Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет.
консультация на тему

Гладкова Евгения Александровна

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет.

Актуальность

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-изобразительных навыков и

умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-Зх лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.
  2. Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»(ладонью, пальцами, оттиск печатями из картофеля, ватными палочками)

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания, прихлопывания, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения озов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого - либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремёслах украшения ткани набойкой использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Для изготовления печаток картофель, разрезают по полам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1, 5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, среди них: беседа, чтение сказок, чтение художественной литературы. И так, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по- мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки , подвижные игры, музыкальное проигрывание.

План работы

месяц

Техника нетрадиционного развития.

Тема занятия

февраль

Рисование пальчиками

Цветные пальчики Ягодки на тарелке Сшили Тане сарафан Разноцветные мячики

март

Рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще... Листья желтые летят Подводное царство Петушок, петушок...

апрель

Рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

май

Рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег Узор на платочке

В лесу родилась елочка

Этапы работы

Содержание работы

1 .Организационно-ознакомительный.

Цель: Изучить технику нетрадиционного рисования через изучения методической литературы подготовку практического материала .Определить формы предоставления результатов работы.

1 .Анализ ситуации по выбранной теме.

  1. Подбор        методической литературы по теме: «Рисуем пальчиками.»
  2. Изучаем        методы и пробуем рисовать.
  3. Изучение        вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности.

2.0сновной (внедрение в работу методов нетрадиционного рисования.)

Цель: внедрить в работу новые методы рисования, организовать работу с детьми по проведению интегративных занятий непосредственно образовательной области.

1 .Изучить пособия: Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. 2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования/Дошкольное воспитание.-1995.-№11 И на основе этих пособий внедрять новые методы и техники рисования.

2.А так же изучать пособия: Юркова Н. Рисование мыльной пеной ,крашенными опилками ,на самоклеющейся плёнке/Обруч.- 1999.-№2

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный pecypc):httpA|www/pedlib/ ru|Books|6|0297|6_0297-32/ shtml и экспериментировать с детьми.

З.Заключительный(диагностика результатов Сохранять и прикладывать рисунки, работы самоанализ деятельности.)

Цель: Подвести итоги проделанной работы.

4 .

Заключение:

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Методическая литература:

  1. Эйнон .Д. Творческая игра: От рождения до 10 лет-М., 1995
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М.,2010
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники планирования , конспекты занятий /под редакцией Р.Г.Казаковой-М.,2007
  4. Белкина В.Н и др. Дошкольник: обучение и развитие.-Ярославль,1998.
  5. Я ну ш ко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.-М..2010
  6. Лыкова        И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.-М.,2010
  7. Акуненок        Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования/Дошкольное воспитание,-1995.-№11
  8. Юркова        Н. Рисование мыльной пеной ,крашенными опилками ,на самоклеющейся плёнке/Обруч,-1999.-№
  9. Лебедева        Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный pecypc):httpA|www/pedlib/ ru|Books|6|0297|6_0297-32/ shtml

Ю.Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме/Дошкольное воспитание-1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

Консультация по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми »

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчика...

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для дете...

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."

Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...