преемственностьГБДОУ и школы
статья (подготовительная группа) на тему

Тюляндина Юлия Александровна

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

В.А. Сухомлинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

В.А. Сухомлинский 

        Вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования не является новым для российской системы образования. Проблема преемственности интересовала педагогов — теоретиков и практиков — всегда. Преемственность является одним из ведущих принципов, на которых базируется система непрерывного образования. 

       В современном отечественном образовании происходят радикальные перемены. Они на первый план выводят проблему преемственности в обучении и воспитании детей на этапе перехода с одной образовательной ступени на другую.   По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”, но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

             В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. Вместе с тем в одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

        

        Вопросу изучения преемственности уделялось достаточно большое внимание в работах таких ученых, как Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева и других. На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю.К. Бабанский, М.С. Годник, М.А. Данилов, В.С. Леднев, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др . Анализ работ показал, что понятие «преемственность» не трактуется в педагогической теории однозначно. Оно может рассматриваться с различных позиций, как: а) принцип обучения и воспитания; б) условие успешной педагогической деятельности; в) фактор (то есть движущая сила обучения воспитания и развития личности);

д) требование к организации учебно-воспитательного процесса  [1]. Должикова, Р. А., Федоимов, Г. М., Кулинич, Н. Н., Ищенко, И. П., преемственность следует рассматривать как условия, фактор, требование, принцип процесса обучения. В соответствии с другой позицией, «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», в которой непрерывное образование понимается «как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Авторы данного нормативного документа говорят также о необходимости обогащения понятия преемственности новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным, педоцентрическим. Основными характеристиками принципа преемственности ученые считают самоценность каждого возраста и опору на возрастные особенности детей; связь и согласованность всех компонентов методической системы этапов учебно-воспитательной работы, последовательность и перспективность в отборе и расположении учебного материала, в способах его изучения и учебного материала, в способах его изучения и осмысления [2]. Сторонники деятельностного подхода связывают преемственность образования с непрерывностью процесса саморазвития личности в процессе учебной деятельности [4] 

     Перспективной задачей в связи с этим является разработка Программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного и начального образования, а также соответствующих учебнометодических комплексов, обеспечивающих реализацию данной программы. В рамках системного подхода к образованию предпринимаются попытки построения преемственных методических систем (Л. Г. Петерсон, А. В. Белошистая, Е. В. Бунеева и др.), в основе которых лежат взаимосогласованные цели, методы, содержание, средства и формы обучения. Подобного рода линейный способ решения проблемы преемственности реализовался в образовательной системе «Школа 2100». По мнению авторов, целостность, последовательность и системность образовательного процесса на всех возрастных ступенях обеспечивается методологическим единством, единством целей, содержательным и процессуальным единством, единством оценивания образовательных достижений учащихся. Системный подход высвечивает проблемы вариативности преемственных методических систем, построения образовательного процесса в контексте единой системы принципов обучения, включающих: личностно-ориентированные, культурно ориентированные, деятельностно ориентированные принципы (А. А. Леонтьев).

     Анализ нормативно- правовой базы в сфере образования и результатов деятельности дошкольных образовательных учреждений показывает, что на сегодняшний день наметился существенный сдвиг в сторону реализации важнейших положений документов, являющихся правовыми основами развития и функционирования системы дошкольного и начального образования в России (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании"). Среди них: конституционное право каждого ребенка как члена общества на получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

     Перспективы развития системы дошкольного образования в настоящее время определяются следующими программными документами:

- Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р);

- Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.2007№ 1351).

     Вместе с тем происходящие в системе образования изменения, позитивные по сути, не всегда ведут к улучшению качества образования. Так, вариативность образовательных программ привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - одночасовые предметы. Это привело к неоправданному росту требований к детям, поступающим в школу, снижению качества их образования и перегрузке. Расширение спектра образовательных услуг в сфере подготовки к школе вызвало увеличение доли образовательных структур, рассматривающих предшкольное образование как более раннее изучение программы первого класса и сводящих его к формированию узкопредметных знаний и умений.

       Можно с уверенностью сказать, что без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. В этой связи возникает становится актуальным обеспечение  "непрерывного образования", рассматриваемое нами как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

       Важными для развития системы дошкольного образования являются и другие базовые принципы, лежащие в основе современной государственной политики в области образования:

  • открытость к общественным запросам и требованиям времени;
  • привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
  • переход на современные образовательные технологии;
  • обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.

     С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования, в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 гг. (далее -Комплекс мер).

     В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) по двум основным направлениям:

  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • повышение его качества.

     Ключевое значение при этом имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых условий для обучения в начальной школе. Только адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе, поэтому создание равных условий обеспеченности услугами дошкольного образования - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ.

