Инновационная деятельность. Проект «Внедрение Песочной терапии в ДОУ»
проект на тему

Акулова Анастасия Сергеевна

песочная терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_pesochnoy_terapii.docx18.62 КБ
Файл volshebnaya_pesochnitsa.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность. Проект «Внедрение Песочной терапии в ДОУ»
Инновационная деятельность. Проект «Внедрение Песочной терапии в ДОУ»

Проект «Внедрение песочной терапии в ДОУ».

Структура проекта

Актуальность.

В наше время все больше набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление ФГОС дошкольного образования, которые требуют “принципа интеграции образовательных областей. Интеграция базируется на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в песок, рождаются разные образы и появляются композиции. При игре с песком невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Не нужно особых навыков и умений.

Цель:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

• Организовать работу с песочницей;

• Разработать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;

• Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

• Развитие умений элементарного самоконтроля своих действий;

• Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;

Предполагаемый результат:

• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения) ;

• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

• Формирование самосознания и адекватной самооценки;

• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

• Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

• организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап –поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Проведение диагностики дошкольников, анкетирование родителей, анализ полученных данных. Создание банка идей. Подбор оборудования и пособий для обогащения образовательного процесса. Планирование деятельности.

Основной этап – реализация проекта.

Заключительный этап –подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и обобщение полученных данных.

План работы

Подготовительный этап

3-4 недели сентября:

-Анкетирование родителей;

-Диагностика дошкольников;

-Анализ данных;

-Подбор оборудования для песочной терапии

-Изготовление светового ящика для игры в песок

-Составление структуры занятия.

Основной этап

С октября по 1-2 недели декабря.

Занятия проходят 2 раза в неделю. В работу включаются как индивидуальные так и групповые занятия.

Виды занятий (чередуются) :

-Исследовательская деятельность;

-Моделирование;

-Релаксация;

-Игры ТРИЗ

Так же по мере необходимости планируются внеплановые занятия для снятия нервного возбуждения, перенапряжения, агрессии и страхов.

Работа с родителями 1 раз в неделю:

-Посещение занятий;

- Круглые столы;

-Деловые игры.

Заключительный этап

3-4 недели декабря

-анкетирование родителей;

-Диагностика дошкольников;

-Анализ данных и сравнение результатов

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.



Предварительный просмотр:

Программа по песочной терапии "Волшебная песочница" 

Психология

 

 

Программа по песочной терапии Волшебная песочница

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи    и  избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка,  разрушает его, создает новый   и снова,  и снова…, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит .

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно.

В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.

Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок  строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

Песочная терапия  помогает:

v справиться со страхом и неуверенностью,

v вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах,

v активизировать творчество и спонтанность.

Решаемые проблемы у детей:

v агрессивное поведение,

v страхи,

v трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой жительства семьи или при изменении ее  состава,

v специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье,

v проблемы общения со сверстниками,

v вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка),

v патологические привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос и др.),

v конфликты между братьями и сестрами,

v нарушение поведения, ухудшение здоровья или плохое настроение у ребенка при  поступлении в детский сад,

v гиперактивность и нарушение концентрации внимания,

v упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,

v тревожные состояния,

v робость, застенчивость,

v несамостоятельность ребенка,

v низкий самоконтроль,

v депрессивные состояния у детей,

Песочная терапия имеет и противопоказания.

v Уровень тревожности ребёнка   очень высок;

v Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;

v Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Учитывая всё вышеизложенное педагом – психологом ДОУ «Детский сад №5 «Петушок» разработана программа по песочной терапии «Волшебная песочница»

Актуальность данной психотерапевтической методики заключается в потребности обществом  эмоционально устойчивых , волевых, с позитивной Я-концепцией  личностей.

Цель:

* Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Задачи:

ü Формировать у детей представление об окружающем мире;

ü - формировать большую  ответственным в своих действиях и поступках;

ü - выработать большую способность к самопринятию;

ü - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

ü - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

ü - развить более позитивную Я-концепцию;

Форма занятий

ü Групповая, индивидуальная

 

Методы проведения занятий

ü Игры, упражнения, арт - терапия.

 

Ожидаемые результаты:

ü Дети легче адаптируются в коллективе;

ü Чувствуют себя более успешными;

ü Развита более позитивная Я-концепция;

ü Выработана способность к самопринятию;

ü Развита правильная самооценка и вера в самого себя;

ü Развита сензитивность к процессу преодоления  трудностей.

Режим занятий:

Индивидуальные занятия: 15-25 минут

Групповые занятия: 15-30 минут

Занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий  в соответствии с возрастным цензом детей.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Название темы

группа

1

Построение песочных картин:

· Дом, который красивее всех;

· Морское царство

· Магазин интересов

· Зоопарк

 

средняя

· Путешествие Золотой рыбки

· Аленький цветочек

· На юге

· Сказочный город

старшая

 

· Путешествие в песочную страну

· Игра в хороших и плохих

· Потоп

· Город - звезда

подготовительная

· В мире животных

· Главная – вода

· Расти репка на песке

· Море

I и II младшая

Занятия по песочной терапии

«В гостях у песочной Феи»:

· «Маленькие волшебники – мы создаем мир»

· Путешествие в песочную страну

· Игра в хороших и плохих

· Вместе мы – одна семья

 

 

 

подготовительная

· Путешествие золотой рыбки

· Сказочный город

· К нам приехал Цирк!!!

· Мои любимые сказки

старшая

· Царство Нептуна

· В гостях у сказки

· Город маленьких человечков

· Аленький цветочек

средняя

· Зоопарк

· Дом, в котором счастливы все

· В гостях у морской Феи

· Теплые лучики солнца

I и II младшая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Внедрение Песочной терапии в ДОУ»

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ....

Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Инновационный образовательный проект"Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...