Темперамент и общение
статья на тему

Лунева Галина Николаевна
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в зна¬чительной степени определяет психологическую совмес¬тимость или несовместимость людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament_i_obshchenie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1.Темперамент и общение……………………………………..стр.2

2.Сангвиник…………………………………………………….стр.2

3.Флегматик…………………………………………………….стр.4

4.Холерик……………………………………………………….стр.5

5.Меланхолик…………………………………………………..стр.6

Список использованных источников…………………………стр.7

1.Темперамент и общение.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

2.Сангвиник

Люди этого типа обладают быстротой и  живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиники - очень  общительны. Легко вступают в контакты. Они, как правило, легко и быстро приспосабливаются к новой обстановке, стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события.  Умеют увлекать других. Поддерживают хорошую атмосферу  в коллективе, любят шутку, остроумие. Сангвиник быстро ориентируется  в незнакомой обстановке. За короткое время входят в коллектив, создают вокруг себя положительный микроклимат. Сравнительно легко переживают неудачи. Вместе с тем сангвиник, избегает острых проблем. Часто упрощает поставленные задачи. Отличается хорошей работоспособностью, особенно если работа нравится и вызывает у него интерес. Длительная напряженная однообразная умственная или физическая работа напротив его быстро утомляет. В трудных ситуациях становятся более собранными и целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора. Для сангвиников все представляет состязание, а во всех состязаниях необходимо добиваться победы. Они должны быть на первом месте в любой деятельности. Сангвиник - очень общительная и увлеченная личность. Он уходит от конфликта, сложную конфликтную ситуацию переводит в шутку. Отношение к критике спокойное, хотя сам никогда виноватым себя не признает, у него всегда виноват кто-то другой: сотрудники, друзья, родственники или даже транспорт. 

Они умеют найти  общий язык с любым человеком, причем, делают это легко и непринужденно. Сангвиник незаменим в работе с клиентами и посетителями. При  этом сангвинику не следует вникать  во все детали дела. Он не придает  значения мелочам и, все равно, не удержит их в памяти. Зная суть дела в общих чертах, сангвиник может  блестяще вести беседу с кем угодно. Как известно, сангвиники — хорошие  ораторы. Поэтому именно им надо чаще давать слово на различных собраниях  и совещаниях. Жить, работать вместе с сангвиником – значит серьезно зависеть от его настроения, успокаивая себя тем, что и гнев, и авторитарность его насущно естественны, что хоть зла не таит, не мстителен, а если и мстителен, то обычно безобидно, по-детски. С сангвиником легко общаться. Не требуется никакой особой тактики поведения. Порадовать сангвиника также просто. Подарки сангвиникам, в силу их покладистого и жизнерадостного характера, могут быть очень разными. Каждому подарку они найдут применение и одинаково будут рады и зажигалке, и телевизору. Главное, чтобы подарок был действенный, полезный потому что к статичным вещам вроде статуэток сангвиники относятся отрицательно. У сангвиника повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, но несущественный факт может сильно рассердить. Однако он хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. К неудачам относится легко, часто не конфликтует, но может высказать претензии, если почувствует, что его ущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращая внимания на упреки друзей. Считает, что это пустяки. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Сангвиники нередко становятся лидерами. Потому, что сангвиник - социально наиболее адаптивный тип. 

Сангвиники умеют  и любят лидировать. Из них получаются хорошие руководители самого разного  уровня. Правда, некоторые черты  характера сангвиника могут поставить  под вопрос успех его руководящей  деятельности. Излишняя самоуверенность, поверхностность в проникновении  в суть вопроса, неаккуратность в  ведении дел, — все это мешает сангвинику успешно решать производственные задачи. Сотрудник-сангвиник очень  работоспособный и деятельный. Быстро находит выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным качествам  сангвиники чаще всего занимают лидирующее положение и на работе и дома. Руководитель-сангвиник плохо работает при однообразии и монотонности, но является хорошим работником на опасных и ответственных места 

 С сангвиником  в общении очень легко. Под  него не нужно подстраиваться, скорее всего, он сам подстроится  под тебя. Однако в общении  бывает поверхностен и легкомыслен, что нельзя назвать плюсом.

Правила общения с сангвиником:

  1. Сангвиник любит дарить свою улыбку всем и сразу, так что даже не думайте о праве собственности на эту улыбку.
  2. Будьте готовы к его желанию беспрестанно очаровывать всех вокруг.
  3. Сангвиник не терпит равнодушия и скуки, так что ни в коем случае нельзя злоупотреблять его добротой и миролюбием.
  4. Сангвиник — человек поверхностный, можете и не пытаться добиться от него сильной эмоциональной вовлеченности.

