Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_samovar.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Конспект

образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Русский самовар»

(образовательная область: познавательное развитие»)

                                                                         Подготовила:

                                                                              Селиванова Т.В.

воспитатель I категории

Конспект

Тема: Русский самовар

Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

Задачи:

Образовательные задачи:

- расширить общий кругозор ребенка;

- обобщить знания детей о народных традициях;

- активизировать словарь детей;

- учить их чтить и уважать традиции своего народа.

Развивающие задачи:

- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

 - воспитывать культуру поведения за столом, любовь и уважение к традициям и культуре родного народа.

Оборудование:

презентация « Русский самовар»,  самовар, костюмы, чайные приборы, декорации, дидактический материал к играм «Собери картинку», «Заварим чай», «Разменяй монету», стаканы с водой, соломинки и блюдца по количеству детей, шаблоны самоваров для раскрашивания, кисти, краски, палочки ватные, цветные карандаши, сундучок.

Ход занятия:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им хорошее настроение.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Внимательно послушайте загадку:

Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос,

Пошумит, остепенится.

Пригласит чайку напиться.

(самовар)

- Да, это самовар. И его зовут Иван Иванович. ( Слайд) В старые добрые времена был на Руси такой обычай, после работы люди собирались на посиделки, чтоб на людей поглядеть, да себя показать. А какие посиделки без чайку горячего, да бодрящего, без шуток, игр, танцев и песен. И вот Иван Иванович попросил нас поиграть с ним, да все вспомнить. Те времена прошли он много лет стоит без дела. Поиграем с ним?

- Как вы думаете почему назвали самовар «самоваром»?

- Давайте подойдем к столу и поиграем в игру «Собери картинку» (Собери целое из частей)

-Что у нас получилось?

- Посмотрите на картинки  и скажите все самовары разные или одинаковые?

- Из чего они сделаны?

- На чем стоит самовар?

- А что это побокам? Для чего?

- А как называется эта часть? Для чего нужен носик?

- А это что?

- Да, это крышка, ее открывают и сверху заливают воду?

- А как вы думаете для чего труба?

- А сейчас какие самовары?

- А для чего использовали самовар?

- Да самовар применяли для того чтоб попить чаю, наливали воду и кипятили.

Дыхательная гимнастика.

- И давайте с вами будем кипятить воду, возьмите стаканчики с водой и подуем в трубочки. Сделаем глубокий вдох носом и подуем в соломинку, не раздувая щек.

- Молодцы.

- Ребята, если самовар закипел, как будет называться вода?

- Почему?

- А трогать руками его можно? Почему?

- Нет нельзя. Запомните это.

_ Ребята, а какой чай бывает?

Д/и. «Заварим чай» (математическая игра)

- А в каких сказках встречается самовар?

- А кто написал сказку «Муха-Цокотуха»?

- Кто помнит, как начинается сказка?

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

- Что нашла муха?

Игра «Разменяй монету»

- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Самовар»

Хороводная игра «Самовар»

Дети: (хором) Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Всё стоишь, да пыхтишь

Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

Как не стыдно?

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас рас- ки- пя- чусь!

Всё во мне уже клокочет,

Всё кипит.

Кто чаю хочет?

Дети: Наливай, наливай

Самый вкусный свежий чай.

- Сядем на стульчики и пока наш чай заваривается, давайте вспомним пословицы и поговорки о чаепитие и самоваре:

Самовар кипит - уходить не велит.

Чай пьёшь - до 100 лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Чай пьешь – здоровье бережешь.

Пей чай – беды не знай.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Чай пить – не дрова рубить.

- А вовремя чаепития гости рассказывали разные шутки, потешки, прибаутки и небылицы. Дети инсценируют потешки

Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес-дуброву.
— Что там делал?
— Кору драл.
— Куда клал?
— Под колоду убирал.

- Ваня, Ваня, где ты был?
     Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
    Под пенечком грибок!
    Хвать, да в кузовок!

- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.

- Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а как вы думате из чего?

- Чай пили из блюдца, которое держали за донышко. Давайте подойдем к столу и возьмем по блюдечку.

Дыхательная гимнастика «Сдуй с блюдечка»

Продуктивная деятельность «Укрась самовар»

- А сейчас я вас приглашаю в мастерскую по изготовлению самовара. Мы будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. И кто знает, может быть и наши самовары прославятся на весь мир.

- Ребята, на столах лежат шаблоны самоваров и вы должны их украсить. На столах стоят кисточки, ватные палочки, краски и карандаши. Выбираем то, чем вы хотите раскрашивать и приступаем к работе.

- Мы так весело с вами играли, так дружно весело отвечали. Давайте подойдем к Иван Ивановичу. И я вам скажу по секрету, что в гости он ходит со своим волшебным сундучком, который собирает комплименты в свой адрес. Давайте наполним сундучок комплиментами. (дети говорят комплименты)

- Молодцы.

- Ой, сундучок стал тяжелым. Почему? (открываем)

Сюрпризный момент (пряники- угощение для детей).

Итог:

- Кто к нам сегодня приходил в гости?

- А для чего нужен самовар?

- Какой чай мы заваривали?

- В самоваре вода какая?

- Трогать ее можно? Почему?

- Самовар раньше был в каждом доме. Он стал символом добра и домашнего уюта. Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и просто так мы любим пить чай из самовара. 

- Наше занятие подошло к концу.

Всем спасибо за вниманье, 
За игру, стихи и смех. 
Говорим мы: до свиданья! 
Снова в гости ждем вас всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему: "Зимнее стекло" Образовательная область "Познание"

Данный конспект будет интересен педагогам, заинтересованным в обучении детей методами экспериментирования,   умения  самостоятельно находить ответы на вопросы, умеющим делать простейшие выво...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»

Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»...

Планирование дидактических игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) по познавательному развитию.

Цель данного методического материала: формирование у детей личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему....