Выступления на РМО
учебно-методический материал на тему

Бацылева Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ягодка»

Доклад на тему:

 «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

                                                                                     Выполнила:

Музыкальный руководитель

                                                                                     Бацылева О.В.

Кстово- 2015

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
        На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
        В своей практике я, как и другие музыкальные руководители, тоже применяю в музыкально-творческой деятельности детей здоровьесберегающие технологии - комплексы специальных упражнений, а именно:

- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- логопедические упражнения;
- логоритмические упражнения.

1. Дыхательная гимнастика. Упражнения, активно включающие в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывающие общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями, а также раздражается обширная зона рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

2. Пальчиковая гимнастика. Данный метод применяется с целью стимулирования развития речи и повышения речевой активности ребенка путем тренировки движений пальцев рук. При этом, запоминая определенные положения рук и последовательность движений, дети развивают память, фантазия и воображение, концентрируют внимание. Упражнения сопровождаются короткими стишками, песенками, народными потешками, в результате чего речь детей становится более ритмичной, четкой,яркой.

3. Артикуляционная гимнастика включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением и без него: «Дудочка», «Кот», «На грядке» и др.

4. Логопедические упражнения, распевки. Данные упражнения используются для формирования правильного звукопроизношения, активизации речевых навыков, направленные на автоматизацию свистящих и шипящих звуков, сонорных и йотированных звуков.

5. Логоритмические упражнения включают в себя комплекс музыкально-ритмических упражнений, направленных на закрепление двигательных навыков; гимнастические упражнения, направленные на решение координационно-коррекционных задач; ритмические упражнения, позволяющие решать задачи по освоению детьми ритмической пульсации, несложных ритмов; подвижные игры на координацию слова и движения. Таким образом, логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. 

         На основании выше сказанного хотелось бы отметить, что при использовании в музыкальной деятельности специально подобранных упражнений по укреплению здоровья детей необходимо создавать игровые условия, так как именно игра способствует эффективному восприятию материала, активизирует творческое мышление, повышает творческий потенциал, способствует развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.

         Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологичекие знания, полученные на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Музыкально – оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий.

Это валеологические песенки – распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Валеологические песенки–распевки. С них обычно начинаются музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на

занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Перифирические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Главная задача - научить детей осознанно управлять всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. На музыкальных занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики В. Толкачева и А. Стрельниковой.


Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

Игровой массаж. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т.к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что –то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко может этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества. Повышают координационные способности пальцев рук ( подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности. 

Музыкотерапия. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание
и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Практический материал.

Валеологические песенки – распевки.
«Доброе утро»
1. Доброе утро! Улыбнись скорей! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день пружинка
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, носик и щечки! По тексту.
Будем мы красивыми наклоны головы к правому и левому плечу.
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! По тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! Разводят руки в стороны.

Игровой массаж.
Цель: научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благоприятно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологические активные точки.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру ( от кистей рук к плечу и т.д.)


Веселые потешки для массажа.
Две тетери. 
На лугу, на лугу Дети гладят животик
Стоит чашка творогу по часовой стрелке.
Прилетели две тетери, «Бегают» пальчиками по телу.
Поклевали, Щиплют двумя пальчиками.
Улетели. Машут руками.

Капуста.
Мы капусту рубим, рубим. Стучат ребром ладони по другой ладони.
Мы морковку трем, трем. Трут ладонями друг об друга.
Мы капусту солим, солим. «Бегают» пальчиками по телу.
Мы капусту жмем, жмем. «Жмут» ладони.
Сок капустный пьем, пьем. Гладят живот.

Догонялки.
Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.
Побежали по головке
Быстро – быстро пальчики.
Вот они сбегаются.
Снова разбегаются
И опять сбегаются.
Снова разбегаются.
Делают себе массаж
Девочки и мальчики.

Комплекс игрового массажа «Дружок»
Дети стоят парами по всему залу.
1.У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу
По-смо-три! Гладят ручки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз. Два, три!
Твои ручки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Гладят по ручкам друг друга.
Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.
2.У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу.
По-смо-три! Гладят свои щечки.
Я пощиплю их немножко. Слегка щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже поворачиваются, растирают 
На мои похожи. Щечки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.
3.У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу
По –смо-три! Массируют мочки ушей!
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Теребят ушки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.
4.У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу
Пос-мо-три! Гладят себя по спине.
Я похлопаю по спинке! Шлепают по спинке ладошками.
Раз, два, три! 
Твоя спинка тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мою похожа. Шлепают по спине друг друга.
Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

Мороз.
( самомассаж биологически активных точек)
На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.
Чтобы носик не замерз,
Мы его сейчас потрем, указательными пальцами потирают переносицу.
И погладим, большими пальцами с боков.
И помнем. Легко пощипывают крылья носа.

   
Особый интерес представляют
пальчиковые игры, потому, что на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Тексты для игр должны быть простыми - это короткие стихи, русские народные песенки, потешки, считалки.

Мячик.
Прыг- скок! Прыг-скок! Прыгают и хлопают в ладошки.
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят снежок.
Скачет, скачет, словно зайчик!
То взлетает высоко –о-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.
То умчится далеко – о-о-о! Смотрят вдаль.
Прыг-скок, прыг- скок! Прыгают и хлопают.
Непоседа наш дружок.

Веселый художник.
Веселый художник
Веселою краской Плавные движения кистями рук вверх- вниз
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой – ромашку,
Розовой – кашку, Загибают пальцы на правой руке по одному.
Фиалку – лиловой,
А клевер - бордовой.
Краскою синей - красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «фонарики».

Пальчик Петя.
Жил – был пальчик Петя. Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком. 
Вышел пальчик к детям.
- Есть у вас шалуны?
Есть у вас драчуны?
- Нет у нас шалунов, Дети качают пальцами влево – вправо.
Нет у нас драчунов.
Смотри, какие малыши! Пальчики пляшут - фонарики.
Лучше с нами попляши!

Тут собачка прибежала,
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами собаку.
Пальцы спрятались в кулак.
Собачке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И собачку вмиг прогнали! Кулаки стучат друг об друга.
Снова пляшут пальчики фонарики.
У девочек и мальчиков.

Тут лисичка прибежала, 
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами лисичку.
Пальцы спрятались в кулак.
Лисичке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И лисичку вмиг прогнали!
Снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков. Фонарики.

Пальчики играли,
Пальчики устали. Мягкие движения кистями рук.
Вместе собрались Соединяют ладошки вместе.
И под щечку улеглись. Кладут под щечку. Восп. поет колыбельную.

Речевые игры со звучащими жестами.

Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко. Ритмичные хлопки.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.

Дождь.
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленкам.
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп. Притопы.
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. Хлопки.
Дождик, нас не поливай, грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от дождика.

Снег.
Как на горке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег, приседают, два шлепка.
И на елке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под елкой - снег, снег. приседают, два шлепка.
А под снегом cпит медведь. Притопы.
Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Речевые игры с движением.
Волки и зайцы.
Дети. Погляди, лесной народ, - Дети и волки ходят двумя кругами противоходом.
Волки водят хоровод.
Лапами хлоп – хлоп! Хлопают.
Ножками топ – топ! Топают.
Волки. Выходите поиграть,
Мы не будем вас кусать! Зовут рукой.

Затем игра продолжается, как в кошки – мышки.

Шалтай – Болтай.
Шалтай – Болтай сидел на стене, идут по кругу, взявшись за руки.
Шалтай – Болтай свалился во сне! руки вверх, опускают, присаживаются. 
Вся королевская конница, скачут.
Вся королевская рать. Маршируют.
Не могут Шалтая, не могут Болтая стучат кулачком о кулачок.
Шалтая, Болтая, Болтая, Шалтая
Собрать! Разбегаются, Шалтай – Болтай их догоняет.

Дракон ловит свой хвост.
Дети держатся за талию. Первый – голова, последний – хвост. Первый игрок пытается схватить последнего.

Займи свой домик.
«Мышки» садятся на стулья, расположенные по кругу, т.е. в свои домики. Но им хочется погулять, порезвиться, побегать. ПО сигналу взрослого они веселятся, а в это время один домик исчезает. Сигнал оповещает, что надо занять свои домики. Игра длится до тех пор, пока не останется самый шустрый мышонок.




_________________________________________________________________
Литература:
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»,
Под редакцией Т.С. Яковлевой «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», 2007 г.,
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях», «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Районное  методическое объединение музыкальных руководителей

Сообщение на тему: «Использование ИКТ технологий при  проведении музыкально-дидактических игр

для детей 4-7 лет в детском саду»

Выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 17

Бацылева Ольга Владимировна

г.Кстово-2016 г.

В настоящее время использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и дошкольников. Занятия с использованием ИКТ технологий позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Неоспоримым является тот факт, что в практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать НОД интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

Таким образом использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Работая музыкальным руководителем, я столкнулась с такой проблемой, как  нехватка, а иногда и полное отсутствие в детских садах многих необходимых наглядных демонстрационных материалов для музыкальной деятельности. При этом необходимо формировать и развивать у детей устойчивый познавательный интерес, а именно  сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. В этом случае использование ИКТ технологий может значительно упростить педагогическую деятельность музыкального руководителя.

Как известно, настольные дидактические игры для одной возрастной группы рассчитаны на планомерное и систематическое их освоение детьми в течении учебного года. Освоение игр делится на четыре этапа: первый – в течение двух недель дети знакомятся на занятиях с музыкально-сенсорным упражнением; второй - разучивают соответствующую игру; третий – игра переносится в деятельность вне занятия; четвертый – использование игры детьми в самостоятельной деятельности.

Столкнувшись с нехваткой пособий для проведения музыкально-дидактических игр, а именно увеличенными иллюстрациями «Музыкального букваря», я составила презентацию, которую, считаю, целесообразно использовать на самом первом этапе  - при ознакомлении с музыкально-сенсорным упражнением.

Для примера, представляю вашему вниманию презентацию к музыкально-сенсорной игре «Кто как идет» для старшего дошкольного возраста.

Знакомство  с попевкамиГ.Левкодимова  «Медведь», «Лиса» и «Волк»,  можно сопровождать слайдами данной презентации.

При этом, следы на данной презентации могут  появляться повторяя музыкально-ритмический рисунок  того или иного персонажа,  с помощью анимации и повторных нажатий на клавиатуре клавиши «пробел» или  стрелочки «вправо» (вперед).

Далее идут слайды для повтора ритмического рисунка того или иного персонажа, с помощью хлопков, о чем нам подскажут анимационно подвижные ладошки в левом нижнем углу:

Ну и по окончанию просмотра и работы с презентацией необходимо детей похвалить и подарить им аплодисменты:

        Подобным образом можно работать с любой музыкально-дидактической игрой, вот еще один пример - презентация к музыкально-дидактической игре «Ритмическое лото» для старшей группы:

Все элементы слайдов, появляются так же, как и в предыдущей презентации, повторяя музыкально-ритмический рисунок  каждой из попевок,  с помощью анимации и повторных нажатий на клавиатуре клавиши «пробел» или  стрелочки «вправо» (вперед).

Повторными  идут слайды для повтора ритмического рисунка попевки, с помощью хлопков.

        Использование подобных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, на мой взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:

  • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
  • существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
  • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
  • развить интегративные качества дошкольника.

Таким образом, красочные познавательные презентации, помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.



Предварительный просмотр:

  Районное  методическое объединение музыкальных руководителей

Сообщение на тему: «Песенное творчество детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 17

Бацылева Ольга Владимировна

г.Кстово-2016 г.

        

СЛАЙД № 1

Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

            Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик – Пашев).

СЛАЙД № 2

Актуальность проблемы обусловлена:

-  появлением требований федерального государственного образовательного стандарта к формированию самостоятельной, независимой, творческой личности дошкольника и необходимостью их реализации на практике

-  социальным заказом общества на воспитание людей с гибким мышлением, способных к творческой деятельности

- возрастными особенностями детей   дошкольного возраста.

            В связи с этимстал необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.  Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества.

Развитие песенного творчества  способствует  развитию музыкальных способностей дошкольников, а также творческой, успешноадаптированной в обществе, всестороннеразвитой гармоничной личности, способной к самостоятельности, самореализации, управлению своим поведением и планированию своих действий.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшемувозрасту.Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста.

СЛАЙД № 3

При формировании и развитии творчества у старших дошкольников  необходимо обратить вниманиена  поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также рассмотреть следующие задачи:

  • организация музыкальной среды и условий для развития творческих способностей дошкольников;
  • создание системы работы по развитию творчества старших дошкольников;
  • интеграция связей педагогов и родителей;
  • формирование творческой, активной, ищущей, неравнодушной личности ребёнка, способной к преобразовательной деятельности.  

СЛАЙД № 4

Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б. В. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества.  Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

  • накопление впечатлений;
  • спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
  • импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
  • собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме, например

СЛАЙД № 5

Игровые задания на звукоподражаниеИх цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

СЛАЙД № 6

Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

     Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

СЛАЙД № 7

    Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. Другой вариант игры:

К нам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.

     Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю-баю.

СЛАЙД № 8

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ». Его цель: формировать способы импровизации - окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.

     Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

     Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?».Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду». Можно импровизировать ритмическуюпопевку на слова «ку-ка-ре-ку». Вопрос: «Где ты, Петя-Петушок? Выйди миленький дружок!». Ответ: «Ку-ка-ре-ку!» 

     Начиная с 5 лет, можно усложнять задания, предлагая озвучивать вопрос – одному ребенку, а ответ другому. Первому ребенку труднее, так как он начинает после фортепианного вступления. Второму, продолжающему вокальную партию, легче, но при условии, если первый хорошо удержится в тональности. Следовательно, 1-е задание надо дать более способному ребенку.

Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем здесь примеры:

1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
……………………………
(Малым детям спать велит.)
(А. Блок.)


2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
……………………………
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)


3. Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
……………………………….
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)


4. Автобусы, автобусы. Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
…………………………
(Мы едем на прогулку.)

(В. Викторов.)

5. Бедный ежик,
Бедный ежик, –
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
…………………
(Сядет и сидит.)
(В. Осеева.)


6. Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд!
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
…………………………..
(Полтора часа подряд!)
(А. Барто.)


7. В лесу на опушке
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал,
В траве под сурдинку
Скрипач-невидимка
……………………….
(Старинные вальсы играл.)
(Н. Саконская.)

Также можно использовать принцип допевания. Например по принципу «доскажи словечко», когда нужно пропеть отгадку, например:

Если гусь, большой и важный,

Во дворе у вас однажды

Под крыло запрячет нос,

Значит, к вам идёт *****.

(Мороз)

Много ягод на рябинах,

Словно все они в рубинах,

Желудей в дубравах тьма -

Будет лютая ****.

(Зима)

СЛАЙД № 9

 Для развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры - тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.

     Также, для развития песенного творчества также можно использоватьтеатральные куклы различных систем: перчаточные, куклы с «живой» рукой, марионетки, тростевые куклы, театр варежек.

Можно включать в игровые упражнения театральные куклыи следовать по пути постепенного их усложнения. От вопросно-ответной формы до сочинения «мини-оперы» и «театра-оперы». Так, сначала дети могут заканчивать мелодию, начатую взрослым (вопросно-ответная форма). На последующих занятиях песенный диалог могут вести двое детей. Высшим достижением можно считать способы импровизации контрастныхпопевок. Когда дети поют веселые и грустные попевки-песенки, в мажоре и в миноре.

Таким образом можно сказать, что приобретенные способы действий, новый уровень музыкально-творческого развития помогают детям проявить себя самостоятельно и оригинально в новом виде музыкальной практики, лишь, когда детей обучают соответствующим навыкам и умениям.

СЛАЙД № 10

Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.

Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка.

СЛАЙД № 11

           

СЛАЙД № 1

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 6

СЛАЙД № 7

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

СЛАЙД № 10

СЛАЙД № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....