ВКР Формы и содержание просветительской работы с родителями дошкольников
материал (младшая группа) по теме

Галаган Нина Андреевна

Работа описывает особенности просветительской работы с родителями в первой младшей группе в период адаптации детей к детскому саду. Исследование содержит план просветительской работы с родителями на год (для первой младшей группы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон: 8 (800) 555-30-69

E-mail: www.razvitum.org

Дипломная работа

Тема: Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников

Программа переподготовки: Теория и методика дошкольного образования и воспитания (Воспитатель ДОУ)

Выполнил:

Галаган Нина Андреевна

Проверил:

Бондарева Виктория Николаевна,

 кандидат культурологии,

доцент кафедры теории и истории культуры

института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена

САНКТ-ПЕТРЕБУРГ

2016 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Теоретический анализ возможных форм просветительской работы с родителями дошкольников                                                                                     7

1.2. Содержание просветительской работы с родителями дошкольников      13

1.3. Нормативно-правовые основы работы с родителями  в дошкольном учреждении                                                                                                            17

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ ДЕТЕЙ

2.1 Особенности просветительской работы с родителями вновь прибывших детей                                                                                                                        22

2.2 Годовой перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей                                                                                        26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     43


ВВЕДЕНИЕ

Открытость образовательного учреждения, квалифицированная работа педагога с родителями, полнота предоставления информации о работе образовательного учреждения родителям и другим участникам образовательного процесса – актуальные на сегодняшний день вопросы, нашедшие свое отражение во многих нормативных документах. Так, среди основных принципов, утвержденных федеральным государственным стандартом дошкольного образования, присутствует принцип сотрудничества дошкольной организации с семьей, которое выражается в том числе и в «консультативной поддержке родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей»[1]. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении также ставит перед дошкольным образовательным учреждением задачу «оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей»[2].

        Все описанные выше моменты относятся именно к вопросам просветительской работы с родителями дошкольника. ТО есть одна из задач работы воспитателя – это педагогическое просвещение родителей в целях поиска наилучших вариантов организации взаимодействия с ребенком, направленных на его развитие, сохранение его здоровья и т.д. В то же время благодаря тенденции к увеличению информационных потоков в современном обществе, дошкольное образовательное учреждение в лице педагога-воспитателя испытывает затруднения в процессе работы по просвещению родителей. Эти проблемы связаны с изменением роли образовательного учреждения (детский сад, школа перестали быть основным источником знаний для детей и родителей), снижению социальной значимости педагога в современном обществе и др. Данные противоречия наиболее остро выступают именно в процессе работы с родителями вновь прибывших детей, так как на данном этапе они осложняются процессами адаптации – как детей, так и родителей и даже педагогов.

Данные противоречия актуализируют основную проблему исследования: необходимость разработки специальных методов и приемов просветительской работы с родителями вновь прибывших детей для осуществления конструктивного и продуктивного взаимодействия.

Одним из условий разрешения противоречий является разработка перспективного плана, посвященного просветительской работе с родителями вновь прибывших детей.

Гипотеза исследования – использование специально подобранных форм и методов просветительской работы с родителями вновь прибывших детей повысит уровень доверия родителей к дошкольному учреждения, снизит их уровень тревожности, привлечет к активному взаимодействию с сотрудниками ДОУ.

В связи с перечисленными выше соображениями актуальности нами была определена тема исследования - содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников.

Цель работы – теоретически обосновать и разработать годовой перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей.  

Задачи исследования:

- изучить нормативно-правовые основы, теоретические разработки, методическую литературу, посвященную просветительской работе с родителями дошкольников,

- проанализировать возможные формы и содержание просветительской работы с родителями дошкольников,

- определить особенности просветительской работы с родителями вновь прибывших детей,

- разработать перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей.

Объект исследования – педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет исследования – особенности просветительской работы с родителями вновь прибывших детей.

Теоретической основой исследования являются:

- методические разработки и научные исследования в области просветительской работы с родителями дошкольников (Козловой А.В., Дешеулиной Р.П., Марковой Т.А., Солодянкиной О.В. и других),

- нормативно-правовая база работы дошкольного образовательного учреждения (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Закон «Об образовании» и т.д.),

- теоретические исследования об особенностях адаптационного периода пребывания ребенка в детском саду.

В ходе исследования применялись как теоретические (анализ, синтез информации, обобщение и пр.), так и практические методы (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование и др.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Теоретический анализ возможных форм просветительской работы с родителями дошкольников

Педагогическое просвещение родителей – одна из традиционных задач образовательных учреждений в нашей стране. Еще в конце 70-х годов прошлого века перед образовательными учреждениями СССР ставилась задача «повсеместно организовать педагогическое просвещение родителей, добиваться единства усилий в воспитании детей со стороны семьи, школы и общественности».[3] 

Эта задача остается актуальной и по сей день, хотя и обретает новые стороны, обрастает новыми сложностями, связанными с изменениями в обществе, государственной политике в отношении воспитания и образования и т.д.  

В данной работе будет использование следующее рабочее понимание категории педагогического просвещения родителей. Педагогическое просвещение родителей – это обогащение их знаниями, установками, умениями, необходимыми для гармонизации семейных отношений и эффективное выполнение родительских ролей в семье и обществе[4]. При этом педагогическое просвещение выступает как одна из форм организации взаимодействия с родителями, возможно, наиболее важная, но далеко не единственная.

Современная педагогическая наука выделяет следующие направления работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении:

- информационно-аналитическое (сбор и анализ данных, касаемых особенностей развития детей, семейных условий и проч.),

- диагностическое (определение проблем развития ребенка, поиск путей их оптимального решения),

- просветительское (основная задача – формирование педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма самих педагогов),

- организационно-деятельностное (предполагает привлечение родителей к участию в образовательном процессе).

Нетрудно заметить, что именно просветительское направление работы с родителями ставит перед собой наиболее глобальную цель, но вместе с тем и наиболее важную. С точки зрения некоторых исследователей, все остальные направления являются лишь средствами достижения этой цели – формирования педагогической культуры родителей, а также установления продуктивных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.

Для реализации просветительского направления работы с родителями педагогическая наука выработала довольно обширное количество различных форм организации взаимодействия. Некоторые из них используются педагогами довольно давно и стали традиционными, а некоторые можно назвать современными и даже новаторскими. В нашей стране в 80-е годы существовал даже опыт родительского всеобуча, который реализовал просветительскую функцию педагогических учреждений в массовом варианте, используя формы лекториев, народных университетов, школ молодой матери и др[5].  

