Поддержка и признание определяющей роли семьи в воспитание и развитие детей
статья по теме

Жиженкова Светлана Геннадьевна

Признание главенства семьи в вопросах воспитания  детей  даёт возможность на изменение связей ребёнка с миром, людьми, что  способствует формированию активной жизненной позиции каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_semeynogo_vospitaniya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Поддержка семейного воспитания в условиях детского сада, на основе признания определяющей роли семьи, повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании»

Жиженкова Светлана Геннадьевна

  Приоритеты государственной политики в области воспитания РФ направлены на реализацию задачи по  формированию новых поколений, обладающих знаниями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному  созиданию и защите Родины. Такие стратегические ориентиры воспитания чётко сформулированы Правительством и  Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 29.05.2015г. №996-р  в Распоряжение «Об утверждении Стратегии воспитания в  Российской Федерации на период до 2025 года».

   Необходимо определить комплекс действий, направленных на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей: духовно-нравственные, ценностно-смысловые ориентиры, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальные и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

   Большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям.  Воспитательная работа в ДОУ как никогда  должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

 Мобилизуя необходимые меры, оценивая роль  Стратегии  развития и воспитания РФ и её эффективность  МБДОУ «Детский сад «Радуга» не мог остаться в стороне.  Так как детский сад - новый период в жизни ребенка и для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Большую роль педагоги нашего детского сада уделяют  поддержке семейного воспитания в условиях детского сада, на основе признания определяющей роли семьи, повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании  является важной задачей на современном этапе.

 В детском саду разработана целая система мероприятий,  важной составляющей является  создание мер по реализации Стратегии  развития и воспитания в РФ на период до 2025г.

 Их  целью и задачами  является   формирование  устойчивых духовно-нравственных свойств личности воспитанников,  повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании и   являются  неотъемлемой частью образования, которые включены в годовой план.

Мы проанализировали  организацию воспитательной работы в дошкольном учреждении и провели анкетирование среди родителей в каждой возрастной группе, которое помогло оценить удовлетворённость родителей условиями воспитательной работы в ДОУ.  В итоге получили  следующие результаты, которые помогли нам  пересмотреть и повысить эффективность воспитательной деятельности с детьми   в условиях ДОУ:

1.  Обновление всего воспитательного процесса, т.е. созрела необходимость обновления содержания воспитания, внедрение новых форм и методов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям с целью  повышения социального статуса отцовства и материнства;

2. Полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных программ;

3. Расширение вариативности воспитательных систем и технологий, с учётом его потребностей и интересов и способностей.

2. Признание  главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, людьми, формирующей активную позицию личности;

3.  Сохранение и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учётом традиционных религий в России;

4. Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания,  как среди педагогов, так и родителей;

5. Обеспечение условий и для оказания методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

6. Повышение квалификационного образовательного уровня педагогов, используя различные формы обучения:  курсы повышения   квалификации,  дистанционное или заочное обучение в высших учебных заведениях и  самообразования.

С целью повышения воспитательной деятельности в  детском саду разработана  система мероприятий.  Запланированы и реализуются традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями по данной проблеме.   Их  целью и задачами  является   формирование  устойчивых духовно-нравственных свойств личности воспитанников,  повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании и   являются  неотъемлемой частью воспитательной  работы.

  Результаты работы позитивного развития детей, сотрудничество организации семьи в  вопросах воспитания и развития нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании мы отражаем в новостях на сайте ДОУ.  

   Так в каждой возрастной группе  планируется   работа с детьми и их семьями  и вырабатываются те семейно-групповые традиции, которые соответствуют их запросам и интересам с учетом современных требований общественно-государственных систем воспитания.  Это: дни рождения детей, выставки, совместные праздники, субботники творческая, познавательная, двигательная  деятельность  и другие мероприятия.  В рамках Всероссийского экологического субботника "Зеленая весна - 2015", мероприятие, которое посвящено 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов на территории детских площадок, были высажены саженцы  сосен и дубов, предоставленные родителями наших воспитанников.  Переоценить значение такой работы невозможно.

Их цель: объединить усилия детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей, используя семейно - групповые традиции.

В качестве приоритетных задач выделили следующие:

  • оказать помощь родителям в сохранении, развитии и создании новых семейных традиций для нравственного воспитания детей;
  • проявлять интерес к увлечениям родителей, положительному опыту семьи, семейным традициям;
  • ознакомить с традициями группы, обучать родителей умению общаться, обогащать социальный опыт детей в совместных делах и игровых развлечениях;
  • формировать первоначальные представления о нравственных ценностях (добро, честь, совесть, трудолюбие, милосердие и др.) средствами семейно-групповых традиций.

Практикуем такую форму работы с родителями, как  родительский клуб. Вот  уже четыре года   деятельность родительского клуба «Растём вместе» группы «Знайки» являются  неотъемлемой частью воспитательной  работы  в условиях ДОУ.  

Целью деятельности родительского клуба «Растем вместе!»: установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей и обучению взаимодействия с детьми.      На заседаниях клуба  обсуждаются вопросы позитивного опыта по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста коллективно планируются следующие заседания. 

      В рамках работы клуба состоялась встреча родителей и квалифицированных специалистов - дефектолога, психолога, логопеда, с целью получения   консультативной помощи в вопросах  развития детей.  Практическая помощь в организации совместной деятельности  с детьми в домашних условиях родителям была предложены творческие посиделки: (нетрадиционные техники выполнения работ): выливание фигур из гипса, работа с бумагой торцевание и оригами и мн.др.  

      Одной из форм работы по взаимодействию родителей и детей стали еженедельные «Родительские часы» для  воспитанников группы «Знайки», на которых родители с воспитателем  проводят игры, этические беседы, театрализованные и творческие вечера, конкурсы.

   Родители  активно участвуют  в постановке кукольных спектаклей, театральных постановках, создают декорации к спектаклям. Коллектив  родительского клуба «Растём вместе» показал кукольный  спектакль - сказку на новый лад «Теремок» и театральное представление  «Упрямый козлёнок» для  детей всего детского сада.  

    Опыт работы  родительского клуба «Растём вместе» в детском саду признан одним из лучших и эффективных форм работы поддержки семьи в целях воспитания и развития детей, популяризации культурных и семейных ценностей, изучение положительного семейного  опыта  воспитания детей.

Родительский коллектив клуба не собирается останавливаться на достигнутых результатах, в планах клуба есть много интересных идей. Многие родители воспитанников МБДОУ «Детский сад «Радуга» в этом году,   не задействованные в клубе, изъявили желание стать его новыми членами.

    Практикуются также  такие мероприятия,  как реализация различных совместных образовательных проектов. Можно отметить, что реализация   совместных проектов обеспечило и укрепило не только статус нашего учреждения, создало  атмосферу уважения к родителям, педагогам и родительскому вкладу в воспитание детей,  но способствовало укреплению традиционных семейных ценностей.  

  Четвертый  год в детском саду  реализуется экологический проект «Цветущий остров» в едином образовательном пространстве «Детский сад – семья».  В результате проделанной работы с семьями воспитанников в детском саду созданы и функционируют  экологические зоны практической направленности для воспитанников. Это мини-сад, мини-огород, «Лесная аптека», «Сказочная театральная и цветная полянка», озеленена  и благоустроена территория детского сада, планируется благоустройство спортивной площадки.

    Одной из мер по решению данной проблемы является работа с одарёнными детьми в тесном сотрудничестве с  родителями.  В течение 2014-2015, 2015-2016 учебного года дополнительная работа с одаренными детьми, являлась одним из важнейших  аспектов  совместной деятельности взрослых и детей в МБДОУ «Детский сад «Радуга». Целью работы являлось  расширение спектра возможностей по выявлению и развитию творческих способностей,  апробация и реализация интересов, наклонностей и способностей, интеллектуально-творческого потенциала среди одарённых воспитанников. Использовались  различные формы работы творческого, исследовательского характера. С этой целью проводятся различные мероприятия:  КВН, поэтические встречи с земляком поэтом  И.Г. Лукьяненко, героем ветераном войны Руденко Степаном Ивановичем, конкурсы   декламаций «Дети читают стихи», развлечения, посвящённые календарным праздникам, эстафеты, конкурсы, кружковая деятельность. Совместное выполнение творческих заданий  на  конкурсах разного уровня, таких как   Всероссийский  конкурс «Звёздочки в ладошке», «Солнечный круг», «Витамины для здоровья», городской  конкурс «Безопасность глазами детей», муниципальный экологический конкурс «Птичка невеличка», «Театральный калейдоскоп», творческие конкурсы на уровне ДОУ «Новогодняя игрушка», «Что нам осень подарила»,        шашечные турниры, олимпийские спортивные игры, позволило одарённым воспитанникам осознать значимость своих достижений. Практиковали  также следующие формы работы: проведение совместных праздников и НОД, экскурсий, постановка спектаклей, мастер классы, игры.

   Для оказания методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей функционирует консультационный пункт  для родителей воспитанников на сайте ДОУ.

   Привлечение родителей  к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения является  одной из основных мер воспитательной работы. С этой целью организуются мероприятия: традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления, НОД  с насыщенным  духовно – нравственным  содержанием по основным разделам   программы. Так же  организована  кружковая деятельность  с детьми старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» и «Капитошка»

   На базе МБДОУ «Детский сад «Радуга»        творческая группа педагогов активно апробировала работу   по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по развитию и  воспитанию детей»

       Целью деятельности  является создание условий для профессионального общения педагогов  ДОУ, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков по формированию профессиональной компетентности в вопросе взаимодействия с родителями воспитанников.

      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей в вопросах взаимодействия с родителями по решению проблем    воспитания и развития детей, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;

- разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов и сценариев  по проблеме взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста по образовательной деятельности и т.д;

- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников в различных видах деятельности;

- создание условий для повышения творческого потенциала педагогов, их самореализации и социализации;

- обобщение и пропаганда результатов работы, творческий рост педагогов.

  На заседаниях  решаются вопросы коллегиально, каждый педагог участвует, в разработке изучаемой темы. Педагоги представляют собственные практические материалы, выполняют  задания руководителя и коллектива группы, высказывают свое мнение по предложенным материалам. Заседания творческой группы проводятся не реже 1 раза  в квартал.

В результате работы создан банк практического материала из опыта работы по проблемам воспитания и развития детей в едином образовательном пространстве «Детский сад – семья».     Практика показывает, что совместная работа педагогов ДОУ по разрешению профессиональных проблем, трудностей в вопросах взаимодействия с родителями по решению проблем    воспитания и развития детей, оказание помощи друг другу в овладении инновационными процессами,  разработке, составление, апробации и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов и сценариев  способствует повышению их творческого потенциала, самореализации и социализации в этом вопросе.

   В этом году педагогам  ДОУ предстоит продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников в данном направлении.  Активная жизненная позиция наших родителей и педагогов их заинтересованность  и участия в жизни детей расширяет возможности и играет ведущую роль в гармоничном развитии ребенка и раскрытии его внутреннего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка

Статья о роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Программа развития дошкольного учреждения с точки зрения взаимодействия и сотрудничества с семьей....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии».

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии»....

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка

Семья-это главный институт воспитания, который играет важную роль в социализации ребенка.Именно семья определяет главные жизненные ценности ребенка и способствует его социализации....

"Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка "

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима....