«Учитель в современном обществе»
статья на тему

Токмакова Ольга Николаевна

Роль учителя в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitel_v_sovremennom_obshchestve.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Учитель в современном обществе»

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

- способность понимать ученика;

- способность доступно налагать материал;

- способность развивать заинтересованность учащихся;

- организаторские способности;

- педагогический такт;

- предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

- педагогическую наблюдательность;

- педагогическое воображение;

- требовательность как черту характера;

- педагогический такт;

- организаторские способности;

- простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

2.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

3.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.

Эффективное поощрение
1.Осуществляется систематически. 
2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения. 
3.Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.
4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.

.Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.   
6.Развивает учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов. 
7.Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося. 
8.Соразмерно затраченным учеником усилиям. 
9.Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем. 

10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др. 
11.Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей. 
12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

Неэффективное поощрение

  1. Осуществляется время от времени.
  2. Делается в общем, без специальных разъяснений.
  3. Связано с формальным отношением к поощрению, при котором учитель не интересуется успехами ученика  
  4.  Отмечается лишь общее участие ученика в работ
  5. Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.
  6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними.
  7. Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся. 
  8. Не соответствует затраченным учащимся усилиям.
  9.  Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств.
  10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр.
  11.  Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей.
  12.  Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие.

4. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

Таким образом, успех и достижения в нелегком деле обучения и воспитания школьников зависит от наличия у педагога высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков. Однако даже этого обычно недостаточно. Необходимо наличие определенных специфических качеств  личности эмоционально-волевой и умственной сферах. Это  педагогические способности, соответствующие серьезным требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности в современном обществе

Новое время, новые ритмыСемейные ценности  это то, что важно, ценно (тавтология, но иначе никак!), уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблиз...

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

Представлен опыт работы по формированию нравственных качеств личности у старших дошкольников.Предлагается одно занятию по формированию у дошкольников доброжелательности....

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

Представлены материалы по формированию у детей нравственных ценностей . Игры-занятия по воспитанию у детей доброжелательности к окружающим людям проводятся в старших дошкольных группах...

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей  старшего дошкольного возраста. ...

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в современном обществе

Оценка сайтов по проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования. 1. http://detskiysad.ru/ped/doshkol18.html  Этот сайт предлагает книгу «Дошкольная педагогика» в сокращ...