школы  редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Только совместными усилиями мы, взрослые, можем сделать все от нас зависящее, чтобы дети могли успешно пройти свои первые жизненные ступеньки.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. ФГОС ДО.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4. – 66с.

  1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  2. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
  4. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
  5. http://Усть - Колбинский детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка"

Рассказано о взаимодействии семьи, школы и детского сада...

«Анализ, описание и результативность технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы»

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития....

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта

Истринский профессиональный колледж - филиал государственного образовательного учреждения высшего образования московской области " Государственный гуманитарно-технологический университет", П...

ПРОЕКТ на тему « Взаимодействия семьи,детского сада и начальной школы.»

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодейст...

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы

В данной статье в сжатой форме описывается технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы....