Картотека наблюдений ОСЕНЬ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Митина Ольга Николаевна

сбоник наблюдений на прогулке осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_osen.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

О-1

Познакомить детей с характерными признаками осени: холодно, идет дождь, на улице лужи.

«Если на деревьях

 Листья пожелтели,

 Если в край далекий

 Птицы улетели.

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года

Осенью зовётся»

                                          (М. Ходякова.)

О-2

Понаблюдать за воробьями. Рассказать о характерных внешних признаках птицы. (Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает, клюёт зёрна, хлебные крошки.)

О-9

Обратить внимание на издаваемые птицами звуки (воробей чирикает, голубь воркует, ворона каркает.)

О-3

Рассмотреть на клумбе астры. Определить из каких частей они состоят (стебель, лист, бутон, цветок).

О-4

Посмотреть, как идет дождь, от дождя на дорожках делаются лужи.
Прочитать потешку:

«Дождик-дождик,

Полно лить,

Наших детушек мочить.»

О-5

Обратить внимание на состояние погоды: солнышко светит, но не греет. Часто прячется за тучи, поэтому на улице холодно. Загадать загадку:

«Летит орлица по синему небу.

 Крылья распластала,

Солнышко застлала.»

(Туча.)

О-6

Обратить внимание на голубей. Отметить характерные внешние признаки птиц. (Голубь большая птица, по земле ходит, клюёт зёрна, хлебные крошки).

О-7

Обратить внимание на красоту осенних деревьев на участке. Понаблюдать за тем, как падают листья с деревьев и как они кружатся в воздухе.

«Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят...»

(В. Мирович.)

О-8

Предложить детям собрать красные листья клёна, зелёные-тополя, жёлтые - берёзы. Сравнить листья по форме, величине, окраске. Провести дидактическую игру «От какого дерева лист?»

О-10

На участке показать детям березу клен, рассказать, что у деревьев есть ствол, ветки, листья осенью с деревьев опадают. Слегка потрясти дерево, чтобы дети убедились, что листья падают с дерева. Предложить среди опавших листьев найти желтые маленькие листья берёзы и красные большие клёна. Вместе с детьми рассмотреть их.

О-11

Рассмотреть и сравнить на участке птиц (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).

О-12

В ветреный день обратить внимание детей на то, как ветер качает деревья.

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!»

(Я Аким.)

О-13

Обратить внимание детей на птиц. Рассказать детям, что с наступлением холодов птицы в поисках пищи приближаются ближе к жилью человека.

О-14

Показать детям золотые шары. Сравнить их с астрами (по форме, величине, окраске листьев, цветов).

 О-21

Обратить внимание детей на то, как ветер качает деревья.

О-15

Предложить послушать тишину осеннего парка. Спросить у детей, почему так тихо стало в парке.

« Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче, Солнышко не видно, Темны, темны ночи.»

(А. Плещеев.)

О-20

На участке понаблюдать за вороной. Сравнить ворону с воробьем по внешним признакам

О-31

Отметить состояние погоды, обратить внимание на первые заморозки.

«Назаре на розовой Землю подморозило, Лужицу студёную Корочкой задёрнуло.»

(Н. Саконская.)

О-16

Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки

О-17

Посмотреть, как идет дождь, от дождя на дорожках делаются лужи

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

 В лужице - смотри, смотри!-

Он пускает пузыри.

О-29

Из окна понаблюдать за дождём. Вспомнить, какой дождь был летом, отметить различие: осенью дожди долгие и моросящие. После дождя холодно. Часто дождь идёт вместе со снегом.

«Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла.»

(Я.Аким.)

О-19

Предложить детям посмотреть вверх на верхушки деревьев, спросить детей, видят ли они листья? Что они видят? Где вся листва, которая была на деревьях?

«Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.»

(А. Твардовский.)

О-22

С помощью вертушки определить силу ветра. Обратить внимание на то, что вертушка крутиться быстрее, если бежать по ветру, а не против него.

О-30

В ветреную погоду понаблюдать за движением облаков. Спросить у детей, почему они плывут.

О-23

На участке обратить внимание на деревья и кусты. На них нет листьев, лишь ёлочка стоит зеленая.

«Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзы и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен,

Видно смелая она!»

(О. Высотская.)

О-18

Рассмотреть с детьми ель. Обратить внимание на длину и цвет иголок. Сравнить ель с тополем.

«Все деревья облетели,

Зеленеют только ели...»          (В. Мирович.)

О-25

Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днём, вечером. Определить цвет неба.

О-26

Отметить состояние погоды: дует сильный ветер, гоняет по небу стаи туч, с криком в воздухе кружиться стая галок и ворон.

«Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо стонет тёмный лес

Полумрак на все ложиться;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон...»

(Н. Некрасов.)

О-27

Предложить детям на участке найти берёзу, тополь, клён. Обратить внимание на различный цвет стволов деревьев. Рассказать детям о том, что стволы бывают толстые и тонкие. Тонкий ствол можно обхватить одной или двумя руками, а толстый вдвоём, втроём. Предложить обхватить вначале тонкий ствол, затем толстый.

О-28

Обратить внимание детей на галок, ворон. Определить их величину, цвет, повадки. Послушать издаваемые звуки данных птиц. Рассказать детям, что с наступлением холодов птицы в поисках пищи приближаются ближе к жилью человека

О-24

Обратить внимание на покрытое тучами небо, они закрывают солнце, скоро пойдет дождь.

«Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...»             (А.Плещеев.)

О-32

Отметить состояние погоды: холодно, выпал снег, на улице холодно. На смену осени приходит зима.

«Первый снег!        

Первый снег!        

Он кружится,        

Легкий,        

Новый,        

У ребят над головой,        

Он успел платок паховый        

Расстелить        

На мостовой,

 Он белеет

Вдоль забора,.

Прикорнул на фонаре,-

Значит скоро,

Очень скоро

Полетят салазки с горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!                      (Я.Аким)

Наблюдения осенью

(старшая группа)

Наблюдения зимой

(старшая группа)

Наблюдения весной

(старшая группа)

Наблюдения летом

(старшая группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...