3.Флегматик

Пассивен в общении . Флегматик - это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием.
Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает обращаться к ним - задавать вопросы, вступать в беседу. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если поссориться с ними, даже если эти люди обидят его.
Однако не следует думать, что он такой всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определённого предела, критической величины, неминуем сильный "разряд", нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому казалось бы незначительному поводу.

4.Холерик

По природе общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми. Любят подчинять и контролировать окружающих, во всех видят соперников. Стремление к лидерству в сочетании с несдержанностью делает характер этих людей достаточно тяжелым в общении.

Правила общения с холериком

  1. Когда холерик кричит, то он вовсе не кричит.
  2. Если во время беседы холерик сделал несколько резких жестов и ударил кулаком по столу, то не беспокойтесь, он так сбрасывает напряжение, накопленное за день.
  3. Холерики не понимают намеков и полутонов, ели вам от них что-то нужно, то лучше прямо говорить о желании. Многословные выступления, напротив, лишат измученных холериков последнего терпения и просто приводят в ярость.
  4. Холерик практически не способен врать и окружающим обмана он не простит.
  5. Он не может долго сидеть на одном месте и выполнять рутинную работу, так что вам остается только смириться. Холерик всегда будет раздраженно реагировать на медлительность, опоздания и однообразие.
  6. Если в вас и вашем поведении холерика устраивает всё, то он без промедлений направит свою энергию на достижение ваших с ним общих целей.

5.Меланхолик

Люди, относящиеся к этой категории, довольно часто кажутся окружающим странными и загадочными. Меланхолик редко выражает чувства и эмоции, он переживает все в себе. Однако обидеть и ранить такого человека настолько легко, что он может полностью прекратить с вами общение, причем взрыва эмоций в такой момент вы не увидите, меланхолик будет выглядеть спокойным и уравновешенным.

Главное, что надо сделать в общении с людьми такого типа – попытаться понять их внутреннее состояние и поведение. Если вы достаточно эмоциональны, то сделать это будет очень сложно.

Во-первых, при общении всегда помните о сохранении определенной дистанции. Никогда не задавайте лишних вопросов, на которые человек не хочет отвечать, не комментируйте действия меланхолика – это может его обидеть. Причем даже какие-то вещи этого человека берите только после получения соответствующего разрешения. Люди этого типа не только обидчивы, но и ревнивы.

Во-вторых, вам надо постараться следить практически за каждым своим словом и поведением. Не делайте необдуманных поступков или компрометирующих действий. Например, если вы будете активно смотреть по сторонам или бросать взгляды на стрелки часов во время разговора с меланхоликом, то человек может на вас обидеться, увидев в ваше поведении отсутствие интереса к его персоне. То же самое касается и двусмысленных фраз. Меланхолик может понять такие слова в соответствии с особенностями своего характера, что также вызовет обиду в вашу сторону.

Третий момент – разговаривать с меланхоликом надо также по-особенному. Если вы будете слишком часто отходить от темы, то вызовете у человека лишь стремление к одиночеству. Речь ваша должна быть максимально понятной и конкретной. Старайтесь говорить только по существу вопроса.

Очень хорошим приемом в распознании настроения меланхолика являются психологические методы оценки. Обращайте внимание на жесты человека. Если, например, вы видите, что собеседник отводит взгляд, начинает перебирать какие-то предметы в руках, то это является первым признаком его душевного волнения. Тему, которую вы обсуждали в этот момент, лучше сменить.

Если вы сможете понять меланхолика, то в вашей жизни появится надежный и верный друг, который никогда вас не обманет и не предаст. Однако для установления контакта с таким человеком необходимо иметь достаточно большой запас терпения.

Правила общения с меланхоликом

1.Поддерживайте и воодушевляйте меланхолика, когда он переживает свою очередную «чёрную полосу» и занимается углубленным самобичеванием.

2.Делайте комплименты, хвалите и подбадривайте его – это очень полезно в данном случае.

3.Сохраняйте спокойствие во всех ситуациях, чтобы не подпитывать и без того раскрученную тревожность меланхолика. Ваше самообладание поддержит его и заставит пересмотреть отношение к ситуации.

4.Будьте инициатором общения. Меланхолики застенчивы и время для них течет очень медленно, поэтому вы можете не дождаться «созревания». Сделайте первый шаг – и меланхолик будет вам благодарен.

