Проект "Ветер - невидимка"
проект по окружающему миру по теме

Шлейникова Нина Александровна

Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veter_nevidimka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

ВЕТЕР-НЕВИДИМКА

Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста

                                                                                                       Автор:  Фещенко А. А.

                                                                             Научный руководитель:  Шлейникова Н. А.                                

                                                               Контактный телефон:  7-11-79

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

Ветер - невидимка

Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста

Фамилия Имя Отчество  

научный руководитель

Фамилия Имя Отчество

автор

 

Шлейникова Нина Александровна

Фещенко Анастасия Александровна

Проблема, на решение которой направлен проект

Почему дует ветер?

Современное состояние исследований данной проблемы

  • Организация обучения элементарному прогнозированию состояния погоды;
  • Вовлечение ребенка в разработку проекта, цель которая ввести ребенка в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.

Методы и пути решения проблемы (краткое описание проекта)

Проект «Ветер-невидимка»  поможет закрепить знания ребенка о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; научит самостоятельно  делать выводы и обобщения, установить связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы.

     Проект направлен на то, чтобы научить ребенка беречь и любить природу. Он вовлекает в экологическую деятельность воспитанника детского сада, их родителей и педагогов, чтобы всем вместе заботиться об окружающей среде. Работая над этим проектом ребенок будут овладевать нормами и навыками экологически грамотного поведения в природе и быту.

Целевая группа, на работу с которой направлен проект

По

продолжительности

  • Ребенок общеобразовтельной группы (возраст 6 лет)
  • Воспитатели;
  • Родители  воспитанника.
  • Среднесрочный

Ожидаемые результаты или индикаторы, по которым можно определить результативность проекта

  • Расширение практических навыков работы с приборами для определения погоды;
  • Получение элементарных представлений о ветре и значении его в жизни человека;
  • Вовлечение в экологическую деятельность воспитанников детского сада, их родителей и педагогов;
  • Определение новой проблемы: «Что было бы, если б не было ветра?»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

1.Механизм реализации основного проекта «Веселый ветер»

1.1  разработка и реализация подпроектов с участием воспитанников («Ветер-невидимка», «Капелька дождя?»,  «Снег-снежок», «Живые-борометры»,  «Что такое погода?»)……………………………………………………………………...…5

2.Основание для разработки проекта………………………...…………..6

3.Цель и задача проекта……………………………………………………7

4.Описание содержания проекта………………………………………….8

5.Этапы реализации проекта………………………………………….......10

6.Ожидаемые результаты…………………………………………….…...14

8.Публичное выступление………………………………………….....….15

9.Литература…………………………………………………………….…18

10.Приложение………………………………………………………….…19

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА

«Весёлый ветер»

 

В дошкольном учреждение разработан проект «Веселый ветер». Он направлен на создание метеоплощадки во дворе дошкольного учреждения, на которой юные синоптики смогут самостоятельно определить предстоящую погоду, силу и направление ветра, количество выпавших осадков. В рамках данного проекта планируется разработка и реализация подпроектов с участием воспитанников

Подпроекы:

- «Капелька дождя?»,

-  «Снег-снежок»,

- «Живые-борометры»,

- «Что такое погода?»

 На данный момент реализовывается проект «Ветер-невидимка» автор которого является воспитанница нашего дошкольного учреждения Фещенко Анастасия.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА.

Воспитание экологической культуры у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Известно, что опыт общения с природой приобретается с детства. При правильной организации экологического воспитания в ДОУ, ребёнок должен иметь представление о правильном поведении по отношению к объектам живой и неживой природы на основе интереса и любознательности.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных  условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычку наблюдать, сравнивать, экспериментировать.

Новая организация жизненной среды, активизация технологии проектирования требует решения не только организационно – методических проблем, но прежде всего изменения экологического воспитания подрастающего поколения. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Основанием для разработки проекта «Ветер – невидимка» стала следующая гипотеза:

«Ветер друг или враг человека?»

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

ребенок:

  • в ходе проводимых наблюдений и опытов получит элементарные представления о ветре и значении его в жизни человека;
  • приобретёт навыки использования  приборов для  наблюдения за погодой;
  • научиться  работать с дополнительной литературой;
  • будет знать стихи, пословицы, поговорки о ветре;
  • определит новую проблему: «Что было бы, если б не было ветра?»

