Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_pedagogicheskaya_konferentsiya_2016.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемы коллеги!

Тема моего доклада "Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования"

В современных условиях тема педагогического сопровождения развития ребенка приобретает новое звучание. Стремясь к расширению представлений  детей о разных сторонах действительности, формируя элементы грамоты и математики, нельзя забывать о том, что все это должно строиться на жизненно важных базовых ценностях культуры.

Именно поэтому  ФГОС ставит перед нами задачу  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и  в  своей работе я определяю педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного развития ребенка на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Духовно-нравственное развитие предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, является важнейшей стороной формирования и развития здоровой личности ребенка. В связи с этим целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения детей и родителей.  

Моя система  педагогического сопровождения на основе духовно-нравственных ценностей включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа, отношение к литературе, средствам массовой информации на основе сотрудничества семьи и ДОУ,  сетевого взаимодействия с коллегами, другими специалистами.

Для работы с детьми и родителями для решения проблем духовно-нравственного развития  используются  разные формы, методы и приемы:

-познавательные занятия с использованием современного оборудования;

- просмотр и обсуждение фильмов;

- знакомство с подвигами святых и героев своей Родины

-ознакомление с художественной литературой (мировая классика, творчество уральских писателей);

- широкое использование фольклора;

-проведение экскурсий, видео-экскурсий

- этические беседы; творческие мастерские; литературные гостиные;

- совместные выставки детско-родительского творчества

- проведение русских народных праздников и обрядов, народных игр;

- проведение мастер-классов с участием детей и др..

Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, которые только поступили в детский сад, я решила активно использовать русские народные сказки. Я рада, что современные ученые, например, из Российской академии образования: Анна Борисовна Теплова, Виктор Иванович Слободчиков и др., акцентируют внимание  современных педагогов и родителей на задаче по возвращению  в естественную жизнь ребенка и семьи русских народных сказок. Это истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла.  Выросла репка такая большая, что дед один не смог выдернуть ее. Позвал бабку - никак, позвал внучку, потом собачку, кошку, но все никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули - вытянули. Конечно, все это забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата.

 Работать с таким богатым материалом, как сказки, очень интересно и познавательно как для детей, так и для взрослых, и работа эта строиться на тесном сотрудничестве ДОУ, семьи, библиотеки. Большой интерес и простор для детской и взрослой фантазии  - творческие мастерские, которые разнообразны по своей тематике и содержанию: это и оформление художественной галереи по мотивам прочитанных произведений, оформление книжного уголка. Результатом работы стали книжки-самоделки, коллажи. Проведение литературных гостиных позволило нам организовать свободное общение  на литературном материале.

Опыт работы по сказкам я отразила в статье "Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Вторым аспектом моей работы стала реализация программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Как ни парадоксально, но в современной социокультурной ситуации обращение к традициям может стать  самой главной инновацией. В процессе работы дети знакомились с бытом русского народа, праздниками и обрядами на Руси, обычаями,  русским фольклором. В нашем детском саду проводятся русские народные праздники и обряды, и они помогают детям через песни, пляски, игры, фольклор  знакомиться с русской культурой и приобщаться к традициям. И в этом направлении мы активно сотрудничали с семьями воспитанников, с Нижнесинячихинским музеем-заповедником деревянного зодчества. 

 В своей работе детский фольклор я использую во всех  видах деятельности: в игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах.

Фольклор - это образец художественного слова, и это действенный педагогический инструмент, это средство, способное подарить родителям и детям радость общения. Стоит только попробовать включить его в общение. Если мама, например, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его:

 Ай, люленьки да люленьки,

 По горам идет олень.

 На рогах он дрему носит,

 В каждый дом ее заносит.

 В люльку дрему он кладет,

 Тихо песенку поет:

Модель использования фольклора я привела в статье "Использование фольклора в развитии  ребенка"

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края я провела занятие, которое особо запомнилось мне, и с которым  я стала победителем межрегионального этапа конкурса "За нравственный подвиг учителя-2016". Это занятие "Доброта спасет мир" - о жизни Елизаветы Федоровны Романовой, о нравственных качествах, которые хотелось бы видеть в детях сейчас. Подготовка к этому занятию и его проведение - это несомненно огромный опыт, как для меня, так и для детей, ведь мы увидели настоящие примеры милосердия, доброты, сострадания, смогли с детьми порассуждать об этих качествах, опираясь на факты из жизни Елизаветы Федоровны. Родители поддержали меня, помогли с проведением предварительной работы, совместно организовали  книжную выставку. Думаю, работу в этом направлению необходимо продолжать и расширять, привлекать и других специалистов.  

Я считаю, что такая работа по духовно-нравственному развитию даст положительные результаты, пусть они не будут видны мне сейчас, а проявятся лишь спустя годы, но это будут самые важные, самые прекрасные результаты. Я с удовольствием напомню известные многим слова: "Человек - это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук". Поэтому, чтобы души детей приняли высокие принципы, воспитателю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...