Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Екатерина Николаевна Михайлова

  Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его  мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость  давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций,  которые рассматриваются как умственные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_detskoe_eksperimentirovanie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.

        Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его  мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость  давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций,  которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем,  что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит  в манипулирование предметами, о чем  неоднократно говорил Л.С. Выготский.

        При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как  метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж. –Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно  воздействует различными способами на окружающие его  предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более  полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым  ребенку, а строится самими детьми.

В экспериментаторстве достаточно четко представлен  момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом  объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое  развитие ребенка затормаживается.

Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость  утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу  всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

Я.А. Коменский, 1658 г.: «Основной предпосылкой для того (успешного обучения.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» (1974, с.68)

Дж. Локк, 1693 г.: «Они (дети) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» (1974, с.86)

И.Г. Песталоцци, 1800-1805 гг.: «созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы  является  единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» (1974, с. 159)

«Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению» (1974, с. 163).

 «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы…проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова  уходят, не навязываясь  ему… Редко требуй от него суждений» (1974, с. 137)

Н.Н. Поддъяков, 1997 г.: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» (с.6)

Список литературы.

  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. М., 1991
  2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. М., 2000 226с
  3. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию// Вопросы психологии. 1991 № 4 С.29-34
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - презентация для воспитателей " Детское экспериментирование как метод обучения". Образовательная область "Познание".

Консультация "Детское экспериментироване как метод обучения". Образовательная область "Познание"....

Детское экспериментирование как метод обучения.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.Демонстрационные наблюдения и эксперименты.Фронтальные наблюдения и эксперименты.Требования,предъявляемые к объектам работы....

Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....

"Детское экспериментирование как метод обучение"

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

«Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы

laquo;Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы...

Детское экспериментирование как метод обучения

методическая разработка консультации  для педагогов...

Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...