     В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования для детей 3-7 лет из разных социальных групп и слоев населения:

  • в группах полного дня на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;
  • в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

     К числу  типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, можно отнести:

  • переуплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
  • нехватка педагогических кадров;
  • несогласованность требований контролирующих и других организаций и пр.

     Так, например, из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты работники системы дошкольного образования сталкиваются со следующими трудностями:

  • не отлажена система учета дошкольников, данные различных служб (например, поликлиники, детского сада и школы) отличаются порой в разы;
  • отсутствует единая информационная система, объединяющая сведения о рынке образовательных услуг для детей дошкольного возраста (родители часто дезориентированы в данном вопросе, испытывают трудности в выборе образовательного учреждения, услуг основного и дополнительного образования);
  • различные образовательные учреждения дублируют друг друга в вопросах обучения, подготовки детей к школе (например, ребенок посещает и детский сад, и "Школу будущего первоклассника", и кружок раннего изучения иностранного языка), что приводит к совершенно неоправданной, недопустимой перегрузке дошкольников;
  • практика работы групп кратковременного пребывания нередко сводится к реализации отдельных направлений (например, обучению грамоте и основам математики) в ущерб общему развитию ребенка (физическому, социально-личностному и др.);

остается нерешенной проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, связанная на сегодняшний день не столько с содержанием учебных программ, сколько с низкой адаптивностью школы, в т. ч. вследствие стратегии подготовки учителя начальных классов к работе с будущими первоклассниками;

  • существование целого ряда субъективных и объективных причин, по которым современные родители часто не могут эффективно организовать развитие своего ребенка в домашних условиях, нуждаются в квалифицированной помощи.

     Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к ощутимым результатам. Политика "латания дыр" не соответствует темпам модернизации образования и общества.       Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно сжатые сроки, при этом необходимо учитывать как демографические, так и социально-экономические условия.

     Научных исследований по преемственности дошкольного и начального образования не много. Отдельные теоретико-методические стороны данного вопроса раскрываются в работах Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева и других. На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю.К. Бабанский, М.С. Годник, М.А. Данилов, В.С. Леднев, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. В указанных исследованиях преемственность рассматривается в разных аспектах:как педагогический принцип ,как условие, как базовый механизм, обеспечивающий непрерывность образования.

     Анализ современной ситуации позволил выявить противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем. Мы считаем, что преемственность дошкольной и начальной общего образования может быть обеспечена, если:

  • будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;
  • созданы сопряженные учебные планы;
  • определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности;
  •  обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

     Изучение теоретических и методических исследований по основам преемственности дошкольного и начального школьного образования было проведено  со следующих позиций: организационно-педагогические проблемы развития преемственности  дошкольного  и  начального общего образования, психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, формы преемственности  дошкольного  и  начального общего образования.

      Анализ научной литературы позволил нам выделить пять основных этапов в разработке проблемы преемственности дошкольного и начального образования отечественными педагогами и психологами:

  • 1-й этап - (80-90 годы XIX в. - начало XX в.). На данном этапе в отечественной педагогике закладывается представление о преемственности как о необходимом условии эффективного образования.
  • 2-й этап - (20-40 годы XX в.). Данный этап совпадает с возникновением и развитием советской педагогики. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования находят отражение в трудахЛ.Е. Раскина, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голанта, П.Н. Груздева, Е.И. Тихеевой и др.
  • 3-й этап - (50-60 годы XX в.). В рамках данного периода проблема преемственности детского сада и начальной школы находит отражение в трудах ученых-педагогов И.А. Каирова, Н.К. Гончарова, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Т. А. Ильиной и др.
  • 4й этап - (70-80 годы XX в.). В этот период вопросы преемственности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста получают дальнейшее развитие в трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Ученые рассматривают преемственность в аспекте смены ведущих видов деятельности.
  • 5-й этап - (90-е годы XX в. - начало XXI в). На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования. В исследованиях ученых-психологов получает дальнейшее развитие проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

     На современном этапе преемственность как много аспектное явление рассматривается в рамках системы развивающего обучения. Ученые указывают на необходимость формирования на дошкольной ступени не прообраза учебной деятельности, а ее универсальных психологических предпосылок. Особое внимание уделяется обогащению образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности, которые обеспечивают создание психологического фундамента готовности ребенка к начальному обучению. Понятие «преемственности» обогащается новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным, педоцентрическим.

Библиографический список используемой литературы

1.  Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

2.  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)  // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 3–20.

3.  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003.

4.  Петерсон, Л. Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования на примере курса математики : автореф. дис. д. п. н. / Л. Г. Петерсон. – М., 2002.

5. Четыз Т.Н. Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и начальной школой // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2005. -№ 3; То же [Электронный ресурс].-URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-preemstvennosti-mezhdu-doshkolnym-obrazovaniem-i-nachalnoy-shk... (04.10.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...