5.Проявляйте деликатность. Меланхолик время от времени должен побыть в уединении для восстановления сил. Не стремитесь во что бы то ни стало вытащить его из скорлупки даже из самых благих побуждений, иначе он сочтет вас навязчивым.

Список использованных источников:

1. http://xreferat.com/77/2550-1-tipy-temperamentov-ih-psihologicheskaya-harakteristika.html.

2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9648.

3. http://otherreferats.allbest.ru/psychology

Основные типы неправильного воспитания в семье

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Безнадзорность, бесконтрольность– родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).

Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя). Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.

Кумир семьи– ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают). Ребенок обвиняет всех, но только не себя.

Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему). Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.

Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)–за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество). Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.

В условиях повышенной моральной ответственности- с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.

Воспитание по типу “кумир семьи”

Это нередкая форма неправильного воспитания. Заключается она в том, что ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, касающиеся внешнего вида (“самый красивый”), психических данных (“самый умный”). Чаще это бывает в семьях, где единственный ребенок окружен повышенным вниманием нескольких взрослых – матери, отца, дедушки, бабушки и других близких, постоянно выражающих восторг в его адрес. Иногда такое может быть у одинокой матери, заласкивающей своего ребенка, или при скрытой безнадзорности, когда все силы родителей направлены на создание материального благополучия семьи. При этом допускается вседозволенность, излишняя свобода. Отсутствуют запреты недозволенного. Выполняются все требования детей относительно нарядов, наличия излишних карманных денег. При таком воспитании ребенок вырастает эгоистом, с повышенным самомнением, с собственной переоценкой и с непоколебимой “жаждой признания”. Поведение таких детей и подростков характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, “престижным” вещам и занятиям. Такие подростки любыми средствами стараются выделиться среди окружающих, привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными, а иногда могут демонстрировать покушение на свою жизнь.

 Либеральный стиль: 

Любовь и вседозволенность. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение детей. Дают детям неограниченную свободу при отсутствии каких -либо ограничений. Наказания не применяются, но нет и правил, обязанностей. Это именно тот стиль, про который обычно говорят «Дети сели родителям на голову». Родители ориентированы на удовлетворение просьб и желаний детей, а не их реальных потребностей, слабо или вообще не различают эти понятия. (ребенок может сказать, что хочет игрушку, но это не обязательно то, что ему действительно нужно. Возможно, ему не хватает внимания или чувства защищенности) Поскольку родители не могут обойтись без послушания детей, то тут оно тоже присутствует, но природа его другая. Родители пытаются добиться послушания через уговоры, манипуляции и подкуп. При всем отличии от строгого стиля их объединяет общее качество – борьба за власть. Только в строгом стиле власть у родителей, тут – у ребенка.
Ключевое слово : забота
Сила. В этом стиле сила на стороне ребенка.
Дети: испытывают сложности с социальной адаптацией потому что им тяжело приспособиться к любой регламентированной атмосфере. Порой ведут себя агрессивно и неадекватно, склонны обвинять других в своих неудачах. С другой стороны, дети в таких семьях могут чувствовать слабость родителей и воспринимать ее как незащищенность что приводит к страху и неуверенности. Часто стают творческими людьми. но обычно испытывают сложности с реализацией своих планов. Могут достигать значительных успехов в том случае, если сумели найти себе дело по душе. Детям, выросшим в таких семьях, часто присуща привычка манипулировать людьми, поскольку они еще в детстве привыкли манипулировать родителями. 

В семье Кабаковых пятеро детей: Соня, 12 лет; Маша, 5 лет; Илья, 4 года; шестимесячные близнецы Иван и Иосиф. Папе - художнику-оформителю - 50 лет, маме 38 лет, она занимается домом и детьми.

В программу эта семья обратилась из-за старшего сына - после рождения близнецов Илья перестал слушаться родителей, игнорирует любые их просьбы и требования, хулиганит, капризничает по любому поводу.

К содержанию

Заключение психологов

Непослушание Ильи: мальчик действительно неподконтролен родителям. На самом деле ему просто почти не уделяют внимания мама и папа. Они тратят почти все свое время на младенцев. На все просьбы мамы Илья реагирует отказом, кричит, а когда родители не видят, издевается над младшими братьями.

Отсутствие распорядка дня: в семье Кабаковых с режимом дня просто беда. Мама даже забывает приготовить детям обед, на прогулку они собираются около часа, потому что все детские вещи разбросаны по квартире, в раковине вечно немытая посуда, вечернее купание растягивается на полтора часа. Все в семье измотаны постоянными домашними делами.

На пятый день пребывания няни в семье неожиданно выясняется, что Леонид бьет детей, называя себя "апологетом телесных наказаний". Илья, беря пример с папы, бьет свою сестру.

Кроме того, домашние обязанности между родителями не распределены.

К содержанию

В первый день няня только наблюдала

У Кабаковых вся жизнь катастрофически не организована. Режим дня отсутствует. Няня была в шоке, когда выяснила, что родители не могут отличить одного мальчика-близнеца от другого, хотя им уже по 6 месяцев, и мама проводит с ними все свое время. Перед обедом Лена вспоминает, что ничего не приготовила детям, и признается, что не любит готовить вообще. Когда от бутербродов дети отказываются, мама решила их не кормить.

Няня отметила безответственность Лены - она оставила малышей с Ильей и Машей, не объясняя им, как надо обращаться с младенцами. Когда семейство начинает собираться на прогулку, няня чуть не сходит с ума - все действия мамы хаотичны, непоследовательны. Семья вышла на прогулку почти через час.

Картину хаоса дополнило вечернее купание. Мама Лена полтора часа простояла в ванной и оттуда просила мужа принести то, это, поменять памперс, сделать бутылочку детям… Леонид тихо зверел, но все выполнял. Илья и Маша бродили по квартире из угла в угол.

Из-за того, что купание затянулось, дети оказались лишены сказки на ночь…

К содержанию

Разговор с родителями

Няня подтверждает опасения родителей - Илья действительно проблемный мальчик, но все оттого, что в доме царит хаос и отсутствует режим. Няня обвиняет Елену в организации этого хаоса. Лена ожидала совсем других слов от няни, они искала поддержки. Но если направить ее по неверному пути и быть слишком мягкой, няня не сможет помочь этой семье. Папа, напротив, доволен - это именно то, что он сам хотел сказать, но молчал, боясь обидеть жену. Родители соглашаются сотрудничать с няней.

Няня была в семье всего семь дней. За это время она установила в этой семье правила:

- Распорядок дня - закон для всех

- У каждого в семье есть свои права и обязанности

- В доме должен быть порядок

- Доводи каждое дело до конца

Сначала вся семья с правилами согласилась, но в первый же день мама начала активно сопротивляться. Папа же был очень доволен всем происходящим. В конце дня няне пришлось просить Леонида проявлять мужскую твердость - настаивать на распорядке дня и распределении обязанностей.

Изменения все отметили на третий день, когда няня организовала генеральную уборку. Неожиданно для мамы непослушные дети активно помогают ей убираться. Позже они сами оделись на прогулку всего за 20 минут. Леонид был искренне поражен, когда вернулся с работы.

К содержанию

На четвертый день произошел конфликт няни с папой

Родители были рады переменам в доме. Лена впервые за долгое время смогла выспаться. Няня радовалась, но понимала, что Илья не мог только из-за отсутствия режима дня вести себя плохо, и уж тем более бить сестру просто так. Ее опасения оправдывались. Няня узнала, что папа бьет детей. Леонид не понимал, почему нельзя наказывать детей. Он назвал методы няни антипедагогичными - гораздо эффективнее дать подзатыльник, чем разговаривать с сыном. Няня настаивала, приводя веские аргументы, и папа сдался.

Он попросил прощения у сына и пообещал больше никогда его не бить. Спустя час Илья помирился с сестрой.

На шестой день няня отметила, что Елена стала улыбаться, чего раньше из-за постоянной усталости не было. Она даже приготовила всей семье вкусный грибной суп.

Почему некоторые не могут справиться с детьми сами?
Интервью с Леонидом Кабаковым

Что вы обычно делаете, когда ребенок не слушается?

- Хороший вопрос. Стараюсь сначала словесно воздействовать, потом наказываю.

- Кто в вашей семье лучший воспитатель?

- Моя жена Лена.

Если бы вы прочли советы няни, например, в книге, вы смогли бы их применить?

- Не уверен. Я не люблю педагогическую литературу, к тому же нет времени её читать, я считаю что педагогика - это практическая наука.

Помогла ли няня? Пользуетесь ли ее советами? Изменилась ли ситуация в семье?

- Да, как ни странно, помогла. Ситуация изменилась, упорядочился хаос, стало больше взаимопонимания.

По десятибальной шкале изменения на четыре пункта вверх. Правила до сих пор висят на стенке.

ТНТ может помочь и Вам

Телеканал ТНТ приглашает все желающие семьи при

Мама олеся папа женя власовец манелис

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

Темперамент ребенка и формы общения с ним

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он перехо...