У разных исследователей встречаются описания различных форм просветительской работы с родителями. Например, Ядшенко В.И.[6] подробно описывает эффективность бесед, или бесед-встреч и подчеркивает, что доброжелательная атмосфера этих бесед принесет большую пользу, нежели назидательный, авторитарный тон. Козлова С.А.[7] подчеркивает значимость таких форм, как посещение семьи, проведение дня открытых дверей, консультаций, родительских собраний, конференций и др.

Суммируя упоминаемые в различных исследованиях формы просветительской работы, можно составить довольно обширный список, но наиболее распространенными формами будут нижеописанные варианты.

Родительские собрания. Данная форма работы с родителями является традиционной – она широко используется подавляющим большинством образовательных учреждений. Так, современная педагогическая практика дошкольного образования выработала обширное количество разновидностей родительских собраний – общие (для всех родителей детского сада), групповые (для родителей одной группы), подгрупповые (для части родителей одной группы), тематические (посвященные, например, вопросам адаптации ребенка или проблеме отклонений в речевом развитии), а также нетрадиционные формы организации собрания (собрания-семинары, собрания-дискуссии, виртуальные собрания и т.д.).

Беседы и консультации. Беседы и консультации обычно посвящены определенной теме или проблеме, они могут проводиться как индивидуально, так и с группой родителей. Консультирование обычно предполагает более тщательную проработку содержания предоставляемого материала, больший объем информации, преимущественную активность педагога. Беседа же – это равноправное обсуждение какого-либо вопроса педагогом и родителем, часто происходящее без предварительной подготовки. Целью этих форм работы может быть не только предоставление информации, помощь в решении проблем воспитания, но и снятие психологического напряжения, установление позитивного контакта между педагогом и родителями дошкольника.

Посещения семей. Чаще используется для сбора информации о семье ребенка, условиях его проживания и воспитания, но может использоваться и в целях педагогического просвещения родителей. Посещение семьи является эффективной формой работы по причине индивидуализации процесса просвещения, формирования благоприятного настроя, создания неформальной обстановки.

Практикумы, тренинги, мастер-классы. Довольно популярная сегодня форма работы, позволяющая родителям не только получить какие-то знания, но и опробовать их на практике (например, познакомиться и опробовать способы развития артикуляционного аппарата, научиться реализовывать потенциал конфликтных ситуаций в семье). За счет деятельного включения участников практикума в деятельность, обеспечивается максимальная заинтересованность, активность родителей, что благотворно влияет на эффективность деятельности по просвещению.

Конференции, обмен опытом. «Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается (…), чтобы вызвать обсуждение, (…) дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей»[8].

Использование наглядности. Разработка, создание и ознакомление родителей с содержанием всевозможных буклетов, брошюр, информационных стендов, памяток, листовок и пр. Развитие технических средств сегодня обогатило эту форму работы возможностью использования видеофильмов, презентаций, интерактивных разработок. Наглядные формы просвещения родителей удобно использовать в тех случаях, когда необходимо предоставить родителям определенный объем теоретических выкладок или познакомить с алгоритмом каких-либо действий (например, полезным будет создание памятки для родителей о режиме пребывания ребенка в детском саду, так как устное проговаривание данной информации не очень удобно).

Также в литературе встречаются такие формы как устные журналы, круглые столы, организация игр, родительских чтений, «педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и в школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей»[9]. На наш взгляд, эти формы незначительным образом отличаются от описанных выше, являясь слегка измененным вариантов приведенных примеров, поэтому подробному рассмотрению в данной работе они не подлежат.  

Развитие технических средств коммуникации предоставило возможность сделать процесс педагогического просвещения опосредованным. Сегодня педагог может использовать информационное пространство, различные средства связи для просвещения родителей. Стоит отметить, что использование информационно-коммуникационных средств не меняет принципиально формы организации взаимодействия работы с родителями, но все же накладывает определенный отпечаток. Иными словами,  использование различных технических средств не создало новых форм работы, но позволило в некоторой степени сделать более удобными ранее используемые формы. Так, сегодня предоставление необходимой информации о различных аспектах деятельности образовательного учреждения обеспечивает наличие собственного сайта этого учреждения. На этом сайте могут находиться, например, тексты консультаций, буклетов, проспектов, выдержки из литературы и пр. – то есть материалы, служащие целям просвещения родителей. Беседы, семинары, лекции также могут проводиться с помощью современных средств связи (как аудиальной, так и визуальной). Все это не меняет принципиально самой формы работы, но требует пересмотра некоторых моментов с учетом технической составляющей процесса. Например, текст консультации, представленный на сайте должен быть переработан как содержательно, так и оформительски с учетом того, как он будет восприниматься с экрана компьютера.

Таким образом, «дошкольные учреждения играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей»[10] и имеют в своем распоряжении довольно разнообразный арсенал форм организации деятельности для реализации данной цели. Любая из этих форм должна применяться с учетом ее уместности и эффективности в каждом конкретном случае.

1.2. Содержание просветительской работы с родителями дошкольников

Вопросы содержания просветительской работы с родителями рассматривали  своих трудах многие педагоги, такие как Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и другие. Исторически основа содержания педагогического просвещения родителей – это формирование у них знаний психологии ребенка и умений эти знания применять для обеспечения наиболее полноценного развития ребенка как личности, а также знакомство с основными принципами воспитания и обучения на каждом возрастном этапе. «Наука для родителей» Сухомлинского В.А., «Материнская школа» Коменского Я.А., «Книга для родителей» Макаренко А.С. - все это различные взгляды на содержание педагогического просвещения родителей.

Так, например, в известной Павлышской школе, созданной Сухомлинским В.А., конкретным содержанием просветительской деятельности стали «разделы из возрастной психологии, психологии
личности, теории физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания, основы родительской педагогики, в том числе вопросы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни, полового воспитания. Проводившие занятия в родительской школе использовали материал из местного опыта семьи и школы. При этом особое внимание обращалось на то, чтобы педагогические знания родителей соотносились с духовной жизнью школьников и способствовали повышению эффективности формирования их духовно-нравственного облика, выработке убеждений, соответствующих общественным интересам, гуманистическим идеалам, воспитанию чувства человечности, выработке собственной идейной, социальной ориентации»[11]. Стоит отметить, что и сегодня педагоги, определяя содержание просветительской работы с родителями, во многом опирается на идеи Сухомлинского В.А., так как они не теряют своей актуальности.