В результате, были определены направления работы по проекту:

-определение темы, проблемы исследования;

- выдвижение гипотезы (предположения);

- выбор методов исследования;

- составление плана исследования;

- сбор, обработка информации;

- анализ и обобщение полученных материалов;

- подготовка отчёта исследования;

- подготовка презентации;

- обсуждение итогов завершённой работы.  

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: предлагаемой образовательной программы – дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  процесс саморазвития.

Задачи:

- развитие познавательных потребностей дошкольника;

- развитие познавательных способностей дошкольника;

- обучение ребенка дошкольного возраста специальным знаниям, необходи -

   мым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие у ребенка дошкольного возраста умений и навы-

   ков  исследовательского поиска.

 Цели и задачи исследовательской деятельности ребенка.

Цель: Узнать всё о ветре.

Задачи:

- Объяснить причину возникновения ветра.

-Узнать какой бывает ветер.

-Проследить какую пользу приносит ветер.

-Узнать, как влияет ветер на состояние погоды.

-Собрать стихи, загадки, поговорки о ветре.

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА.

Исследовательская деятельность в ходе проекта «Ветер-невидимка» даёт возможность для получения принципиально нового результата – навыка работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальном миром. В ходе проекта ребенок учиться замечать данное явление, вычленять его составляющие, описывать его свойства (признаки и значения), определять, что повлияло на изменение проявлений.

Исходя из вышесказанного, были определены основные направления организации исследовательской деятельности над проектом «Ветер-невидимка»

  1. Проблема «Почему дует ветер?» была выявлена и поставлена ребенком в самостоятельной деятельности, а именно в наблюдении, во время чтения энциклопедической литературы, (прочитала о разновидности ветра и захотела узнать причину его возникновения), а также в процессе рассматривания  иллюстративного материала.
  2. Таким образом, исследование было организовано от мотива (потребности) ребенка. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.

  1.  Исходя из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение)  «Ветер друг или враг?»

  1. Далее было организовано экспериментирование. При этом ребенок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?

Результаты экспериментирования фиксировались схемами и рисунками. Для получения более объективных результатов были проведены несколько видов наблюдений и опытов. Проведение исследований осуществлялось в свободное время, в виде исследовательского проекта.

Описание результатов исследовательской деятельности проводилось последующей схеме:

  • Описание ситуации. Что удивительно? Какие свойства ветра показалось необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака)? Наблюдали ли мы подобное ранее?
  • Гипотеза. Что мы предположили?
  • Эксперимент. Что захотели проверить (цель)? Как это делали (план)? Что получили (осуществление эксперимента и итог)? Как изменилось свойство (значение признака)? В связи с чем?

При реализации проекта стало возможным решить и ещё одну проблему: ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,  создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

этапы

мероприятия

сроки

выводы

1 этап

Организационный

проводятся

наблюдения

Прослушивание аудиозапись

Чтение художественной литературы:

Просмотр серий картин

-Наблюдение за тем как сушится белье.

-Наблюдение за листопадом  осенью.

- Наблюдение за небом, как  

плывут облака по небу.

-Наблюдение за природным явлением как: вьюга, метель…

- Наблюдение «Какой сегодня ветер?» (как ребенок чувствует ветер на своем лице, легче или трудней дышать, разговаривать. Мешает ли ветер вовремя ходьбы и беге).

- Наблюдение «В какую погоду снег убирать труднее?»

«Шум ветров»

-«Древняя сказка о ветре и солнце».

-«Как мальчик к северному ветру за своей мукой ходил» - (сказка народа мира);

 -Сказка «Три поросенка»;

- Сказка  «О ветре и цветке»;

- Рассказ для малышей «Что такой ветер».

«Природные  явления»

сентябрь

октябрь

сентябрь-октябрь

декабрь-февраль

декабрь-февраль

декабрь-февраль

январь

на протяжении  проектной деятельности

январь

В теплую  погоду ветер помогает  высушить бельё

Осенний  ветер помогает освободиться деревьям от листьев.

Облака плывут в ту сторону, куда дует ветер. Чем сильнее дует ветер, тем быстрее плывут облака.

Чем сильнее дует ветер, тем больше снега он поднимает с земли – это явление метель, вьюга.

