Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лисечко Наталья Николаевна

Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.

Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.

Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.

Предварительная работа:

1)      Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».

2)     Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».

Материал:

Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».

Ход мероприятия:

Педагог:

Край родной 

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.


С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый, 
Любовь моя.

(М. Пожарова)

Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.

Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.

Вы на карту внимание обратите,

Взгляд свой на ней остановите

Это – здесь наш дом.

Мы в нем живем!

Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!

Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)

Педагог:  Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?

Послушайте мою загадку:

Для колес, копыт и ног

Много сделано дорог

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути

Где крутой звериной тропкой,

Не проехать не пройти,

Там всегда в метель и стужу,

Без дорог и ночь и день

Человеку честно служит

Быстрый северный (олень).   

Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.

А теперь задания для знатоков родного края.

Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.

Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке

Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.

Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры

Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.

Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?

Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.

Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.

Педагог: Ребята, чего нет на карте?

Дети: На карте нет растений.

Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.

Педагог: Назовите коренных жителей Югры.

Дети: ханты и манси.

Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).

Как называется жильё хантов и манси?  (Чум)

Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»

По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).

Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)

Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.

Ты, рыбак, не зевай,

Рыбку ты скорей поймай!

Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок.  Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.

Краснопёр, полосат, гроза любой реки.

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый … (окунёк)

 

Под водою, как ракета,

Промелькнула злюка эта.

Пасть разинув, мчит без звука.

За рыбёшкой мелкой ...(щука)

 

В рот этой рыбе палец не клади,

Смотри, за борт ты к ней не упади,

Ведь эта хищница в один присест

Тебя возьмет и просто съест. (акула)

 

Он драчун и забияка,

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (ерш)

 

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины, 

Дети, кто это?  (дельфины)

 

Любит в тине он копаться,

И личинками питаться,

И клевать по вечерам.

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его?  (карась)

 

Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.

Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).

На снегу, как в книге,

Я читал следы.

Посмотри внимательно –

Всё поймёшь и ты!

Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам  животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.

Д/И «Отгадай по описанию».

(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь)  (слайды  фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)

- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.

А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).

·   На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)

·   В воде плавает, но сухая. (Утка)

·   Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)

А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.

Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):

  1. Эти ягоды созревают в лесу первыми.
  2. Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
  3. Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
  4. Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
  5. Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.

Итог:

Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?

Что вам понравилось?

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№7 «Незабудка» корпус №3.

г. Мегион

Конспект занятия по развитию речи

«Край, в котором мы живём»

для детей старшего дошкольного возраста

  Составитель: учитель-логопед

Лисечко Наталья Николаевна

2016 г.

Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.

Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.

Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
  2. Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».

Материал:

Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».

Ход мероприятия:

Педагог: 

Край родной 

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.


С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый, 
Любовь моя.

(М. Пожарова)

Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.

Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.

Вы на карту внимание обратите,

Взгляд свой на ней остановите

Это – здесь наш дом.

Мы в нем живем!

Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!

Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)

Педагог:  Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?

Послушайте мою загадку:

Для колес, копыт и ног

Много сделано дорог

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути

Где крутой звериной тропкой,

Не проехать не пройти,

Там всегда в метель и стужу,

Без дорог и ночь и день

Человеку честно служит

Быстрый северный (олень).    

Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа. 

А теперь задания для знатоков родного края.

Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.

Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке

Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.

Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры

Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.

Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?

Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.

Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.

Педагог: Ребята, чего нет на карте?

Дети: На карте нет растений.

Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.

Педагог: Назовите коренных жителей Югры.

Дети: ханты и манси.

Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).

Как называется жильё хантов и манси?  (Чум)

Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»

По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).

Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)

Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.

Ты, рыбак, не зевай,

Рыбку ты скорей поймай!

Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок.  Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.

Краснопёр, полосат, гроза любой реки.

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый … (окунёк)

Под водою, как ракета,

Промелькнула злюка эта.

Пасть разинув, мчит без звука.

За рыбёшкой мелкой ...(щука)

В рот этой рыбе палец не клади,

Смотри, за борт ты к ней не упади,

Ведь эта хищница в один присест

Тебя возьмет и просто съест. (акула)

Он драчун и забияка,

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (ерш)

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины, 

Дети, кто это?  (дельфины)

Любит в тине он копаться,

И личинками питаться,

И клевать по вечерам.

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его?  (карась) 

Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.

Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).

На снегу, как в книге, 

Я читал следы. 

Посмотри внимательно –

Всё поймёшь и ты!

Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам  животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.

Д/И «Отгадай по описанию».

(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь)  (слайды  фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)

- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.

А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок). 

  • На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
  • В воде плавает, но сухая. (Утка)
  • Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)

А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.

Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):

  1. Эти ягоды созревают в лесу первыми.
  2. Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
  3. Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
  4. Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
  5. Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.

Итог:

Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?

Что вам понравилось?

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион       Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...

Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки»

Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова.Задачи: коррекционно-образовательные: формировать умение называть и определять слова на заданный звук,  определять место звука в слове; совершенс...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...