Долгое время в нашей стране основной задачей просвещения была педагогическая пропаганда и приобщение к нормативных компонентам содержания дошкольного (а впоследствии и школьного) образования, информирование о целях и задачах образовательного процесса учреждения, способах реализации педагогической деятельности, методах и приемах, используемых в ходе образовательного процесса. Современное понимание содержания педагогического просвещения родителей заметно расширилось.

Сегодня содержание педагогического просвещения родителей определяется каждым дошкольным образовательным учреждением и каждым педагогом исходя из профиля самого учреждения, особенностей родительского коллектива, уровня наличной педагогической культуры родителей дошкольников, их потребностей, имеющихся проблем и трудностей. Содержание педагогического просвещения родителей разрабатывается в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами различных уровней – от федерального до локального. Подробнее нормативно правовая база будет рассмотрена в следующем параграфе.

Основная цель педагогического просвещения родителей – это формирование педагогической культуры семьи, воспитание активной педагогической позиции родителей по отношению к собственным детям. Исходя из этой цели и определяется содержание работы, а именно:

- предоставление полной информации о работе дошкольного образовательного учреждения, реализуемой программе, режиме детского сада, особенностях пребывания ребенка в группе,

- знакомство родителей как с классическими, так и с новаторскими разработками в сфере воспитания, образования, развития и охраны здоровья детей,

- обеспечение своевременной информацией об изменениях в образовательном законодательстве, выпуске нормативно-правовых документов, касающихся воспитания, развития, охраны здоровья дошкольников и т.д.,

- знакомство с особенностями психологического развития ребенка конкретного возраста, обучение практическим навыкам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, навыкам создания благоприятных условий развития ребенка,

- консультативная и практическая помощь в разрешении воспитательных проблем, проблем развития ребенка, вопросах оздоровления, а также ориентирование родителей на работу со специалистами в случае необходимости,

- формирование активной позиции родителей как участников образовательного процесса, воспитание в них глубокого чувства ответственности за развитие ребенка и привлечение к педагогическому процессу, осуществляемому в ДОУ.

Результат  педагогического просвещения в ДОУ – это социальное партнерство семьи и ДОУ, компетентность родителей как главных воспитателей и педагогов для своего ребенка, формирование мотивации для осознанного родительства в сознании мам и пап, а также всех членов семьи, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка. Результатом педагогического просвещения в ДОУ, по выражению Путляевой Л., должно стать появление феномена «просвещенного родительства, которое складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике»[12].

В вопросе определения содержания просветительской работы с родителями дошкольников можно выделить следующие аспекты:

- Методический. Включает в себя предоставление родителям информации об образовательной программе, реализуемой в детском саду,  дополнительном образовании, способах организации взаимодействия с ребенком согласно программе в домашних условиях и пр.  

- Психолого-педагогический. Включает в себя работу по знакомству родителей с основными возрастными особенностями дошкольников, приобретения родителями навыков педагогически и психологически грамотного взаимодействия с детьми, формирование психолого-педагогического аспекта родительской компетентности.

- Эмоциональный. Не является напрямую способом реализации целей просвещения, но служит созданию благоприятной атмосферы, которая в свою очередь облегчает просветительскую деятельность. Имеет основной задачей снятие психологического напряжения, недоверия к дошкольному образовательному учреждению, установление контакта с семьями воспитанников. Данный аспект связан с психотерапевтической функцией деятельности педагога, актуальность которой имеет тенденцию к росту в современном обществе.

С последним аспектом тесно связано психологическое просвещение в дошкольном учреждении. Психологическое просвещение выполняет различные задачи, такие как информирование по вопросам психологического знания, психологизация социума (формирование научных установок о психологической науке и практической психологии), формирование потребности в применении психологических знаний в целях воспитания или самовоспитания.

На сегодняшний день психологическая служба с ДОУ представлена слабо, хотя именно на данном этапе родители испытывают наиболее серьезные затруднения как в ходе взаимодействия с ребенком, так и в решении внуртиличностных проблем. Детский сад – первый социальный институт, с которым знакомится ребенок, одно из первых государственных учреждений с которым взрослый взаимодействует именно как родитель. Для того, чтобы родители могли осуществлять эту роль наиболее успешно, дошкольному учреждению необходимо оказывать помощь, осуществляя психологическое сопровождение семей. Поэтому на первый план здесь выходит работа с родителями вновь прибывших детей. Подробнее об этом будет говориться во второй главе.

Таким образом, вопрос о содержании педагогического просвещения дошкольников – проблема, разрабатывавшаяся на протяжении развития педагогики как науки и имеющая свой вариант интерпретации в современности, включающий в себя несколько описанных выше аспектов.

1.3. Нормативно-правовые основы работы с родителями  в дошкольном учреждении

На сегодняшний день в Российской Федерации нет отдельного нормативного документа, регламентирующего деятельность дошкольного учреждения по просвещению родителей дошкольников. Отдельные вопросы, касающиеся форм, методов, содержания просвещения родителей, можно найти в различных документах, таких как закон «Об образовании», федеральный государственный стандарт дошкольного образования и другие. Воспитатель в своей работе должен опираться на общие рекомендации, почерпнутые из этих документов, а также учитывать специфику работы конкретной группы и конкретного образовательного учреждения.

Наиболее полно, на наш взгляд, вопросы работы с родителями дошкольников освещены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одна из задач, на которую направлен стандарт – это «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»[13].В  «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении»[14] также прописана данная задача. Согласно данному документу, организация взаимодействия с семьями воспитанников, а также оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей – одна из важнейших задач ДОУ, а также важное условие полноценного развития детей.

Сама федеральный государственный стандарт дошкольного образования является нормативно-правовой основой для «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»[15]. Иными словами, работа с родителями дошкольников, в том числе и педагогическое просвещение, должна проводиться на основании данного документа.

ФГОС ДО рассматривает взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и, исходя из этого, включает в  требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 

Отдельно и довольно подробно оговаривается в ФГОС ДО такой аспект просвещения родителей, как знакомство их с образовательной программой, реализуемой в ДОУ. Согласно данному нормативному документу, «организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы»[16].