При сильном ветре –затруднено дыхание, тяжелее идти .

 В ветреную погоду  снег убирать труднее, потому что, чем сильнее дует ветер, тем больше он  поднимает вверх снежинок.

Вслушиваясь в звуки аудиозаписи, дети смогут определить характеристику ветра т.е.(сильный или слабый ветер).

Дети узнают из художественной литературы о сказочном персонаже, как о ветре, о его приключениях и о его роли в данном произведении.

Ребенок узнает,  какие  ветры бывают.

2 этап

Практический

(проведение опытов)

- Опыт: Взять лист бумаги сложенной в форме веера и помахать перед лицом.

- Опыт: Взять тонкую бумагу и оторвать  от нее несколько маленьких кусочков. Положить на край стола и резко взмахнуть картоном..

-Опыт: Нужно взять половинку скорлупки грецкого ореха и крошечный кусочек пластилина  закрепив внутри нее суденышко матчу-спичку с парусом из тонкой бумаги. Теперь, приводя воздух в движение взмахом картонки, можно гонять парусное суденышко то к одному берегу-краю тарелки, то к другому.

- Опыт: Сделали вертушку. Вышли с ней в ветреный день на прогулку. Постояв с вертушкой в разных местах участка ( на крыльце, на открытой местности, за верандой) наблюдали за её действиями. Где- то вертушка быстрее крутится . А в каком – то  месте вообще неподвижна.

Опыт: В ветреный день  выйти на спортивную площадку.  Определить откуда дует ветер. Для этого высоко над головой поднять узкую ленточку или полоску тонкой бумаги. Свободный  конец «вымпила» показывает, куда дует ветер. Нарисовать на земле стрелку или палочку-указатель направления ветра.

Опыт: На подоконник положим  воздушный шарик. Ненадолго откроем окно. Что мы увидели?   Шарик был подхвачен потоком воздуха и полетел. Куда он полетел? Вверх, вместе с теплым воздухом.

январь-февраль

январь-февраль

январь-февраль

январь-февраль

февраль

март

 На лице почувствуешь

легкий ветерок.

Взмахом ты привел в движение воздух.

Бумажки разлетятся, хотя до них никто не дотронулся пальцем. Взмахом ты привел в движение воздух, он-то и стронул с места клочки бумаги.

Взмахом ты привел в движение воздух, он-то  и двигает кораблик.

Ветер дует не везде с одинаковой силой, от него можно спрятаться.

Оказывается, что легче идти по ветру, сила ветра помогает передвигаться, а  на много тяжелей идти  против ветра.

Таким образом, теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле дуют

ветры.

3 этап

Аналитический вид

деятельности

Работа с

родителями

Разработка

занятий

Ветер – друг человека.

Приносит  дожди, разгоняет тучи, сушит дороги, уносит копоть из города, двигает ветряную мельницу, помогает парусным судам, переносит пыльцу с цветка на цветок.

Ветер-враг человека

Смерч, тайфун, бури, ураганы приносят разрушения. Ветры-суховеи сушат землю, деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.

-Оформление фотоальбомов,

-Презентации,

-Составление сборников  «Всё о ветре»  (стихи, песни, пословиц и поговорок и т.д) ,

-Рисунки, схемы.

-«Царство трех ветров»

- «Ветер-невидимка»

 -«Ветер, ветерок, ветрище»

апрель

апрель

апрель

Ветер может быть и другом , и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

Ребенок с родителями с помощью справочной литературы, иллюстраций, репродукций картин, предметных картинок, звуковых эффектов проводят исследование, анализируют полученный материал, фиксируют результаты с помощью схем, рисунков.

На основе проектной деятельности, воспитателем были  разработаны занятия для дальнейшей работы с детьми дошкольного возраста, по данной теме.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТЫ

Ребенок:

- в ходе проводимых наблюдений и опытов получит элементарные представ  

  ления о ветре и значении его в жизни человека;

- приобретёт навыки использования  приборов для  наблюдения за погодой;

- научиться  работать с дополнительной литературой;

-будет знать стихи, пословицы, поговорки о ветре;

-определит новую проблему: «Что было бы, если б не было ветра?».