Таким образом, ФГОС ДО оговаривает, что сотрудники ДОУ обязаны создавать условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. Подобная мысль была высказана еще в «Концепции дошкольного образования», в которой описывается необходимость «установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога».[17]

Отдельные вопросы взаимодействия ДОУ и родителей дошкольников освещаются и в других документах. Статья 64 Федерального закона «Об образовании» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы»[18]. Это означает, что в обязанности образовательного учреждения может не только входить просвещение родителей, чьи дети посещают его группу, но и тех детей, которые находятся на семейном воспитании. То же положение вынесено отдельно в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Статья 44 закона «Об образовании» устанавливает право родителей знакомиться с уставом и лицензией организации, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией,  с содержанием образования, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, используемыми в ДОУ. Данное право родителей обязывает педагога включать эти сведения в содержание своей работы по педагогическому просвещению.

Таким образом, существующее в Российской Федерации на сегодняшний день законодательство рассматривает педагогическое просвещение родителей как одну из важнейших задач, реализуемых в ходе своей деятельности дошкольным учреждением. Нормативные документы напрямую связывают необходимость просветительской деятельности ДОУ с процессом создания условий для полноценного развития ребенка, а также оговаривают, что процесс просвещения должен строиться на основе взаимопонимания, взаимоуважения, признания взаимной ценности всех сторон образовательного процесса, осуществляться с заинтересованностью, в процессе активной деятельности как педагогов, так и родителей.


ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ ДЕТЕЙ

2.1 Особенности просветительской работы с родителями вновь прибывших детей

Как было сказано выше, просветительский аспект деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, является весьма важным как для организации педагогического процесса, так и для создания условий гармоничного развития ребенка в целом. При этом трудно переоценить важность просвещения родителей, которые впервые приводят ребенка в детский сад. С особенностями просвещения родителей на данном этапе связан целый ряд факторов.

Во-первых, по мнению большинства психологов, семья, имеющая хотя бы одного ребенка в возрасте до трех лет (а подавляющее большинство детей начинают посещать дошкольное образовательное учреждение именно до трех лет) находится в группе риска в плане психологической устойчивости ее членов и сохранения семейной структуры как таковой. Это связано с тем, что молодым родителям приходится осваивать новые роли, и этот процесс осложняется тем фактом, что сам ребенок в этом возрасте осуществляет очень быстрое развитие, и родителям приходится подстраиваться под эти изменения. Именно в данный период развития семьи для дальнейшего ее успешного функционирования должно осуществиться множество процессов: адаптация всех членов семьи к новой семейной структуре, усвоенное новых социальных ролей (родитель, мать, отец), выработка семейной воспитательной системы и пр.

Во-вторых, процесс адаптации ребенка к детскому саду – непростой период для всех членов семьи, а не только для ребенка. Стресс в период адаптации испытывают и родители, так как им приходится подтверждать умение выступать в роли родителя на уровне государственного учреждения, а, кроме того, они испытывают переживания за ребенка. Как показывает практика, большинство конфликтов между семьей и сотрудниками ДОУ, в какой бы период пребывания ребенка в детском саду не происходили, берут свое начало именно в период адаптации. Поступление ребенка в детский сад – это период, когда формируется впечатление к дошкольному образовательному учреждению и отношение к нему и у ребенка, и у родителей.

Все вышеперечисленные факторы обуславливают и создают тот психологический фон, на котором происходит деятельность по просвещению, осуществляемая педагогом.  Воспитатель в своей деятельности должен учитывать эти особенности и осуществлять свою деятельность в связи с этими факторами. Так, педагог ДОУ должен осуществлять педагогически грамотный выбор содержания, форм, методов педагогического просвещения, исходя из вышеописанных факторов. Рассмотрим этот вопрос подробнее на конкретных примерах.

На наш взгляд, работу по просвещению родителей вновь прибывших в ДОУ детей следует начинать с установления контакта и снятия напряженности. В противном случае усилия по просвещению родителей, оказавшихся в сложной для них стрессовой ситуации, могут оказаться напрасными. Эту работу можно начинать еще в доадаптационный период, то есть незадолго до того как ребенок поступит в детский сад. Сегодня в дошкольных учреждениях в доадаптационный период практикуются в основном такие формы работы как родительские собрания, знакомство с детским садом, будущими педагогами, посещения групп и.д. Это прекрасные способы для решения задачи по снятию напряжения и установлению контакта. Кроме данных форм работы возможно, например, создание «Клуба родителей группы», «Школы заботливых родителей», «Кружка будущего детсадовца» и т.д. Все эти формы работы подразумевают совместное  посещение родителей и детей детского сада с организацией их игрового взаимодействия на территории группы (или детского сада) под руководством педагога. В ходе таких встреч родители и дети не только привыкают к самой среде детского сада, но и получают информацию о построении процесса пребывания ребенка в ДОУ, практикуют способы взаимодействия, которые будет использовать педагог, получают различные советы от воспитателя – как общие, так и конкретизированные для каждой конкретной семьи. Кроме того, в практике современных ДОУ можно встретить такие формы работы, как экскурсия (реальная или виртуальная) по детскому саду, посещения воспитателем семей, ознакомление семей с фотоальбомами о жизни детского сада и др.  Все это служит как задачам установления контакта, так и задачам просвещения в целом.

При условии качественного проведения соответствующей работы в доадаптационный период в момент поступления ребенка в детский сад педагог имеет возможность осуществлять непосредственно просвещение родителей. В этот период важен отбор содержания просвещения. Разумеется, в этот период необходимо предлагать информацию родителям о процессе адаптации и способах ее облегчения, рассказывать о способах сохранения и поддержания здоровья – как физического, так и психического - в этот период, продолжать знакомить с деятельностью ДОУ. В данный период необходимо обеспечить активное взаимодействие родителей не только с педагогами группы, но и остальным педагогическим составом дошкольного учреждения (педагог-методист, педагог-психолог, педагог по физическому воспитанию ит.д.), а также администрацией, медицинским персоналом. Это позволит оказать родителям всестороннюю помощь, осветить возможные затруднения с различных точек зрения, а также помочь им сориентироваться в организационной структуре ДОУ. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях на данном этапе применяются в основном консультации, беседы, используются наглядные материалы (папки-передвижки, листовки, стенгазеты, буклеты, брошюры и т.д.).

Адаптация ребенка к детскому саду может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. По большому счету, весь первый год пребывания ребенка в детском саду является адаптационным. Однако на сегодняшний день условно выделяется первичная адаптация, или острый адаптационный период, когда ребенок испытывает максимальные нагрузки – психические, физические, неврологические и т.д. В среднем этот период длится один – два месяца. На данном этапе работа с родителями оказывается важной как никогда – ведь если педагог сумеет в это трудное для семьи время найти подход и к ребенку, и к родителям, помочь им преодолеть все сложности, убедить в своем профессионализме и завоевать доверие семьи, - и у ребенка, и у родителей сформируется позитивное отношение к дошкольному образовательному учреждению, что позволит проводить в будущем продуктивную работу.

В ходе работы с родителями в так называемый постадаптационный период (период после прохождения детьми острой адаптационной фазы) может быть использовано большое разнообразие форм деятельности. В работу по просвещению можно включать использование круглых столов, семинаров, дискуссий, диспутов, лекториев, и других энергозатратных и длительных по времени форм, и от которых необходимо было отказаться в период адаптации из-за повышенного психического напряжения всех участников образовательного процесса.

Кроме того, по мере изучения детей группы просветительская работа с родителями может быть более индивидуализирована, так как педагог по ходу общения с детьми родителями  выделить затруднения и сложности, которые испытывает каждая конкретная семья, конкретный ребенок, и оказывать помощь индивидуально или в небольших группах.

Еще одним моментом, связанным с просвещением родителей вновь прибывших детей является формирование установки на самостоятельное решение проблем. Сотрудники ДОУ оказывают квалифицированную помощь семье в случае затруднений, могут давать необходимую информацию, советы предлагать практические приемы и даже алгоритмы конкретных действий. Но само решение проблемы – это всегда активная деятельность родителей, процесс взаимодействия всей семьи, осуществление ими определенных  усилий. Эта мысль должна доводиться до сознания родителей педагогом  в течение всей работы с родителями, так как в современном обществе наблюдается тенденция перекладывания ответственности в вопросах воспитания детей на различные государственные учреждения (детский сад, школа и т.д.). Важно понимать, что приоритет воспитания ребенка всегда принадлежит семье, это указано в том числе и в нормативных документах, регламентирующих деятельность ДОУ.

Таким образом, работа с родителями в течение всего первого года пребывания ребенка в детском саду  имеет свои особенности, связанные с различными сторонами процесса адаптации. Педагог, осуществляя педагогическое просвещение родителей вновь прибывших детей, должен их учитывать.

2.2 Годовой перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей

Пояснительная записка

Перспективный план просветительской работы с родителями детей 1 младшей группы включает в себя проведение трех мероприятий в месяц, включая летние месяцы. Особенностью данного плана является то, что работа с родителями начинается в мае, до фактического поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Это объясняется необходимостью подготовки родителей к адаптационному периоду, снабжение их необходимыми психологическими установками, практическим приемами, облегчающими процесс привыкания ребенка к детскому саду. Таким образом, работа с родителями 1 младшей группы начинается в мае, и заканчивается спустя календарный год также в мае итоговыми мероприятиями.

Данный перспективный план включает в себя мероприятия по просвещению родителей различных организационных форм (тренинги, беседы, консультации, создание наглядных материалов и пр.), а также индивидуальную работу с родителями. Все используемые в плане формы и методы работы служат не только основной цели – педагогическому просвещению родителей, но и целям налаживания контакта, ведущего к продуктивной совместной деятельности, установления эффективного взаимодействия ДОУ с семьей, снятию психологического напряжения всех участников адаптационного процесса, создания совместными усилиями условий для гармоничного развития ребенка.

Мероприятие

Цель

Участники

Планируемый результат

Индивидуальная работа

Срок реализации

1

2

3

4

5

6

Тренинг «Приемы помощи ребенку и семье в период адаптации».

Обучить родителей практическим навыкам помощи ребенку и семье  в период адаптации. Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью.

Педагог-психолог, методист.

Родители владеют практическими навыками помощи ребенку и семье  в период адаптации.

Работа психолога с проблемными семьями в индивидуальном порядке.

Май.

Школа будущих детсадовцев (8 встреч в месяц).

Знакомство с особенностями педагогической работы в ДОУ.

Родители, дети, педагоги-воспитатели.

Родители имеют представление об особенностях педагогической работы в ДОУ.

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Май.

Разработка и размещение материалов на сайте ДОУ.

Доведение до сведения родителей актуальной информации о зачислении детей, информирование об основных правила пребывания в детском саду.

Администрация ДОУ.

Родители владеют актуальной информацией о зачислении детей, основных правила пребывания в детском саду.

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Май.

Собрание для родителей поступающих в ДОУ детей.

Знакомство  родителей с особенностями пребывания ребенка в ДОУ, возможными проявлениями адаптации, формирование положительного отношения родителей к детскому саду и его сотрудникам.

Родители поступающих в ДОУ детей, заведующий ДОУ, педагогический состав ДОУ (педагоги групп, педагоги-специалисты, методист), медицинский персонал.

Родители знакомы с особенностями пребывания ребенка в ДОУ, возможными проявлениями адаптации.т

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Июнь.

Посещение родителями группы будущего пребывания ребенка.

Знакомство родителей с сотрудниками группы, групповым помещением, обсуждение режимных вопросов.

Родители, дети, воспитатели группы, младший воспитатель.

Родители имеют представление об устройстве группы, сотрудниках, режиме дня в группе.

Индивидуальные беседы по желанию родителей.

Июнь.

Разработка и создание виртуальной экскурсии по ДОУ (на сайте ДОУ).

Создание условий для знакомства с детским садом для каждой семьи в удобное для них время.

Администрация ДОУ.

Родители имеют возможность провести совместно с ребенком виртуальную экскурсию в детский сад.

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Июнь.

Беседа «Адаптация ребенка к детскому саду: медицинский аспект».

Предоставление родителям информации о медицинском аспекте процесса адаптации (риске заболеваний, способах поддержания организма в период адаптации и пр.). Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью.

Родители, медицинский персонал.

Родители имеют представление о медицинском аспекте адаптации. Создан буклет на тему «Адаптация ребенка к детскому саду: медицинский аспект».

Работа медицинского сотрудника с родителями часто болеющих детей в индивидуальном порядке.

Июль.

Беседа «Психологические особенности адаптации».

Предоставление родителям информации о психологическом аспекте процесса адаптации – особенностях работы нервной системы ребенка в этот период, возможных способах облегчения процесса адаптации на психологическом уровне».

Родители, воспитатели, педагог-психолог.

Родители владеют основными навыками психологической помощи ребенку в период адаптации. Создан информационный лист на тему «Психологические особенности адаптации».

Работа психолога с проблемными семьями в индивидуальном порядке.

Июль.

Разработка и создание фотоальбома «Ребята в садике».

Ознакомление родителей и детей с режимными моментами в наглядной форме.