Публичное выступление ребенка

к проекту «Ветер-невидимка»

Когда мы собирались на прогулку воспитатель сказала, что на улице сегодня сильный ветер. Я посмотрела в окно, но его не увидела. А вот когда  вышла на улицу, на своем лице почувствола холодный, резкий ветер. Он мне мешал идти, трудно было дышать. На участке с ребятами стали чистить снег. Но и здесь он нам мешал, поднимал снежинки, не давал чисть дорожки. Тогда я обратилась к воспитателю: -« Почему, дует ветер? Откуда он берется?»:

Вернувшись в группу,  Нина  Александровна предложила проделать несколько опытов.

 

 Опыт 1.Я взяла лист бумаги сложила в форме веера и помахала перед лицом. На лице  почувствола легкий ветер. Таким образом, я веером заставила двигаться воздуха.

 

Опыт 2.Для следующего опыта мне понадобилась бумага и картон. Взяв тонкую бумагу и оторвав от неё несколько кусочков. Положив их на край стола и резко взмахнула  картоном. Бумага разлетелась, хотя до них никто не дотронулся пальцем. Почему же это произошло? А оказалось, что взмахом картона привела в движение воздух, он –то и стронул с места клочки бумаги.

Ветер- это движение воздуха.

Опыт 3. Используя  силу ветра можно заставить плавать по тарелке с водой маленькую лодочку. Сделав глубокий вдох, вытянув губы трубочкой – ветер готов: куда дунешь, туда и кораблик бежит. Воздух, ударялся о парус, толкает кораблик.

Опыт 4. Мне захотелось как можно больше узнать о ветре. Сделав вертушки и выйдя с ними в ветреную погоду на прогулку, я постояла с вертушкой в разных местах участка (на крыльце, на открытой местности, за верандой). И поняла, что ветер дует не везде  с одинаковой силой, от него можно спрятаться .

Опыт 5. На следующий день, Нина Александровна дала мне ленточку и сказала, она тебе поможет узнать направление ветра. Я  вышла на улицу, выбрала открытое место, где ветер свободно дул, (для этого подошла спортивная площадка). Подняв руку высоко  над головой и свободный конец «вымпела»  показал мне, куда дует ветер. Направление ветра можно ещё определить с помощью деревьев, наклон дерева  показывает направление ветра. Для определения ветра на метеоплощадке устанавливают флюгер.  

Узнав как качаются ветки деревьев. Кто их раскачивает? (ветер). Каким бывает ветер? Как он дует? Отчего зависит его сила и скорость? (от перемещений воздуха). Действительно,

воздух постоянно находится в движении из-за того, что он по-разному нагрет. Теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется по низу, занимая освободившееся место. Это можно увидеть даже у нас в группе.

        Посмотрите на подоконник. На нем лежит воздушный шарик. Давайте ненадолго откроем окно. Что я увидела?   Шарик был подхвачен потоком воздуха и полетел. Куда он полетел? Вверх, вместе с теплым воздухом.

Так что теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле дуют ветры.

(схема)

Для себя я ещё сделала небольшое открытие, ветер невидим, бесцветный, не имеет собственного вкуса и запаха.

Прочитав с  Ниной Александровной детскую энциклопедию я узнала,  что есть ветер  – друг и ветер враг.

 

Ветер – друг человека

Приносит дожди.

Разгоняет тучи, сушит дороги.

Уносит копоть из города.

Двигает ветряную мельницу.

Помогает парусным судам.

Переносит пыльцу с цветка на цветок.

Ветер-враг человека.

Смерч, тайфун, бури ураганы приносят  разрушения.

Ветры- суховеи сушат землю, деревья, травы.

Северные ветры приносят  злые холода.

Пыльные  бури сдувают слой почвы.

Вывод: Ветер может быть и другом, и врагом человека.

Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о  приближающейся опасности.

А с мамой мы нашли и собрали в буклеты загадки, пословицы, поговорки и стихи. И одно стихотворение хотела подарить вам.

Он летает выше туч,

Он коварен и могуч,

Он бывает не приметен

Озорник, проказник ветер.

Спасибо за внимание.

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ

СЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.О.Н. Гаврилова – «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду» методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / О.Н. Гаврилова; под общ. ред. Г.Н. Гребенок. Издание 2. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 356 с.

 

2.Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72.:

3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

4. «Природа в занимательных экспериментах»- Салли Хьюитт перевод с англиского  В.В. Свечникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....