Родители, воспитатели группы.

Родители имеют представление о режиме группы, могут провести соответствующую работу с детьми.

Привлечение родителей к оформлению фотоальбома в индивидуальном порядке.

Июль.

Консультация на тему «Питание ребенка третьего года жизни».

Предоставление родителям информации об особенностях питания ребенка третьего года жизни.

Медицинская сестра, повар.

Родители имеют представление об особенностях питания ребенка третьего года жизни

Привлечение родителей к созданию наглядного материала для консультации в индивидуальном порядке.

Август.

Создание памятки «Одежда для садика: правила создания детского гардероба».

Предоставление родителям информации об особенностях формирования детского гардероба для посещения ДОУ.

Родители, воспитатели группы.

Родители имеют представление об особенностях формирования детского гардероба для посещения ДОУ

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Август.

Родительское собрание на тему «Итоги адаптации. Подготовка к учебному году».

Предоставление родителям информации об итогах адаптационного процесса, решенных и нерешенных сложностях. Решение организационных вопросов.

Родители, воспитатели группы, методист.

Родители имеют представление об итогах адаптации, родители детей, имеющих затруднения, проинформированы индивидуально.

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Август.

Создание брошюры «Образовательный процесс в ДОУ» и ознакомление с нею родителей.

Познакомить родителей с особенностями образовательного процесса в группе пребывания их детей.

Воспитатели группы, родители, методист.

Создана брошюра «Образовательный процесс в ДОУ», родители имеют представление об особенностях и организации образовательного процесса в группе.

Привлечение родителей к оформлению брошюры в индивидуальном порядке.

Сентябрь.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам образовательного процесса в  ДОУ.

Подробное ознакомление родителей с образовательным процессом в ДОУ, разрешение затруднительных ситуаций, помощь в выборе дополнительных образовательных услуг.

Родители, методист, воспитатели группы.

Родители владеют необходимой информацией для принятия решения о возможной дополнительной образовательной нагрузке для ребенка.

Индивидуальный консультации по организационным вопросам.

Сентябрь.

Оформление стенда «В помощь родителям: ссылки на полезные образовательные Интернет-ресурсы для детей третьего года жизни».

Предоставить родителям актуальную информацию об образовательных Интернет-ресурсах для детей третьего года жизни.

Воспитатели группы, родители.

Родители владеют актуальной информацией об образовательных Интернет-ресурсах для детей третьего года жизни. Создан стенд «В помощь родителям: ссылки на полезные образовательные Интернет-ресурсы для детей третьего года жизни».

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Сентябрь.

Тренинг «Конфликтны ситуации – как избежать, как решить, как сделать выводы».

Познакомить родителей с практическими приемами воздействия на себя и окружающих в условиях конфликтной ситуации (как с участием ребенка, так и без него). Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью.

Педагог-психолог, методист, воспитатели, родители.

Родители владеют практическими навыками взаимодействия в конфликтной ситуации.

Работа психолога с проблемными семьями в индивидуальном порядке.

Октябрь.

Создание листовки «Профилактика инфекционных заболеваний в холодное время года».

Предоставить родителям информацию о практических приемах организации профилактики инфекционных заболеваний в холодное время года.

Родители, медицинский персонал, воспитатели группы.

Родители владеют информацией о практических приемах организации профилактики инфекционных заболеваний в холодное время года.

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Октябрь.

Беседа на тему «Прививка – необходимая мера или ненужный риск?»

Предоставить родителям полную информацию о проблеме вакцинации.

Родители, медицинский персонал, воспитатели группы.

Родители имеют полную информацию для принятия аргументированного решения о вакцинации ребенка.

Работа с родителями часто болеющих детей в индивидуальном порядке.

Октябрь.

Тренинг «Капризы трехлетки: как себя вести».

Познакомить родителей с практическими навыками поведения в случае проявления детских капризов. Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью.

Родители, воспитатели, педагог-психолог.

Родители владеют практическими навыками поведения в случае проявления детских капризов.

Работа психолога с проблемными семьями в индивидуальном порядке.

Ноябрь.

Разработка и создание буклета «Права ребенка».

Предоставить родителям информацию о правах ребенка.

Родители, воспитатели группы.

Родители владеют информацией о правах ребенка. Создан буклет «Права ребенка».

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Ноябрь.

Семинар «Как отдохнуть с пользой для ребенка: организация совместной деятельности в домашних условиях».  

Познакомить родителей с основными приемами организации совместной деятельности в домашних условиях с ребенком третьего года жизни.

Родители, воспитатели группы.

Родители владеют основными приемами организации совместной деятельности в домашних условиях с ребенком третьего года жизни.

Индивидуальная работа с родителями по подготовке к семинару.

Ноябрь.

Создание памятки «Перевозка ребенка на личном транспорте: правила выбора удерживающих устройств».

Познакомить родителей с правилами перевозки ребенка на личном транспорте.

Родители, воспитатели группы.

Родители ознакомлены с правилами перевозки ребенка на личном транспорте. Создана памятка «Перевозка ребенка на личном транспорте: правила выбора удерживающих устройств».

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Декабрь.

Консультация «Подготовка к новому году».

Познакомить родителей со способами психологичной подготовки ребенка к проведению утренника.

Родители, воспитатели группы.

Родители знакомы со способами психологичной подготовки ребенка к проведению утренника.

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Декабрь.

Беседа на тему «Как избежать нарушения режима дня и питания в праздники?»

Напомнить родителям о важности соблюдения режима дня и питания, познакомить с приемами, позволяющими избежать нарушения режима дня и питания в праздники.

Родители, воспитатели группы.

Родители знакомы с приемами, позволяющими избежать нарушения режима дня и питания в праздники.

Привлечение родителей к созданию демонстрационного видео для проведения беседы.

Декабрь.

Создание буклета «Развитие речи ребенка третьего года жизни».

Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка третьего года жизни.

Родители, воспитатели группы.

Родители имеют представление о развитии речи ребенка третьего года жизни. Создан буклет «Развитие речи ребенка третьего года жизни».

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Январь.

Беседа «Логопедические отклонения у ребенка: мифы и реальность».

Предоставить родителям информацию о возможных отклонениях в развитии речи у ребенка третьего года жизни.

Родители, педагог-логопед.

Родители имеют представление о возможных отклонениях в развитии речи у ребенка третьего года жизни.

Работа логопеда с семьями, воспитывающими детей с речевыми отклонениями  в индивидуальном порядке.

Январь.

Обмен опытом «Обогащение словарного запаса ребенка».

Познакомить родителей с приемами, позволяющими обогатить словарный запас ребенка третьего года жизни. Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью.

Родители, воспитатели группы.

Родители знакомы с приемами, позволяющими обогатить словарный запас ребенка третьего года жизни.

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Январь.

Обогащение стенда «В помощь родителям: подборка полезной литературы».

Создание условий для ознакомления родителей с актуальной литературой по воспитанию детей.

Родители, воспитатели группы.

Стенд обогащен книгами по воспитанию детей  (с помощью воспитателей и родителей).

Привлечение родителей к созданию мини-библиотеки.

Февраль.

Круглый стол «Художественные и музыкальные способности ребенка – выявить, поддержать, развить».

Обсуждение вопросов художественной и музыкальной одаренности, знакомство с основными приемами выявления и поддержки способностей ребенка.

Родители, воспитатели, педагогический состав ДОУ, методист.

Родители владеют основными приемами выявления и поддержки способностей ребенка.

Индивидуальная работа с родителями в ходе подготовки к мероприятию.

Февраль.

Создание брошюры «Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни».

Предоставление родителям информации об особенностях сенсорного развития ребенка третьего года жизни.

Родители, воспитатели группы.

Родители владеют информацией об особенностях сенсорного развития ребенка третьего года жизни. Создана брошюра «Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни».

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Февраль.

Разработка памятки «Культурно-гигиенические навыки ребенка третьего года жизни».

Предоставить информацию о возможных способах формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни.

Родители, воспитатели группы.

Родители владеют информацией о возможных способах формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни. Создана памятка «Культурно-гигиенические навыки ребенка третьего года жизни»

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Март.

Проведение открытого мероприятия, посвященного празднику 8 марта.

Демонстрация промежуточных итогов освоения программы, наличного уровня развития детей.

Родители, воспитатели группы, помощник воспитателя.

Родители имеют представление о промежуточных итогах освоения детьми образовательной программы

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Март.

Разработка и создание альбома «Что мы знаем».

Познакомить родителей с текстами, изученными в течение года для возможного их применения в совместной деятельности в домашних условиях.

Родители, воспитатели группы.

Создан альбом «Что мы знаем». Родители знакомы с текстам, изученными в течение года, имеют возможность их применения в совместной деятельности в домашних условиях.

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Март.

Беседа «Физическое развитии ребенка третьего года жизни».

Познакомить родителей с особенностями физического развития ребенка третьего года жизни.

Инструктор по физвоспитанию, родители.

Родители знакомы с особенностями физического развития ребенка третьего года жизни.

Индивидуальная работа  инструктора с семьями, испытывающими затруднения в вопросах физического воспитания ребенка.

Апрель.

Консультация на тему «Прогулка с ребенком: как сделать ее интересной для всех».

Познакомить родителей со способами организации взаимодействия с ребенком на прогулке.

Родители, воспитатели группы.

Родители знакомы со способами организации взаимодействия с ребенком на прогулке.

Привлечение родителей к созданию демонстрационного материала для консультации.

Апрель.

Создание и ознакомление родителей с памяткой «Способы закаливания».

Познакомить родителей со способами закаливания детей третьего года жизни.

Родители, воспитатели группы, медицинский персонал.

Родители имеют представление о способах закаливания, приемлемых для ребенка третьего года жизни.  Создана памятка «Способы закаливания.

Разъяснение отдельных моментов по просьбам родителей.

Апрель.

Создание папок портфолио воспитанников (с работами и комментариями педагогов).

Предоставить родителям информацию о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года.

Педагогический состав ДОУ, родители.

Родители имеют представление наглядное о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года. Созданы папки портфолио воспитанников (с работами и комментариями педагогов).

Привлечение родителей к оформлению портфолио в индивидуальном порядке.

Май.

Оформление стенда «Какими мы были, какими мы стали…»

Предоставить родителям информацию о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года.

Воспитатели группы, родители.

Родители имеют представление наглядное о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года. Создан стенд «Какими мы были, какими мы стали…»

Привлечение родителей к созданию альбома в индивидуальном порядке.

Май.

Родительское собрание «Итоги года».

Предоставить родителям информацию о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года.

Воспитатели группы, младший воспитатель, родители, дети.

Родители имеют представление о результатах образовательного и воспитательного процесса по итогам года.

Индивидуальная работа в ходе подготовки к мероприятию.

Май.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое просвещение родителей – одна из задач отечественного образования, имеющая довольно богатую историю. Однако сегодня она обретает новые смыслы, не теряя своей актуальности. Изменения в обществе, структуре современной семьи, роли образовательных учреждений – все это заставляет педагогов по-иному взглянуть на проблему осуществления просветительской деятельности.

В ходе данного исследования, темой которого стало педагогическое просвещение родителей в вновь прибывших в ДОУ детей, мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна выстаиваться исходя из особенностей протекания процесса адаптации всех участников педагогического процесса. Поэтому в задачи просвещения должны быть включении и психотерапевтический, и деятельностный, и собственно информирующий  аспекты. Иными словами, работа по педагогическом у просвещению родителей вновь прибывших детей должна строиться на основании учета особенностей каждой конкретной семьи, с целью налаживания продуктивных взаимоотношений, с использованием максимально эффективных методов в каждом конкретном случае.

В качестве реализации цели исследования был разработан годовой перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей, включающий в себя различные методы и формы работы, привлекающий максимальное количество сотрудников ДОУ к взаимодействию с родителями. Данный перспективный план может быть использован и применен в условиях практически любого современного дошкольного образовательного учреждения. Мы прогнозируем в случае использовании данного плана не только повышение уровня педагогических знаний у родителей, но и умение грамотного ими использования на практике полученных умений и навыков продуктивного взаимодействия с собственными детьми, а также повышение уровня результативности взаимодействия ДОУ с семьей, рост уровня доверия к сотрудником ДОУ со стороны родителей, а значит, и облегчение процесса адаптации как детей, так и взрослых. Поэтому дальнейшее развитие данного исследования предполагается в направлении его практического использования и возможной корректировки, исходя их конкретных условий.

Таким образом, цель данного исследования - разработать годовой перспективный план просветительской работы с родителями вновь прибывших детей, - в ходе работы была достигнута. Осуществление цели было достигнуто с помощью намеченных в начале исследования задач – изучения соответствующей литературы, анализа существующих форм и методов просветительской работы, выбора наиболее уместных для работы с родителями вновь прибывших детей, исходя из психологических особенностей процесса адаптации и п.д. На наш взгляд, все поставленные задачи были решены, став шагами последовательными по осуществлению деятельности по реализацию цели исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

  1. Концепция дошкольного воспитания // Электронный ресурс / Режим доступа http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm (дата обращения 25.07. 2016)
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск №6214 (238)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Российская газета - Федеральный выпуск №5688 (15)

  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122)
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета - Федеральный выпуск №5976 (303).

Литература:

  1. Аверин, В.А. Психология развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. - 2-е изд. перер. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 64 с.
  2. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 98 с.
  3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
  4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001. – 123 с.
  5. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 189 с.
  7. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых. Стимулы и мотивы / Вершловский С.Г. М., Педагогика, 182 с. – 1987.
  8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 224 с.
  9. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М., Глобус, 2007. – 210 с.
  10. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007. – 128 с.
  11. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М., «Сфера», 2002. - 310 с.
  12. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В, Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья. М., «Линка-Пресс», 2001. -  147 с.
  13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания        и обучения: Учебник для вузов. / Под ред. А. Г.  Гогоберидзе, О.        В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 106 с.
  15. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 129 с.
  16. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006. – 69 с.
  17. Игнатова И.А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. // Электронный ресурс / Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Firbis.gnpbu.ru%2FAref_2009%2FIgnatova_I_A_2009.pdf&name=Ignatova_I_A_2009.pdf&lang=ru&c=5791dd4a1838  (дата обращения 21.07.2016)
  18. Игнатова И.А., Цветкова Е.Е. Актуальные проблемы в педагогическом
    просвещении родителей и пути их разрешения // Логопедия. — 2004.- №2(4). - С. 31-35.
  19. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. М.; Самара, 2001. – 201 с.
  20. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с.
  21. Кирик А. М. Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 335-337.
  22. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 68 с.
  23. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. - М., Книга по требованию, 2012. - 320 с.
  24. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.- М., «ТЦ Сфера», 2005. – 321 с.
  25. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.—М.: Прометей, Юрайт, 1998.—464 с.
  26. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов., 2005. -71 с.
  27. Макаренко А.С. Книга для родителей / Макаренко А.С. СПб., Лениздат, 1981. - 320с.
  28. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  29. Мухина В. С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  30. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 99 с.
  31. Писарева В.О. Технология работы по педагогическому просвещению родителей // Электронный ресурс / Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.scienceforum.ru%2F2015%2Fpdf%2F14941.pdf&name=14941.pdf&lang=ru&c=5791d8b381d6&page=17 (дата обращения 22.07.2016)
  32. Подласый И.П. Педагогика / Подласый И.П. М., Владос, 2006. – 256 с.
  33. Путляева Л. Кто такой «просвещенный родитель»?//Дошк. воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.
  34. Радуга: Программа и руководство для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М., 1993. – 291 с.
  35. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. М., Институт Общегуманитарных Исследований; 2013. – 113 с.
  36. Ситник А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии / Ситник А.П. М., Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428с.
  37. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии 2000 № 3. С. 3—13.
  38. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии, 2007, № 1. С 5 – 20.
  39. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М., Аркти, 2005. – 302 с.
  40. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
  41. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. т.2. - М.: Педагогика, 1980. – 456 с.
  42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:  Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / Под. Ред. В. Струминского, М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1952. – 439 с.
  44. Харламов И.Ф. Педагогика. Киев, Университетское,  2000. – 540с.
  45. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: книга для воспитателей детского сада и родителей / Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. -112 с.
  46. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  47. Ядшенко В.И. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядшенко, Ф. А. Сохина. – М.,  Просвещение, 1978. – 328с.


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265). С. 15.

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Российская газета - Федеральный выпуск №5688 (15). С. 3.

[3] Ядшенко В.И. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядшенко, Ф. А. Сохина. – М.,  Просвещение, 1978. с 35.

[4] Игнатова И.А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. // Электронный ресурс / Режим доступа:  https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Firbis.gnpbu.ru%2FAref_2009%2FIgnatova_I_A_2009.pdf&name=Ignatova_I_A_2009.pdf&lang=ru&c=5791dd4a1838  (дата обращения 21.07.2016)

[5] Харламов И.Ф. Педагогика. Киев, Университетское,  2000. С. 266.

[6] Ядшенко В.И. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядшенко, Ф. А. Сохина. – М.,  Просвещение,  1978. С 159.

[7] Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. С. 34.

[8] Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. С. 34.

[9] Ядшенко В.И. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядшенко, Ф. А. Сохина. – М.,  Просвещение,  1978. С. 18.

[10] Ядшенко В.И. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядшенко, Ф. А. Сохина. – М.,  Просвещение,  1978. С. 18.

[11] Писарева В.О. Технология работы по педагогическому просвещению родителей // Электронный ресурс / Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.scienceforum.ru%2F2015%2Fpdf%2F14941.pdf&name=14941.pdf&lang=ru&c=5791d8b381d6&page=17 (дата обращения 22.07.2016)

[12] Путляева Л. Кто такой «просвещенный родитель»?//Дошк. воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.

[13] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265). С. 4.

[14] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Российская газета - Федеральный выпуск №5688 (15). С. 12.

[15] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265). С. 4.

[16] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265). С. 5.

[17] Концепция дошкольного воспитания // Электронный ресурс / Режим доступа http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm (дата обращения 25.07. 2016)

[18] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета - Федеральный выпуск №5976 (303). С. 3. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация просветительской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников

Описана организация просвятиетльской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников....

Просветительская работа с родителями дошкольников - демонстрационный материал в виде папок-передвижек

Ранний дошкольный возрастИграем вместе с детьмиВоспитание привычек у ребенкаЗанимаемся дома с детьми 3х-4х летКризис 3-х летРебёнок дерётся - что делать?Плохие словаСамостоятельность детей 2х-3х летСа...

Методическая разработка "Формы культурно-просветительской работы с родителями"

Формы культурно-просветительской работы с родителями...

Содержание духовно – просветительской работы с родителями.

Содержание духовно – просветительской работы с родителями. Содержанием духовно-нравственного воспитания дошкольников являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этничес...

Папки-передвижки как одна из форм просветительской работы с родителями

Папки-передвижки представляет собой двухстороннюю книжку-гармошку формата А4. Основу папки можно сделать своими руками из листов картона или пластиковой потолочной плитки, а материал распечатыват...

Родительские чтения - как форма просветительской работы с родителями.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....